Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. Стандартизация теста, тестовые нормы



 

Подстандартизацией понимают процесс унификации, регламентации, приведения к единым нормативам процедуры психодиагностики и тестовых показателей.

1. Стандартизация процедуры эксперимента – унификация инструкций, бланков, стимульного материала, способов регистрации результатов, условий проведения обследования. Единственной переменной в диагностической ситуации должен быть испытуемый.

2. Стандартизация тестовых показателей, или стандартизация как выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний у разных испытуемых, предполагает разработку тестовых норм.

Психодиагностическая норма. Цель нормализации тестовых показателей – возможность определения индивида в ряду признаков; соотношение показателей различных тестов; возможность математической обработки данных.

Схема стандартизации. Обработка результатов → итоговый балл («сырая» оценка выполнения теста) → перевод в стандартные оценки, в «некоторую относительную меру» (А.Анастази, С.Урбина, 2001). В результате, полученные стандартные оценки выражают один из двух основных аспектов: 1) достигнутый уровень развития или 2) относительное положение индивида в определенной группе.

Виды диагностических норм

1. Статистические нормы

Разработка статистических норм осуществляется путем проведения методики на достаточно большой репрезентативной выборке (выборке стандартизации) того типа, для которой данная методика предназначена. Индивидуальные показатели сравниваются со среднестатистическими показателями по тесту, полученными на выборке стандартизации.

В основе разработки статистических норм лежит гипотеза о нормальном распределении измеряемого признака (аналогично антопометрическим характеристикам, таким, как рост, вес и пр.). В связи с этим, распределение тестовых показателей также должно стремиться к нормальному.

При нормальном распределении все изучаемые величины находятся в пределах х ср. ± 5σ. Результаты в пределах х ср.±σ показывают границы наиболее характерной, представительной части распределения, т.е. являются границами нормы (68%). Остальное – ниже (выше) нормы, или значительно ниже (выше) нормы.

Процентильные нормы. Процентиль – процент испытуемых из выборки стандартизации, которые получили равный или более низкий балл, чем балл данного испытуемого.

Стандартные показатели. Перевод «сырых» оценок к другому масштабу. Выражают отличия индивидуального результата от среднего в единицах отклонения соответствующего распределения.

а) линейное преобразование (распределение «сырых» баллов нормальное, перевод осуществляется для удобства);

б) нелинейное преобразование (распределение «сырых» баллов не соответствует нормальному, осуществляется предварительная нормализация показателей).

К стандартным шкалам в психодиагностике относят: шкалу IQ, шкалу стенов, стэнайнов, Т-шкалу.

По мнению А.А.Бодалева, В.В.Столина, выбор статистической модели распределения – законный произвол психометриста, пока сам тест выступает в качестве единственного эталона измеряемого свойства. Необходимо тщательно следить за соответствием сферы применения диагностических норм той выборке испытуемых, на которой они были получены.

2. Критериальные нормы

В качестве эталона выступает внешний по отношению к тесту, целевой критерий. Особое значение критериальный подход имеет в таких областях практики, где высокие результаты могут дать узкоспециализированные методики, например, в обучении.

В качестве примера внешнего критерия можно рассмотреть понятие социально-психологического норматива, введенного К.М.Гуревичем. Под социально-психологическим нормативом понимают объем требований общества к психическому развитию каждого из его членов. Так, социально-психологический норматив по отношению к умственному развитию школьников содержится в требованиях образовательных программ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.