Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2. Классификация психодиагностических методик. Тест как основной инструмент психодиагностики



В современной психодиагностике существует несколько классификаций диагностических методик.

1. По степени формализации можно выделить высокоформализованные (тесты) и малоформализованные (например, беседа, наблюдение) методики. Выделение данных довольно условно; все существующие методики можно представить в виде континуума по степени формализации. Минимально формализованной в данном континууме будет выступать клиническая беседа, максимально – тесты интеллекта.

2. По подходам к интерпретации результатов можно также выделить две группы методик: номотетические и идеографические. Номотетический подход предполагает интерпретацию индивидуальных результатов исходя из представлений о средней выраженности диагностируемого признака в популяции. При идеографическом подходе акцент делается на индивидуальном своеобразии человека, выявлении его уникальности.

3. Технологический подход (С.Розенцвейг, Л.Ф.Бурлачук) является основой большинства современных классификаций и предполагает разделять методики в зависимости от уровня диагностируемого поведения индивида. Согласно данному подходу можно выделить 3 группы методик: 1) Объективные – измерение осуществляется на основании результативности и способа выполнения заданий в диагностической ситуации (когнитивные тесты); 2) Субъективные – измерение осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о самом себе (опросники); 3) Проективные – измерение осуществляется на основании анализа взаимодействия с внешне нейтральным стимулом. Внутри каждой группы возможна своя, более детализированная классификация.

4. Необходимо упомянуть о существовании ряда дополнительных классификаций (см. подробнее в учебнике А.А.Бодалева и В.В.Столина). Различают вербальные и невербальные методики, бланковые и аппаратурные, открытые и профессиональные, с наличием правильного ответа и без такового.

Особая роль в психологической диагностике традиционно отводится тестам. В.Н.Дружинин определяет тест как научно-практический метод психологического измерения, состоящий из конечной серии кратких заданий, направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний.

Необходимо отметить, что рассматривая тест как измерительный инструмент, мы прибегаем к определенному допущению. Как подчеркивает К.М.Гуревич, измерить – значит определить какой-либо мерой величину измеряемого. Для этого необходимо соблюсти, по крайней мере, два условия.

1. Измерительный инструмент должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же, тождественную самой себе меру.

2. То, что измеряется, должно быть тождественно самому себе.

В психодиагностике подобные условия соблюсти крайне сложно. То есть, тест не является измерительным инструментом аналогично инструментам, например, в физике. Тест, выступает скорее инструментом сравнения и определяет последовательность, порядок сравниваемых объектов.

Для понимания психологической сущности тестов можно обратиться к метафоре А.Г.Шмелева, который предполагает рассматривать тест как оружие, дающее преимущество тому, кто его использует для достижения целей. К основным техническим характеристикам тестов необходимо отнести стандартизованность, надежность и валидность.

Тест позволяет измерить свойство количественно. За основу процедуры тестирования принята модель К.Левина: поведение есть функция личности и ситуации. В ситуации диагностики исследователем решается задача – восстановить свойство личности по поведению в ситуации, а точнее, по реакциям испытуемых на пункты теста. Реакции испытуемых формализуются с помощью использования измерительных шкал: дихотомической (пункты теста предполагают ответы «да» или «нет»), порядковой (три и более варианта ответа). Результаты суммируются и получается итоговый («сырой») балл по тесту – оценка, характеризующая испытуемого. Данную оценку считают оценкой «интенсивности» свойства, принимая гипотезу о том, что относительная частота обнаружения свойства прямо пропорциональна «интенсивности» этого свойства, то есть, степени выраженности диагностируемой черты. Для измерения психологических особенностей индивида используется интервальная шкала.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.