Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М.Горького»

Факультет психологии

Кафедра общей психологии и психологии личности

Психодиагностика

Методические указания

Составитель: О.С. Чаликова

Екатеринбург

2011

Введение

 

Психологическая диагностика является особой областью психологического знания, которая представляет собой как теоретическое направление, разрабатывающее методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности, так и сферу практической деятельности психолога. Роль психодиагностики как связующего звена между фундаментальными отраслями психологии и практическими запросами общества позволяет рассматривать изучение данной дисциплины в качестве необходимого условия подготовки профессионального психолога.

Вместе с тем, процесс окончательного оформления психодиагностики в самостоятельную ветвь психологического знания в России нельзя признать завершенным. Несмотря на то, что соответствующие курсы преподаются практически во всех высших учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой и переподготовкой психологов, вопросы относительно предмета психологической диагностики, а также методов ее изучения остаются дискуссионными. Со времени публикации первого в СССР учебного пособия («Общая психодиагностика» авторов А.Бодалева и В.Столина в 1987 году) появилось достаточно большое количество литературы, в том числе, учебников и практикумов, в которых рассматриваются различные аспекты психологической диагностики. Авторам большинства из них зачастую не удается избежать дискуссий и полемики. Внимательный читатель может увидеть разночтения в содержании учебных пособий, обусловленные, в том числе авторской позицией. Цель данных методических рекомендаций – сориентировать студентов, приступающих к изучению базового курса «Психодиагностика», в проблемном поле современной российской психодиагностики и тем самым способствовать профилактике возможных трудностей в усвоении содержания дисциплины.

Курс «Психодиагностика» является базовым для студентов 3 и 4 курса, обучающихся по специальности 030301 «Психология». Содержание дисциплины опирается на знания, умения и навыки, полученные в результате прохождения курсов «Общая психология», «Психология развития», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии». Курс является основанием для прохождения ряда спецкурсов, посвященных углубленному изучению прикладной психодиагностики, а также для организации исследовательской деятельности студентов в процессе работы над курсовыми, выпускными и дипломными проектами.

Курс «Психодиагностика» рассчитан в первую очередь на подготовку специалистов в режиме пользователя-практика, что не исключает изучения методологических основ психодиагностики, в частности, основ дифференциальной психометрики и приемов конструирования и адаптации диагностических батарей. Особое внимание уделяется изучению методологических и методических принципов диагностики психологических качеств и свойств, а также корректному использованию традиционного психодиагностического инструментария.

Цель курса – формирование системы знаний в области методологии психодиагностического исследования, а также овладение начальными навыками психолога-диагноста.

Задачи курса:

1.Овладение студентами базовым понятийным аппаратом современной психодиагностики.

2.Формирование умения ориентироваться в современных тенденциях развития психодиагностики.

3.Овладение начальными умениями в области дифференциальной психометрики.

4.Овладение навыками планирования и организации психодиагностического исследования.

5.Овладение начальными навыками проведения и интерпретации стандартных психодиагностических методик.

6.Формирование личностной и профессиональной позиции психолога-диагноста.

Содержание курса дифференцировано на пять разделов, в каждом из которых предполагаются лекционные, семинарские, практические занятия, а также задания для самостоятельной работы. Каждый раздел является относительно самостоятельным и, в то же время, выступает в качестве необходимой составляющей целостного восприятия курса. Структура данных методических рекомендаций соответствует содержанию дисциплины, представлена в виде пяти глав.

 

Глава 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность

Распределение часов курса по темам и видам работ

Тема, раздел лекции практ.з. самост.р итого
1. Психодиагностика как отрасль научной и практической психологии
2. Классификация психодиагностических методик. Тест как основной инструмент психодиагностики -
3. Методы постановки психологического диагноза
4. Профессионально-этические требования к специалисту
5. Области применения психодиагностики.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.