Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика структурных частей ВКР

 

Общие требования к ВКР бакалавра:

- объем не менее 50 стр. и не более 90 стр.;

- список использованных источников (общее количество литературных источников должно составлять 40–45 наименований) среди которых должно быть не менее 50-60% статей в академических журналах.

Официальная публикация каждого источника – не старше 5 лет.

Обязательным требованием к ВКР бакалавра является демонстрация овладения студентом научными знаниями по избранной теме. Соответственно, в ней должен содержаться обзор научной литературы, должны быть освещены основные анализируемые проблемы, а также продемонстрировано знание основных точек зрения и концепций по данной тематике.

В ВКР бакалавра должно быть продемонстрировано овладение соискателем стандартными методиками исследований, навыками расчетов и применения компьютерных программ, умение обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки.

ВКР должна включать анализ значительного объема научной литературы, демонстрировать не только осведомленность, но и определенную самостоятельность автора в анализе теоретической проблемы, умение выдвигать некоторые самостоятельные, научно обоснованные суждения, идеи по избранной теме, делать выводы на основании анализа фактических данных.

ВКР студента должна:

• содержать четкую формулировку целей, задач и выводов, определение предмета и объекта исследования;

• отличаться глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения;

• включать информацию, полученную на базе практики в организации;

• содержать показатели научных, теоретических и практических исследований, сведения, полученные из СМИ и т.п.; данные могут быть представлены в виде схем, графиков, таблиц и текста;

• содержать оптимальные пути решения выбранной проблемы;

• показать умение студента обосновать актуальность темы, творчески подойти к избранной теме, использовать методы научного исследования;

• содержать анализ источников и литературы по теме исследования;

• соответствовать всем требованиям, предъявляемым к оформлению дипломных работ.

Содержание представляет собой перечень разделов и подразделов работы. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый раздел или подраздел. Названия рубрик должны точно соответствовать заголовкам, приведенным в тексте работ.

Введение - это вступительная часть ВКР. Автор должен в этом небольшом разделе показать: актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи, защищаемые положения, материалы, методы исследования, новизну результатов, теоретическую и практическую значимость работы.

Кратко о содержании частей введения:

1. Актуальность темы исследования – степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретных задач. При раскрытии актуальности темы исследования необходимо показать главное, исходя из двух направлений её характеристики:

­ неизученность выбранной темы (определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведение исследования направлено на устранение этих пробелов);

­ решение определенной практической задачи на основе полученных в процессе исследования данных.

Обоснование актуальности требует ответа на следующие вопросы:

• Почему новое научное знание, которое предполагается получить в результате исследования, необходимо для практики?

• Что определило выбор темы?

• Чем эта тема интересна для Вас?

• Какова основная идея исследования?

• Что сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам?

Вопрос (явление) исследования стоит на границе известного и неизвестного. Поставить вопрос исследования – значит найти эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. Следовательно, научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая решения. Обосновать актуальность - проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

2. Объект исследования (что рассматривается) – это процесс или явление, которое дает проблемную ситуацию для изучения.

3. Предмет исследования (как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование).

Варианты определения предмета и объекта исследования:

- объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное;

- предмет – это то, что находится в границах объекта;

- предмет исследования определяет тему исследования.

Пример:

Самооценка младшего школьника может быть объектом исследования. В таком слу­чае предметом иссле­дования могут стать факторы фор­мирования его самооценки.

Объектом исследования является демографическая политика, тогда предмет исследования – механизмы реализации демографической политики, проводимой исполнительной властью Ленинградской области.

4. Цели исследования – это то, что мы хотим получить в результате исследования. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования. Формулирование цели состоит в том, чтобы кратко и содержательно раскрыть искомый результат, искомое решение проблемы.

Например: «Цель выпускной квалификационной работы – …» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение и т.п.)

5. Задачи исследования (Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?) – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. По своей сущности задачи представляют собой детализированную цель исследования с ориентацией на гипотезу. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Обычно формулируются пять-шесть задач. Формулирование задач имеет важное значение, ибо они определяют содержание работы.

Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

выявить …

провести…

разработать…

7. Материалы и методы исследования – краткая информация по количеству материалов и перечисление методов, при помощи которых выполнено исследование.

Например, теоретические методы (индуктив­ный, дедуктивный), организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, ком­плексный). Методы – это и способы решения поставленных в исследовании эмпирических задач. Собственно эмпирические методы представляют собой способы сбора фактов. К ним относятся: наблюдение, интроспекция, беседа, опрос (интер­вью, анкетирование), тестирование, эксперимент и др.

8. Научная новизна. Для исследовательской работы научная новизна может иметь субъективный характер (определяться по отношению к исследователю), то есть моделирование известных науке решений закономерностей распространяются на новую выборку.

9. Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость – значение работы в области фундаментальных знаний. Практическая значимость заключается в возможности:

- решения на основе полученных результатов той или иной практической задачи;

- проведения дальнейших научных исследований;

- использование полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.

Объем введения не должен превышать 2-3 страниц машинного текста.

Основная часть ВКР содержит, как правило, две (три) главы, каждая из которых делится на пункты и подпункты.

ПЕРВАЯ ГЛАВА – теоретическая (обзор литературы). Ее содержание целиком зависит от выбранной темы, и будет включать те вопросы и проблемы, которые имеют к ней самое непосредственное отношение.

Глава может содержать несколько подглав. В главе кратко рассматривается история вопроса и степень его изученности, анализируется современное состояние исследуемой проблемы. Содержание главы должно соответствовать теме исследования. Число цитируемых литературных источников (отечественных и зарубежных) должно быть достаточным для полного освещения вопроса. При описании литературных данных могут быть использованы рисунки и таблицы со ссылкой на источник.

По тексту ВКР необходимо делать ссылки на цитируемые источники. Ссылки могут быть встроены в содержание текста, например: По мнению И.И. Иванова…. Как отмечает П.А. Смирнов….. Р.Р. Семенов указывает, что …

Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательно давать ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников.

При поиске источников научной литературы по теме необходимо использовать все виды изданий. Поиск осуществлять через каталоги, картотеки и библиографические указатели библиотек, а так же поисковые системы «Интернет».

ВТОРАЯ ГЛАВА – практическая. Здесь с аналитический точки зрения дается характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования.

Приводятся результаты исследований и наблюдений, выполненных непосредственно исполнителем. Статистически обработанные данные могут быть представлены в виде таблиц и рисунков (диаграмм, графиков, схем, фотографий и т.д.). В данном разделе результаты собственных исследований анализируются и комментируются. На основании анализа выявляются закономерности.

Приводится сопоставление полученных результатов с данными других исследователей, изученных по литературным источникам, а так же на основании собственных взглядов и литературных источников объясняются выявленные закономерности.

В указанном разделе целесообразно подвести итог проведенного исследования, включая теоретическую и практическую части, а так же отразить перспективы проведения дальнейших исследований.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА – практическая. В третьей главе работы на основе обработанного практического материала предлагаются конкретные пути решения проблемы, обосновывается эффективность предлагаемых мер и финансовые последствия их практической реализации.

В третьей главе должны быть рассмотрены следующие вопросы:

1. Выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию соответствующего направления деятельности объекта исследования;

2. Разработка алгоритма или методики решения поставленной задачи;

3. Оценка качества (эффективности) внедрения предлагаемых мероприятий.

В первом разделе 3-ей главы разрабатываются рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности объекта исследования, опираясь на обоснования и выводы первой и второй глав ВКР и на постановку задачи исследования.

Рекомендации, методики, схемы должны быть изложены достаточно подробно и обстоятельно, с необходимой степенью детализации и конкретности. Реальность предложений обосновывается практической целесообразностью.

Завершается 3-я глава экономической оценкой предложений. Студент должен обосновать предлагаемые решения с точки зрения финансовой и экономической значимости.

В заключении ВКР студент должен подвести итоги изучения темы, обоснованно изложить свои взгляды по главным вопросам, рассмотренным в работе, сделать выводы.

Выводы формулируются на основании поставленных задач и кратко отражают наиболее важные результаты работы.

Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов и т.п., его выводы должны логически вытекать из основного текста работы.

Заключение должно отражать значимость работы, подтверждать ее актуальность в современных условиях.

Список использованных источников представляет собой перечень всех информационных источников, использованных при выполнении работы. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать на языке оригинала.

В ВКР обязательно должны быть приложения. Как правило, по материалам вспомогательного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К таким материалам относятся:

• различные положения, инструкции, копии документов; на основе которых выполнена ВКР;

• схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер;

• методики, диагностики, которые использованы автором ВКР в процессе исследования;

• иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеет место ссылка в тексте.

В тексте ВКР делается ссылка на каждое приложение.

Приложения оформляются на последних страницах работы и входят в её объем.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок и обозначение.

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.