1. Общие сведения об ученической группе: количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, стабильность состава, наличие второгодников, когда сформировался класс, были ли слияния с другими ученическими группами, смена классных руководителей и др.
2. Учебная деятельность ученической группы: общая характеристика и динамика успеваемости, количество отличников и неуспевающих, общая интеллектуальная атмосфера, интерес к знаниям, наличие самоконтроля и контроля за успеваемостью одноклассников, активность и самостоятельность в овладении знаниями, наличие отрицательных моментов в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание, ложь), самоорганизация группы в учебной деятельности (умение подчинить свою деятельность нормам, наличие самоконтроля) и др.
3. Внеучебная деятельность ученической группы: интересы и склонности учащихся, увлечения и хобби, участие класса в общешкольной жизни, формы частого группового взаимодействия (посещение театров, кино, музеев, читательских конференций, их обсуждение, КВН, классные вечера, диспуты и т.д.), общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни группы, виды частого труда и характер их выполнения, организованность в реализации общественных поручений, влияние родительской общественности на внеклассную деятельность.
4. Структура ученической группы (по вертикали и горизонтали): наличие актива и его роль в жизни класса, наличие формальных и неформальных лидеров и их характеристика, отношение к ним членов класса, наличие или отсутствие микрогрупп, мотивы их объединения, отношения между группировками, наличие «изолированных», «отверженных», причины их положения, соотношение позиций при деловых и личных контактов между одноклассниками.
5. сплоченность ученической группы:уровень ценностно-ориентационного единства, проявление взаимной требовательности, взаимопомощи и взаимоуважения, особенности контактности между мальчиками и девочками, уровень конфликтности в группе, отношение к новичкам (если они есть в группе), проявление товарищества и дружбы, их устойчивость, инициативность, отношение к общественному мнению и мнению отдельных учащихся.
6. Групповые нормы: положительные и отрицательные нормы общения и поведения, нравственный облик группы, наличие наказаний за нарушением групповых норм, реакции на это членов группы, традиции класса и др.
7. Психологический климат в ученической группе: преобладающие эмоции в классе, уровень развития критики и самокритики, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов группы, кому и в чем подражают учащиеся, влияние психологических особенностей возраста учащихся, ценностей и норм группы на климат в классе в ходе урока и внеурочное время.
8. Дисциплинированность ученической группы:общая характеристика и динамика поведения, степень организованности, соблюдение школьного режима, наличие дезорганизаторов и их влияние на класс и группы на них, дисциплина ученической группы в учебной деятельности (на уроках, на перемене, при выполнении домашнего задания), наличие приемов удержания дисциплины.
9. Роль классного руководителя в жизнедеятельности ученической группы:степеньавторитетности классного руководителя в группе, отношение учащихся к инициативе и требованиям руководителя, значение его присутствия на уроках и мероприятиях для поведения и учебной активности детей, необходимость и частота участия классного руководителя в решении групповых вопросов и задач.
10. Общий уровень развития ученической группы и психолого-педагогические рекомендации по ее коррекции и развитию.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ
На УЧЕНИЧЕСКУЮ группу
1. Написание характеристики осуществляется пастой одного цвета. Текст характеристики не прерывается пустыми строчками или таблицами.
2. Характеристика пишется от 3-го лица в настоящем времени.
3. При описании не включают фразы следующего типа: «Мне кажется…», «На мой взгляд…», «Я бы сказала, что это…» и т.п., которые выражают сомнения и субъективизм, а характеристика отражает достоверные сведения об особенностях группы.
4. В характеристике не используются выражения такого вида: «это свидетельствует…», «однако это…», «это значит, что …», так как характеристика дает описание уровня развития группы, а не объяснения о возникших особенностях.
5. Следует обращать внимание на языковую культуру изложения материала, его логичность, последовательность, лаконичность, грамотность и научность стиля. Допускаются принятые сокращения слов типа: т.д., т.п., т.к., др.
6. Полученные сведения для характеристики об ученической группе должны быть достоверными (добытые не только с помощью диагностических методик, но и уточнены через наблюдение за группой и беседу с ее членами, классным руководителем, учителями).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….……..….3
Проблема понимания группы и групповой динамики……………………5
Опросник социально-психологической самоаттестации группы