Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ



 

1. Общие сведения об ученической группе: количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, стабильность состава, наличие второгодников, когда сформировался класс, были ли слияния с другими ученическими группами, смена классных руководителей и др.

2. Учебная деятельность ученической группы: общая характеристика и динамика успеваемости, количество отличников и неуспевающих, общая интеллектуальная атмосфера, интерес к знаниям, наличие самоконтроля и контроля за успеваемостью одноклассников, активность и самостоятельность в овладении знаниями, наличие отрицательных моментов в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание, ложь), самоорганизация группы в учебной деятельности (умение подчинить свою деятельность нормам, наличие самоконтроля) и др.

3. Внеучебная деятельность ученической группы: интересы и склонности учащихся, увлечения и хобби, участие класса в общешкольной жизни, формы частого группового взаимодействия (посещение театров, кино, музеев, читательских конференций, их обсуждение, КВН, классные вечера, диспуты и т.д.), общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни группы, виды частого труда и характер их выполнения, организованность в реализации общественных поручений, влияние родительской общественности на внеклассную деятельность.

4. Структура ученической группы (по вертикали и горизонтали): наличие актива и его роль в жизни класса, наличие формальных и неформальных лидеров и их характеристика, отношение к ним членов класса, наличие или отсутствие микрогрупп, мотивы их объединения, отношения между группировками, наличие «изолированных», «отверженных», причины их положения, соотношение позиций при деловых и личных контактов между одноклассниками.

5. сплоченность ученической группы: уровень ценностно-ориентационного единства, проявление взаимной требовательности, взаимопомощи и взаимоуважения, особенности контактности между мальчиками и девочками, уровень конфликтности в группе, отношение к новичкам (если они есть в группе), проявление товарищества и дружбы, их устойчивость, инициативность, отношение к общественному мнению и мнению отдельных учащихся.

6. Групповые нормы: положительные и отрицательные нормы общения и поведения, нравственный облик группы, наличие наказаний за нарушением групповых норм, реакции на это членов группы, традиции класса и др.

7. Психологический климат в ученической группе: преобладающие эмоции в классе, уровень развития критики и самокритики, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов группы, кому и в чем подражают учащиеся, влияние психологических особенностей возраста учащихся, ценностей и норм группы на климат в классе в ходе урока и внеурочное время.

8. Дисциплинированность ученической группы: общая характеристика и динамика поведения, степень организованности, соблюдение школьного режима, наличие дезорганизаторов и их влияние на класс и группы на них, дисциплина ученической группы в учебной деятельности (на уроках, на перемене, при выполнении домашнего задания), наличие приемов удержания дисциплины.

9. Роль классного руководителя в жизнедеятельности ученической группы: степеньавторитетности классного руководителя в группе, отношение учащихся к инициативе и требованиям руководителя, значение его присутствия на уроках и мероприятиях для поведения и учебной активности детей, необходимость и частота участия классного руководителя в решении групповых вопросов и задач.

10. Общий уровень развития ученической группы и психолого-педагогические рекомендации по ее коррекции и развитию.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ

На УЧЕНИЧЕСКУЮ группу

 

1. Написание характеристики осуществляется пастой одного цвета. Текст характеристики не прерывается пустыми строчками или таблицами.

2. Характеристика пишется от 3-го лица в настоящем времени.

3. При описании не включают фразы следующего типа: «Мне кажется…», «На мой взгляд…», «Я бы сказала, что это…» и т.п., которые выражают сомнения и субъективизм, а характеристика отражает достоверные сведения об особенностях группы.

4. В характеристике не используются выражения такого вида: «это свидетельствует…», «однако это…», «это значит, что …», так как характеристика дает описание уровня развития группы, а не объяснения о возникших особенностях.

5. Следует обращать внимание на языковую культуру изложения материала, его логичность, последовательность, лаконичность, грамотность и научность стиля. Допускаются принятые сокращения слов типа: т.д., т.п., т.к., др.

6. Полученные сведения для характеристики об ученической группе должны быть достоверными (добытые не только с помощью диагностических методик, но и уточнены через наблюдение за группой и беседу с ее членами, классным руководителем, учителями).

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….……..….3

Проблема понимания группы и групповой динамики……………………5

Опросник социально-психологической самоаттестации группы

как коллектива (СПСК)…………………………………………………...10

Методика эмоционально-символической аналогии…………………….16

Литература………………………………………………………………..18

Взаимоотношения в ученической группе и ее структура ………………..18

Методика «Шкала приемлемости» (Н.В. Бахаревой)……………………22

Методика «Наши отношения» (А.Н. Лидерс)………………….………...24

Методика «Социометрия» (сокращенный вариант)……………………..25

Литература………………………………………………………………...28

Сплоченность ученической группы и групповые нормы………………..28

Определение индекса групповой сплоченности Сишора………………..31

Методика «Что важнее»……………………………………………………32

Методика «Сколько голов, столько умов?»………………………………34

Литература………………………………………………………………...36

Психологический климат в ученической группе…………………………..36

Методика «Атмосфера в классе»………………………………………….38

Методика «Незаконченные предложения»..………………………….…..39

Методика эмоционально-цветовой аналогии

(цветопись А.Н. Лутошкина)………………………………………………40

Литература………………………………………………………….……..44

Личность в ученической группе……………………………………….……..44

Опросник «Коммуникативность и адаптация человека

в коллективе»………………………………………………………….…....47

Групповая оценка личности (ГОЛ)………………………………………..48

Микропрактикум «Мой класс»…………………………………………….50

Литература……………………………………………………………...…52

Коррекция и развитие ученической группы……………………………….52

Рекомендации для повышения организованности

ученической группы…………………………………………......................54

Рекомендации для повышения сплоченности

ученической группы…………………………………………......................56

Рекомендации для повышения контактности

ученической группы…………………………………………......................57

Рекомендации для создания благоприятного психологического

климата в ученической группе………………………………………….…58

Рекомендации для конструктивного разрешения

внутригрупповых конфликтов……………………………………………..58

Литература……………………………………………………...…………61

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.