Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опыт 4. Произведение растворимости



 

а) Условие образования осадка.

Выполнение опыт.

В две пробирки внести по 2-3 капли 0,5 н. раствора сульфата железа (II). В одну из них добавить такой же объем сероводородный воды, а в другую - 0,5 н. раствор сульфида аммония. В каком случае выпадает осадок?

Оформление результатов опыта.

Составить молекулярное и ионно-молекулярное уравнения реак­ции. При каких условиях выпадает осадок? Пользуясь правилом произ­ведения растворимости, объяснить выпадение осадка сульфида железа в одном случае и его отсутствие в другом.

 

б) Полнота осаждения осадка.

Выполнение опыта.

Получить хлорид свинца взаимодействием растворов нитрата свин­ца (0,5 н.) и соляной кислоты (2 н.). Дать раствору отстояться. Внести раствор в две пробирки по несколько капель в каждую. В одну из пробирок добавить несколько капель соляной кислоты, а в другую – такой же объем 0,5 н. раствора иодида калия. Какая соль выпадет в осадок?

Оформление результатов опыта.

Написать уравнения реакций образования солей свин­ца в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Записать выражения и численные значения произведений растворимости хлорида и иодида свинца. (Приложение табл.2) и объяснить образование осадка РbJ2. В каком случае ионы свинца удаляются из раствора наиболее полно?

 

в) Условия растворимости осадка; влияние величины произведения растворимости на растворение осадка.

Выполнение опыта.

Внести в одну пробирку несколько капель 0,5 н. раствора суль­фата железа (II), в другую - несколько капель 0,5 н. раствора сульфа­та меди. В каждую пробирку добавить по несколько капель 0,5 н. раст­вора сульфида аммония. Прилить к осадкам сульфидов по 1 мл 2 н. раствора соляной кислоты. Какой из сульфидов растворяется?

Оформление результатов опыта.

Составить молекулярные и ионно-молекулярные уравнения всех
реакций. Написать выражения произведений растворимости сульфидов
железа (II) и меди, сравнить их численные значения (Приложение
табл.2). Объяснить наблюдения, исходя из условия растворения осадка.

 

г) Условие растворения осадка; влияние концентрации ионов раствори­теля на растворение осадка.

Выполнение опыта.

В двух пробирках получить осадок оксалата кальция взаимодей­ствием 0,5 н. растворов хлорида кальция и оксалата аммония (несколь­ко капель). Добавить в одну пробирку несколько капель 2 н. раствора соляной кислоты до полного растворения осадка, в другую пробирку – столько же 2 н. раствора уксусной кислоты. Отметить практическую нерастворимость оксалата кальция в последнем случае.

Оформление результатов опыта.

Составить молекулярные и ионно-молекулярные уравнения проте­кающих реакций. Написать выражение и численное значение произве­дения растворимости оксалата кальция. Объяснить, почему осадок оксалата кальция растворяется в соляной кислоте и практически нерастворим в уксусной. Концентрация какого иона влияет на раство­рение оксалата кальция в кислотах?

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О РАБОТЕ

 

Отчет о работе должен быть оформлен грамотно, аккуратно, в срок. При оформлении результатов каждого опыта необходимо:

1) указать его название;

2) написать уравнения реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде;

3) отметить условия прове­дения опыта и свои наблюдения;

4) к каждому опыту необходимо привести ответы на поставленные вопросы.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

 

1) Какой процесс называется электролитической диссоциацией?

2) Чем отличаются сильные и слабые электролиты?

3) Подвергаются ли электролитической диссоциации следующие вещества: CaCl2, I2, HBr, NH4OH, HNO2, Br2? Составить возможные уравнения электролитической диссоциации.

4) Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих солей: NH4HSO4, Ba(NO3)2, Na2SiO3, KMnO4, ZnOHNO3, K2SO3, Na2S, NaHCO3, Al(H2PO4)3, Fe(OH)2Cl.

5) Какие количественные характеристики процесса диссоциации Вы знаете?

6) Как можно усилить степень диссоциации слабого электролита?

7) Какая кислота является более слабой HCN или CH3COOH?

8) Чему равна концентрация ионов водорода в 0,1 М растворе сернистой кислоты? Учитывать диссоциацию кислоты по первой ступени.

9) Какие частицы находятся в водном растворе H4P2O7?

10) Написать уравнения следующих реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах:

FeCl3 + NaOH→

Fe(OH)3 + HCl→

MgOHCl + HCl→

NaHS + NaOH→

Na2CO3 + H2SO4

11) Изменится ли величина произведения растворимости при добавлении сухой соли в её насыщенный раствор?

12) Меняется ли концентрация ионов Ba2+ в насыщенном растворе при добавлении в него сухого Na2SO4 (температура постоянна)?

 


Приложение А

 

Степени диссоциации электролитов в водных растворах (H2IH;18°C)

 

Электролит Продукт диссоциации Степень диссоциации, %
Кислоты Азотная HNO3 Борная (орго) H 3BO3 Бромоводородная HBr Йодоводородная HI Серная H 2SO4 Сернистая H 2SO3 Сероводородная H 2S Соляная HCl Угольная H 2CO3 Уксусная CH 3COOH Фосфорная (орго) H 3PO4 Циановодородная HCN   Основания Гидроксид аммония NH 4OH Гидроксид калия KОH Гистроксид натрия NaOH   H+, NO3- H+, H2BO3- H+, Br- H+, I- H+, HSO4- H+, HSO3- H+, HS- H+, Cl- H+, HCO3- H+, CH3COO- H+, H2PO4- H+, CN- NH+4, OH- K+, OH- Na+, OH-   0,01 0,07 0,17 1,3 0,007     1,3
Для сильных электролитов приведены их кажущиеся степени диссоциации. Данные многоосновных кислот относятся к первой ступени диссоциации.
Соли Типа Me+ A- (например,KCl) Типа Me+2A2- или Me2+A2- (например, K2SO4 или BaCl2 ) Типа Me+3A3- или Me3+A3- (например, K3PO4 или AlCl3) Типа Me2+A2-(например, CuSO4)   Me+, A- 2Me+, A2- или Me2+, 2A-   3Me+, A3- или Me3+, 3A-   Me2+, A2-          

Произведения растворимости некоторых малорастворимых электролитов при 25°C

Электролит ПР Электролит ПР
AgCl AgI BaCO3 BaSO4 CaCO3 CaC2O4 Ca(OH)2 CaSO4 Co(OH)2 Cu(OH)2 CuS Fe(OH)2 Fe(OH)3 1,8 * 10-10 1,1 * 10-6 5,0 * 10-9 1,1 * 10-10 5,0 * 10-9 2,0 * 10-9 5,5 * 10-6 6,1 * 10-5 2,0 * 10-16 2,2 * 10-20 6,0 * 10-36 1,0 * 10-15 3,8 * 10-38 FeS Mg(OH)2 MgCO3 Mn(OH)2 MnS Ni(CH)2 PbCl2 PI2 Pb(OH)2 PbS Zn(OH)2 ZnS 5.0 * 10-18 5.0 * 10-12 2.0 * 10-5 4.0 * 10-14 1,4 * 10-15 7.0 * 10-14 2.0 * 10-5 8.0 * 10-9 2.0 * 10-16 1,0 * 10-29 5.0 * 10-17 8.0 * 10-26    

Приложение Б

 

Федеральное агентство по образованию

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

 

Кафедра химии и экологии

 

 

Лабораторная работа

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.