Теоретические сведения. Лабораторная работа № 15-1
Лабораторная работа № 15-1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОРНЕЙ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ
УРАВНЕНИЙ МЕТОДОМ ПОЛОВИННОГО ДЕЛЕНИЯ В СРЕДЕ EXCEL
Цель работы– освоить навыки приближенного нахождения корней алгебраических трансцендентных уравненийметодом половинного деления в среде программирования Excel.
Постановка задачи:
1. Используя метод половинного деления, вычислить с заданной точностью ( ) действительные корни заданного алгебраического уравнения .
2. Решить задачу в среде Excel.
Теоретические сведения
1. Отделение действительных корней. Рассмотрим уравнение . Для отделения корней можно использовать следующую теорему: если непрерывная функция принимает значения разных знаков на концах отрезка , т.е. , то внутри этого отрезка находится, по крайней мере, один корень уравнения .
Отделение корней происходит так. Находим знаки функции в ряде точек из области определения функции , , , … . Если , то в силу сформулированной выше теоремы на отрезке имеется, по крайней мере, один корень уравнения . Необходимо одним из способов проверить, является ли этот корень единственным. Если на отрезке не меняет знак, корень - единственный (в силу монотонности ).
Для отделения корней можно использовать графические методы. Строим график функции и по чертежу находим интервалы, содержащие точки пересечения графика с осью , т.е. корни уравнения . Иногда уравнение удобно представить в виде и, построив графики функций и , определить интервалы, содержащие точки их пересечения.
Пример. Отделить корни уравнения .
Способ 1. Определяем знаки функции в ряде точек (таблица):
-3
-2
-1
-
-
+
+
+
-
+
Найдены три отрезка, на концах которых функция имеет разные знаки: , , .
Алгебраическое уравнение третьей степени имеет три корня. Следовательно, каждый из трёх указанных отрезков содержит один корень уравнения.
2. Метод половинного деления. Пусть найден отрезок , на котором находится единственный корень уравнения . Обозначим его . Для нахождения корня уравнения делим отрезок пополам. Если , то и задача решена. В случае выбираем ту половину отрезка , на концах которой функция имеет противоположные знаки. Новый суженный отрезок снова делим пополам, повторяем те же действия и т.д. В результате на каком-то этапе получаем точный корень уравнения или последовательность вложенных друг в друга отрезков , ,…, ,… . Доказано, что . Для вычисления корня уравнения с точностью до , отрезок делим до тех пор, пока выполнится условие . За приближённое значение корня берём среднюю точность отрезка :
.
Типовый вариант
Вычислить корни уравнения с точностью e=10-5 на предварительно найденном интервале изоляции [a, b].
Реализация типового варианта
1. Запустите на выполнение среду программирования Microsoft Excel. По умолчанию создается новый документ. Сохраните документ на рабочий диск под уникальным именем:
1.1. Введите необходимую текстовую информацию для идентификации работы:
2. Внесите информацию о постановке задачи:
3. Для определения интервалов изоляции корней уравнения построим таблицу значений функции . Внесем начальное значение x и формулу для остальных значений абсциссы. Распространите формулу на всю таблицу:
4. Введите и распространите формулу значений функции :
5. Выделим интервалы аргумента, на которых функция меняет знак – это интервалы изоляции корней уравнения:
6. Постройте график исследуемой функции на основе таблицы, чтобы убедиться, что на выделенных интервалах кривая графика пересекает ось абсцисс:
7. Выберите один из интервалов изоляции корня уравнения. Постройте заголовок таблицы нахождения корня. Внесите начальные значения границ интервала a и b, формулу определения середины интервала c:
8. Введите формулу вычисления f(a):
9. Введите формулу вычисления f(b):
10. Введите формулу вычисления f(c):
11. Введите формулу условия прекращения итераций :
12. Для вставки условного оператора в ячейку A39 для определения нового значения левого интервала изоляции корня a воспользуйтесь мастером стандартных функций:
13. В диалоговой панели мастера выберите категорию функции, имя функции, ознакомьтесь с описаним функции и нажмите ОК:
14. Мастер предлагает ввести аргументы функции. Воспользуйтесь мастерами вставки аргументов в правой части окон редактирования:
15. В результате функция будет вставлена и вычислена:
16. Аналогично вставьте формулу для вычисления нового значения правой границы b:
17. Распространите формулы на нижнюю часть таблицы:
18. Расчеты можно проводить до строки, в которой условие в столбце G выполнится:
19. Выведем окончательное значение корня уравнения:
20. Сравните результаты, полученные в других средах программирования.