Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Упражнения на групповой результат



"Десяточка".

Участники игры образуют круг так, чтобы соседи соприкасались плечами. Задача игры – сосчитать до десяти всей командой (но не хором). Устанавливаемые ограничения – нельзя разговаривать, цифры произносятся по порядку, один человек не может называть две цифры подряд, нельзя договариваться о каком-либо определенном алгоритме (проводящий игру может в любой момент запретить любой алгоритм, даже если участники дошли до него, не договариваясь). Если нарушаются правила или цифры называют одновременно несколько человек, счет начинается заново. Во время выполнения задания, участники смотрят на носки своих ботинок (дабы избежать перемигиваний, переглядываний и т.д.). Если счет до десяти перестает представлять трудность для команды – можно предложить участникам считать просто до первой ошибки.

 

"Игра в тени".

На стене укрепляют простыню, перед которой садится один из играющих. На другом конце комнаты ставят лампу. Все играющие поочередно проходят мимо простыни так, чтобы ведущий узнал его по тени. Проходящие могут по возможности изменять тень (поднимать плечи, горбиться, изменять прическу и т.п.) тот, кого ведущий узнает по тени, становится водящим.

"Изображение из веток".

Весь отряд должен за ограниченное время (1- 2 минуты) выложить на полу из веток изображение, например, слона. Задание необходимо выполнять в полной тишине.

"Капитан".

Все выстраиваются на стульях. Выбирается «капитан». Ведущий предлагает ему выстроить всех на стульях по цвету глаз, размеру обуви и т.д. При этом сходить со стульев нельзя, а говорить имеет право только «капитан». Для старших можно усложнить: капитан тоже не говорит.

"Ковер-самолет".

Несколько играющих стоят на покрывале – «ковре – самолете». Они «летят» по небу и им надо перевернуть свой «ковер – самолет» так, чтобы никто не наступил на пол. Если это происходит, задание выполняется сначала.

"Путаница".

Все стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий отходит, а в это время круг «запутывается» (нельзя перешагивать через ноги). Затем водящий пытается распутать всех.

"Построй крепость".

Игроки сидят кругом на стульях. Водящий в центре круга с завязанными глазами. Он – стражник, охраняющий территорию. Сидящие – неприятели, которые должны построить на территории крепость, для чего им нужно на один стул составить все остальные (число стульев равно числу игроков). Водящий стремится остановить строителей. Рукой он показывает, откуда ему слышится звук, произнося слово «здесь». Если ему удалось указать на строителя, то строитель выбывает из игры. Если водящий указал на место расположения крепости, то она должна быть перестроена в другом месте. Если крепость построена, то победили строители.

"Покачай червячка".

Игру следует проводить на мягкой траве или ковре. Все встают на четвереньки, тесно прижавшись, друг к другу. Последний в ряду ребенок встает и пытается по спинам проползти в самое начало, подражая движениям червячка. Нельзя использовать локти и колени. Остальные стараются столкнуть его, изгибая спины. Когда ребенок добирается до цели или падает, он перестраивается в начало, а его место занимает следующий игрок.

"Паровозик".

Игроки встают паровозиком, закрывая руками глаза впереди стоящего игрока. Таким образом, открытыми остаются только глаза последнего игрока, стоящего в паровозике, а свободные руки – только у первого игрока. Перед паровозиком ставится задача – достать определенный предмет, который ведущий помещает в комнате после того, как играющие закрывают глаза. Последний игрок руками поворачивает своего соседа в нужном направлении, руководит паровозиком. По цепочке эти движения передаются всему паровозику, и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.

"Орлятский круг".

Весь отряд встает в один большой «орлятский» круг (левая рука на плече у соседа слева, а правая на поясе у соседа справа). После этого ведущий предлагает всем присесть, затем поднять ногу, а дальше… ваша фантазия.

"Обувная фабрика".

Все снимают обувь и кладут ее в центр круга. Каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой, обутой в парную обувь.

"Ноги в руки".

Группа становится в линию. Каждый кладет одну руку на плечо игрока стоящего впереди и поднимает одну ногу. Второй рукой подхватывают ногу игрока, стоящего позади. Задача группы – пропрыгать без разрыва определенное расстояние.

"Космическая скорость".

Задача игры – передать мяч из рук в руки за три секунды в группе, количеством не менее 20 человек. Обязательное условие – мяч должен побывать у каждого только один раз (одновременно держать мяч два человека не могут). Игра требует сообразительности.

"Семейная фотография".

Группе предлагается представить, что она большая семья и им нужно сфотографироваться. Выбирается «фотограф». Он должен всех расположить для фотографирования. Первым он выбирает «дедушку», который тоже помогает расстановке. Дальше дети должны самостоятельно решить, кому кем быть и где стоять.

Эта игра на выявление лидеров, отслеживания групповой динамики. Также интересно посмотреть за распределением ролей, активностью – пассивностью в выборе месторасположения.

После расстановки и распределения ролей игру можно закончить так: «фотограф» считает до трех, все хлопают в ладоши. На счет «три» все кричат «сыр».

"Сидячий круг".

Все становятся тесно в круг, взявшись за талию игрока, который стоит перед ним. Задание: нужно медленно сесть на колени друг другу, после чего руки разводятся в стороны. Возможно, с первого раза не получится, попробуйте еще. Круг должен быть как можно ровнее.

"Бревно".

Игроки встают на невысокую скамейку плотно друг к другу, взявшись под локти. По очереди каждый игрок должен пройти по краю скамейки, держась за стоящих на ней ребят, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков. Если кто-либо из игроков коснется земли, – все начинают сначала.

"Спираль ".

Все строятся в цепочку. Каждый держится за талию впередистоящего, кроме первого игрока. Постепенно игроки заворачиваются в спираль, а затем обратно.

Можно закрутить и 300 детей, но при этом лучше всем держаться только за руки. Можно больше, но будьте внимательны. Игра может превратиться в большую давку.

"Фигуры".

Группа встает в круг. Все держатся обеими руками за общую веревку. Все при этом должны стоять плотно друг к другу, а веревка – натянута.

Группе дается задание с закрытыми глазами делать фигуру (квадрат, треугольник, шестиугольник и т. д.). Глаза можно открыть тогда, когда группа решит, что фигура построена. Обсуждение во время построения фигуры запрещается.

 

"В тесноте, да не в обиде".

Чертится квадрат со стороной, равной одному метру. Задание команде: занять его, не заступая за его границы.

Вариант №1: «Талия отряда» как можно компактнее встает вместе, а вожатый веревкой измеряет «талию». Можно измерить в начале смены, а потом в конце и сравнить.

Вариант №2: «Титаник» (лавочка). Вожатый измеряет расстояние, на котором должны все уместиться и так простоять 5 секунд, не касаясь земли. После выполнения лавочка укорачивается, задание усложняется. Так можно укоротить несколько раз. Главное, чтобы задание было сложным, но выполнимым.

 

«Игольное ушко» («Проход»)

Упражнение на формирование у участников навыка совместной

деятельности в ситуации ограничения физических возможностей.

Группа выстраивается в круг (в цепочку), взявшись за руки. Обруч размещается так, чтобы руки двух игроков прошли сквозь обруч.

Инструкция: «Ваша группа в горном ущелье попала под лавину. Для выхода на поверхность остался лишь небольшой проход, которым вы можете воспользоваться».

Задача группы – выбраться из завала. Для этого каждый участник должен пройти сквозь обруч, переместив его с одной руки на другую. Таким образом, обруч должен проделать круг и вернуться на то же место, откуда стартовал. При этом на протяжении всего выполнения упражнения участникам нельзя разрывать рук.

Усложнение: Ведущий расцепляет две пары рук на разных сторонах круга и соединяет их в другом порядке так, чтобы получалась восьмерка или петля. Обруч должен не касаться пола (земли).

 

«Магические квадраты» («Минное поле»)

Упражнение на формирования у участников внимания и сосредоточенности.

Перед группой начерчена (выложена) на полу сетка из квадратов 10х10. У ведущего в руках лист бумаги с подобными квадратами, по которым проложен маршрут. Сложность маршрута определяется подготовленностью группы.

Инструкция: «Ваша группа – группа саперов, которая должна отыскать безопасный маршрут по заминированному полю. Вам дается 5 минут на обдумывание, как выполнить задание».

Задача для группы - построиться друг за другом и по очереди попробовать перейти с одной стороны квадрата на другую, обнаружив задуманный ведущим маршрут. Если вы делаете неверный шаг, то звучит сигнал "бип", и вы должны вернуться. Наступает очередь пробовать пройти следующему участнику группы.

Упражнение проводится без комментариев и без указующих жестов.

Запрещается делать в квадратах различные пометки или указатели.

 

«Взаимопонимание»

Упражнение на развитие навыков интуитивного взаимопонимания партнеров при осуществлении совместной деятельности в ситуации искусственного ограничения средств передачи информации.

Участники равномерно распределяются по помещению. Их задача – посчитать от одного до двадцати, соблюдая следующие правила:

1. Числа должны называться последовательно, то есть по порядку;

2. Один человек не может называть два числа подряд;

3. Если следующее число одновременно назвали несколько участников, то упражнение начинается заново;

4. Упражнение проводится без комментариев и без указующих жестов;

5. Продолжительность «задержки» между произношением чисел – не более 3 секунд;

6. Для усложнения упражнения можно предложить участникам его выполнение с закрытыми глазами.

 

«Переправа»

Упражнение на необходимость поиска общегруппового решения.

На полу (местности) проводятся две линии на расстоянии 8 м друг от друга. Команде необходимо переправится с одной стороны на противоположенную, соблюдая следующие правила:

  1. К началу выполнения упражнения все участники должны стоять за стартовой чертой, в конце - за финишной;
  2. Во время переправы все участники должны, так или иначе, держаться друг за друга;
  3. В время переправы между обозначенными линиями общее количество одновременного касания пола (земли) не должно превышать шести касаний;
  4. Нельзя применять никаких посторонних вспомогательных средств;
  5. Необходимо принимать во внимание безопасность всех участников;

После того, как вариант решения будет найден, упражнение проводится в полной тишине.


 

На середину смены

«Рюкзак в дорогу».

Более облегченный вариант упражнения заключается в том, что участники группы предлагают по кругу от себя что-то в общий «рюкзак», который группа возьмет с собой «в дорогу». Предлагать можно не обязательно материальные предметы, более ценятся предложения тех качеств, которые помогут группе быть более успешной. После каждого предложения группа голосует за него. Берутся только те предложения, которые принимаются единогласно. По ходу выполнения упражнения инструктор организует содержательное обсуждение предложений.

 

«Групповой рисунок».

При высокой тревожности группы можно предложить, разбившись на подгруппы, нарисовать рисунок того, как бы они хотели, чтобы выглядела их группа через какое-то время, например, в конце смены. Обязательным условием должно стать участие в рисовании каждого члена группы.

 

«Испорченный телефон».

Участники работают в общей группе.

5–7 человек выходят из комнаты, одному из оставшихся, тренер диктует текст, желательно, содержащий множество лишних деталей и уточнений. Приглашается один из ушедших, и тот участник, которому продиктовали тест, сообщает вновь пришедшему то, что ему удалось запомнить. Затем приглашается следующий участник, и так, до конца группы. После того, как вернулся и получил информацию последний из уходивших, тренер проводит сравнение исходного и полученного в результате передачи по цепочке отрывка текста. Следует проанализировать особенности работы кратковременной памяти, особенности работы памяти по запечатлению и особенно воспроизведению информации, а также степень искажения информации при передаче ее через несколько промежуточных звеньев.

 

«Стихотворение».

Карточки с буквами алфавита (все 33) произвольно раздаются участникам группы. Какое-нибудь известное стихотворение, например, «Наша Таня громко плачет…», участники «читают», прохлопывая в нужной очередности свои буквы.

Комментарий: Ведущему можно для организации предварительной тренировки подготовить заранее буквы определенного стихотворения и распределить карточки между участниками, учитывая частоту появления буквы в стихотворении.

 

«Портрет общительного человека».

Участникам дается задание: «Напишите двух известных Вам людей, умеющих, по Вашему мнению, общаться. Укажите по отношению к каждому не менее 10 причин, по которым им удается эффективно общаться».

Участники могут выполнять задание в кругу или разойтись по комнате. После выполнения задания два-три участника, указавшие максимальное количество причин, зачитывают свои списки. Желающие дополнить делают это. Желательно, чтобы ведущий записал на доске или большом листе все указанные качества. В процессе обсуждения список корректируется, выделяются главные и второстепенные причины, независимые и зависимые, субъективные и объективные, личностные, индивидуальные и групповые, ситуационные, внутренние и внешние.

Комментарий: Ведущий не добавляет ничего от себя. Работа с полученным списком будет продолжаться на протяжении всего тренинга.

«Понимание причин – это уже громадный шаг к победе!»

 

«Карусель».

Участники встают или садятся, образуя два круга – внешний и внутренний. Внутренний будет неподвижным, внешний – наоборот. Ведущий задает роли: внешний круг «останется собой», т.е. будет действовать в соответствии с естественными реакциями, внутренний же будет реагировать в соответствии с прописанными ролями.

Задача: быстро перестраиваясь на разные стили общения, постараться легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор в течение 2-3 минут и приятно расстаться. Затем участники внешнего круга пересаживаются или переходят по часовой стрелке, к новому собеседнику, а ведущий задает следующую роль.

Примеры ролей:

«Перед вами человек, которого Вы хорошо знаете, но давно не видели. Вы рады этой случайной встрече и открыто выражаете свои эмоции…»

«Перед Вами сотрудник фирмы, в которую Вы устроились. Вам хотелось бы зафиксировать дружеский контакт. Он несколько старше вас по возрасту и по должности…»

«Перед Вами интересующий Вас человек, с которым Вам хотелось бы пообщаться на интересующую Вас тему…»

«Вы встречаете вашего преподавателя, который идет с другом или девушкой и при этом сильно торопится, но Вам нужно срочно сообщить ему о своей проблеме…» (В этом варианте работа идет парами – пара внешнего круга общается с парой внутреннего.)

«После длительной разлуки Вы встречаете своего любимого (любимую) или друга (подругу)…»

«Вы встречаете своего бывшего соратника по политическим ориентациям. В свете последних событий Вам надо осторожно выяснить, какую позицию занимает он…»

«Перед Вами маленький ребенок. Он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Успокойте его…»

«Перед Вами ваш родитель (мать, отец). Договоритесь, что сегодня в гости к вам домой Вы приведете своего друга, подругу (противоположный пол)…»

Комментарий: Выясните у членов группы, общение с кем, в какой ролевой позиции доставило им больше всего удовольствия, было наиболее удачным по технологии. В каких контактах и кому удалось занять лидерскую позицию, какие из предложенных участникам ситуаций больше всего похожи на жизненные. Какие из ситуаций были наиболее чреваты конфликтным взаимодействием.

 

«Видение других».

Один из участников садится спиной к группе, и ему предлагается детально описать (по собственному желанию или по предложению группы) внешний вид кого-то из членов группы.

Вариант: Один из участников садится в центр. Другой должен детально восстановить последовательность его поведения за последние полчаса, в самом начале занятия и т.д.

 

«Телепат».

Каждый участник должен в течение 2–3 минут описать настроение кого-либо в группе, например, сидящего через одного слева. Участник должен представить себе его состояние, эмоции и переживания, и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются ведущим вслух, по порядку, группа пытается определить объект описания.

В случае угадывания «виновник торжества» сравнивает описание с субъективными ощущениями.

 

«Неумеха».

Один из участников выходит из комнаты, остальные называют несколько причин некоторых отрицательных сторон ушедшего, например, груб, нетактичен и т.д. Задача ведущего в этот момент – довести высказывание до корректных формулировок. Выбирают секретаря группы, который анонимно фиксирует все высказывания. После этого приглашают выходившего участника, который пытается сначала предсказать то, о чем написано у секретаря, и назвать свои причины. После этого зачитывается протокол.

 

«Светило».

Один из желающих становится в центре. Он – «солнце». Затем он расставляет всех остальных по комнате на определенном расстоянии, в определенном положении (лицом, боком, пол-оборота, спиной…), в определенной позе в зависимости от того, как этот человек, по мнению «солнца», относится к нему. Затем руководитель просит всех занять те позиции, которые соответствуют действительному отношению их к «солнцу».

Комментарии: Рефлексия – положительные и отрицательные ощущения, оправдавшиеся, не оправдавшиеся ожидания. При выполнении упражнения важен достаточно быстрый темп.

 

«Дилемма узника».

Участники объединяются в пары, размещаясь в разных местах рабочей площадки. Общаться им не разрешается.

Инструкция: «Вас подозревают в совместном совершении преступления. Вы находитесь в отдельных камерах. У каждого из вас есть возможность сообщить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание. Если никто из вас не сообщит о совершенном преступлении, вы оба получите по 5 лет. Если вы оба сообщите о преступлении, то просидите по 10 лет. Если один из вас чистосердечно расскажет о содеянном, а другой промолчит, то первый будет отпущен на свободу, а второй получит 15 лет. Ваша задача – на карточках написать свои действия в этой ситуации и предсказать действия вашего партнера».

Упражнение можно проводить как по очереди для каждой пары, когда вся группа выступает в роли зрителей, так и одновременно для всех, тогда производится анализ сданных ведущему карточек пар.

Комментарий: При анализе следует обратить внимание на мотивацию выбора решения ситуации каждым партнером, чем он руководствовался.

Рефлексия блока: Что и зачем мы приобрели? Как чувствуют себя участники группы?

В качестве дополнительной ведущий дает информацию о зависимости коммуникативных способностей от типа темперамента, экстра- и интраверсии.

 

«Теплое слово».

Попробуйте ласково попрощаться со своим соседом. Скажите ему теплые слова за…

 

«Диалог-щебетанье».

Участники делятся на диады. Один из них произносит фразу, другой должен поддержать его, говоря как можно меньше. Затем участники в парах меняются ролями.

Комментарий: Как Вы поддерживаете собеседника? Высказываются все. Как еще возможно осуществить поддержку? Руководитель в случае необходимости добавляет приемы активного слушания. Зачем это необходимо?

 

«Слова-чувства».

Возьмите лист бумаги и напишите «Выраженное чувство». Ведущий зачитывает несколько фраз. Участники, слушая, должны по порядку одним словом или короткой фразой описать чувство, которое родилось у них в отклик на фразу. Примеры фраз:

1. Я сыт по горло вашими извинениями.

2. Хорошо, я извинюсь, что Вы еще от меня хотите?

3. Если бы я и попытался, я все равно не смог бы приготовиться вовремя.

4. Вы хотите меня проверить?

5. Я бы с ней так не обошелся.

6. Не могли бы вы перенести обсуждение наших проектов на следующую пятницу, но у меня в пятницу еще одна встреча.

7. Он все делает лучше, несмотря на то, что у него нет такого опыта, как у меня.

8. Не могу понять этих людей. Может хватит им угождать?

9. Я никогда больше не буду ей помогать. Даже ни слова благодарности за то, что сделала для нее.

10. Мы могли бы попробовать снова, но, честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит.

Теперь сравним то, что написали участники с тем, что хотел выразить ведущий.

1. Раздражение, желание получить, наконец, результат.

2. Убежденность в том, что сказано достаточно.

3. Усталость.

4. Неуверенность, желание получить поддержку.

5. Сожаление, чувство вины.

6. Перегруженность работой, нехватка времени.

7. Восхищение, зависть.

8. Упадок духа, желание выйти из игры.

9. Горечь, обида.

10. Скептицизм, сомнение.

Вариант: Фразы раздаются участникам вместе с обозначением чувства (для точности). Задача – произнести фразу, выразив интонацией, мимикой это чувство. После произнесения фразы участник имеет право спросить, какое именно чувство он хотел выразить.

 

«Просьбы и требования».

Участники разбиваются по парам. Задача – попробовать общение в двух интонационных и мимических режимах – требования и просьбы (последнее – с выражением своих чувств, демонстрируя полную направленность на партнера, готовность выслушать и понять чувства другого). Объект для анализа – ощущения каждого участника в роли просящего и требующего, а также в роли объекта требования или просьбы.

Комментарий: Повредить взаимоотношениям могут скрытые требования, замаскированные под просьбы. Важно научиться отличать их от прямых законных требований, как и от искренних просьб и противопоставлять нежелательному типу поведения адекватную защиту.

 

«Я хочу».

Участники, разбитые по парам, поочередно говорят друг другу предложения, начинающиеся со слов «Я хочу». Задача – не отвлекаться на споры и обсуждения по поводу ваших желаний, а просто высказать и выслушать (!) беспристрастно и быстро свои желания.

 

«Я недоволен».

Задание как и в предыдущем упражнении, но участники говорят друг другу фразы, начинающиеся со слов «Я недоволен». Важно выслушать партнера, не перебивая его и не исправляя его «заблуждения».

Высказывания недовольства могут быть направлены как друг на друга или на значимого другого, так и на что-то постороннее.

 

«Я ценю».

Высказывания в парах, начинающиеся со слов «Я ценю» могут быть направлены как на партнера по упражнению, так и на общие жизненные ценности. Важно не пуститься в обсуждение и не начать «наставлять» партнера «на путь истинный».

 

«Начальник и подчиненный».

«Вы приходите к начальнику и должны узнать, когда Вы пойдете в отпуск. Начальник уже решил это, но по каким-то соображениям не хочет говорить раньше времени».

 

«Контроль эмоций».

Участники делятся по парам. Им задается различное эмоциональное состояние: «спокойствие – язвительность», «добродушие – взвинченность», «мягкость – агрессивность», «эмоциональный подъем – эмоциональный спад». Задача – в диалоге «перетащить» партнера в свой пласт эмоционального реагирования.

 

«Управление беседой».

Перед началом упражнения каждый участник записывает на бумаге то, что он хотел бы выяснить у партнера в процессе беседы. Затем за определенное время (время можно и не ограничивать) происходит диалог в парах, в котором каждый участник стремиться выполнить поставленную перед собой задачу. В итоге упражнения производится оценка эффективности построения беседы с партнером.

 

«Кошка-собака».

Берутся две игрушки – кошка и собака (их роль могут выполнять любые другие предметы, например, две ручки). Эти предметы должны передаваться по кругу в противоположных направлениях по правилам жесткого ритуала. Участники, задействованные в передаче предмета должны обменяться следующими репликами: «Я передаю вам кошку (собаку)» – «Что?» – «Кошку (собаку)», и только после этого предмет может быть передан.

Сложность этого упражнения заключается в том, что в определенный момент для каждого игрока наступает ситуация, когда он вынужден работать с четырьмя каналами информации одновременно. Это является аналогом неупорядоченного во времени общения с несколькими респондентами одновременно. В таком режиме работают только синхронные переводчики и авиа и железнодорожные диспетчеры. На третьем месте по этому параметру стоит профессия школьного учителя.

 

Рефлексия блока: Как надо и как не надо слушать. Какие тактики мы обычно используем для получения информации, как мы контролируем и передаем эмоции.

 

«Жест по кругу».

Попробуйте передать по кругу любой жест. попробуйте вложить в него какую информацию, чувство. Что почувствовал каждый, получая жест?

 

«Жесты».

В произвольный разговор вступают два участника группы. Их задача – максимально использовать в разговоре средства мимики и жестов, не переигрывая при этом. Группа внимательно следит за естественностью невербального выражения и анализирует наиболее удачные эффективные с точки зрения цепи разговора жесты и мимику партнеров. В упражнении могут участвовать многие члены группы с цепью анализа и отработки индивидуального стиля пользования средствами мимики и пантомимики.

 

«Телепат-2».

Участники выражают по очереди любое состояние человека, группа должна угадать это состояние. Как только состояние угадано, задается вопрос: «А почему именно так? Что говорит о том, что это именно такое состояние?»

 

«Три роли».

Участники играют три роли: «слепого», «немой», «глухой». Ведущий просит участников передать небольшую фразу по цепочке: «немой» – «слепой» – «глухой». Это может быть фраза типа «Картина «Грачи прилетели» выставлена в Третьяковской галерее».

 

«Родильный дом».

Несколько участников (девушки – «мамы») выходят из комнаты. Тренер задает им информацию от том, сколько и каких детей у них родилось (вес, цвет, поп, на кого похожи т.д.). Остальные участники играют роль «отцов». Их задача – понять, что же пытается сообщить им с 4-го этажа родильного дома через стекло «мама».

Рефлексия блока: Насколько богато наше невербальное самовыражение? Нужно ли знать это? Зачем?

 

«Пожелание группе».

Что бы Вы хотели пожелать группе? Подумайте немного, а теперь по кругу произнесите это группе.

 

«Болтун».

Участнику задается тема (по желанию, либо путем «слепого» выбора карточки), которую он должен развивать без остановки в течение 5 минут. Тема дается не слишком серьезная, например: «Почему рваный ботинок лучше нового», «Почему дом лучше всего строить из стекла».

 

«Прокуроры и адвокаты».

Участники делятся на две группы. Одни играют роль прокуроров, другие – адвокатов. Один из участников садится между двумя этими группами – это «подсудимый». «Адвокаты», выступая, акцентируют внимание на положительных сторонах сидящего, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументировано доказывают обратное.

Комментарий: Время выступления сторон можно регламентировать, давая определенное число временных отрезков.

 

«Маневры выступления».

Участник начинает выступление на тему, названную в карточке, полученной от ведущего. По ходу выступления руководитель дает участнику новые карточки с другими темами. Задача выступающего – без изменения темпа речи переводить разговор на указанную тему.

 

«Этюд на оправдание».

Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую, смешную историю. К примеру: «Ты знаешь, я вчера видел тебя на аттракционе, ты там вместо шестеренки крутила ...» История заканчивается вопросом: «Как ты объяснила свое поведение и то, что произошло?». Оправдываясь, нельзя ссылаться на сон, алкоголь, наркотики т.п. Первая фраза оправдания должна звучать так: «Да, это было на самом деле, я так делал потому, что я …».

Рефлексия блока: Часто ли нам приходится что-либо доказывать, убеждать кого-либо? Как мы это делаем? Умеем ли мы выступать, отвечать на неправдивые обвинения? Зачем нам эти знания?

В завершении блока можно дать краткую информацию о том, что есть публичное выступление, о построении высказывания (тезис-аргумент-иллюстрация), правомочных и неправомочных аргументах, защитах от некорректных выпадов в споре и т.д.


На окончание смены

«Подарки друг другу».

Вариант 1. Характеристика человека с помощью абстрактного слова, характеризующего его черту, главную на взгляд респондента.

Вариант 2. Один из участников садится со своим стулом в центр, остальные дарят ему подарки – слова (они могут быть написаны на листочках, тогда, прежде чем посмотреть их, он угадывает, что ему подарили).

После «обнародования» подарков производится анализ чувств получателя.

 

«Чемодан».

Мы собираем чемодан в дорогу каждому участнику наших встреч. От каждого участника – одна поведенческая характеристика и один предмет (предмет или его назначение должны быть смешными или необычными).

 

«Гомеостат».

Цель упражнения – выявить скорость достижения групповой сплоченности.

Все делятся на команды (произвольно). По сигналу ведущего участники команд выбрасывают на пальцах какое-либо число.

Договариваться нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все участники одной из команд не покажут на пальцах одинаковое число.

 

«Захват инициативы в диалоге».

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постараться как можно скорее переключить собеседника на свою тему.

 

«Паромщик».

Участник, выбранный ведущим, исполняет роль паромщика на переправе. На противоположном от него берегу стоят 5 участников, которым необходимо переправиться через реку. В свою лодку паромщик может взять только одного пассажира. Задача каждого участника – убедить паромщика взять в лодку именно его.

Комментарий: В этом упражнении важно проанализировать, почему паромщик взял именно того участника, а не какого-либо другого, какими способами убеждения пользовался выигравший участник, на какие потребности паромщика он опирался в своих словах.

 

«Выбор тактики».

Группа выбирает активного и гибкого по своим поведенческим характеристикам участника. Он – «рабочий», которого надо уговорить поработать в субботник. Остальные – «начальники». Группе сообщается, что уговорить его не удастся. Рабочему предлагается «брать интеллектом», искать «индивидуальный подход», отказывать в просьбе. Без определенной очередности «начальники» пытаются уговорить «рабочего».

Комментарий: Можно усложнить ситуацию, сказав, что отработавшие способы и аргументы применять больше нельзя. При анализе тренер вводит понятие трансакции и пользуется теорией об эго-составляющих (Родитель – Взрослый – Ребенок).

 

«Аэропорт».

Вводятся две роли – «начальник планово-экономического отдела» и «сотрудница» – его подчиненная.

Вводная «начальнику»: «Вы – начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу «больную» сотрудницу Т. с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих.

Вводная «сотруднице»: «Вы – сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привезти от них это лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник…»

Комментарий: При анализе ситуации ведущий должен актуализировать установку, что мы мыслим и поступаем, исходя не из реальных событий, а из наших представлений о них (и домыслов, если эти представления не полны).

 

«Воздушный шар».

Участникам дается вводная: «Вы – экипаж воздушного шара. Произошла катастрофа – в оболочке шара образовалось отверстие. Вы уже выбросили за борт балласт, но шар продолжает падать. У вас остались некоторые вещи, но до земли всего пять километров. Ветер слабый. Насколько обжиты земли под вами, вы не знаете, так как потеряли ориентацию. Решите, что из оставшегося в корзине вы можете и должны выбросить и в какой последовательности. В процессе решения участниками задачи об избавления от вещей, ведущий отсчитывает оставшиеся до земли километры. Когда все оставшиеся вещи принесены в жертву, ведущим дается новая вводная: до земли 1,5 км, на борту – лишних 80 кг., которые грозят посадить шар в воду (а лодка уже выброшена). Определите возможные пути решения вопроса: можно выкинуть весь оставшийся груз, а можно пожертвовать одним из членов экипажа, чтобы сохранить возможность выжить оставшимся. Как быть?

Предметы таковы:

Аптечка с медикаментами – 10 кг.

Канат (50 метров) – 20 кг.

Консервы – 50 кг.

Винтовка и патроны – 25 кг.

Ракетница – 5 кг.

Конфеты – 20 кг.

Палатка на 10 мест – 10 кг.

Баллоны с кислородом – 50 кг.

Канистры с питьевой водой – 20 л.

Радиостанция – 10 кг.

Лодка резиновая надувная – 25 кг.

Фото и видеоаппаратура – 25 кг.

Секстант – 5 кг.

Уникальный зверь для зоопарка – 25 кг.

Комплект географических карт – 5 кг.

Комментарий: Важно отследить различные манипулятивные ходы с целью:

a) уйти от жесткой постановки задачи;

b) уйти от ответственности при выборе жертвы;

c) не стать жертвой.

 

«Необитаемый остров».

Вы потерпели катастрофу. У вас почти ничего не осталось. Вы на необитаемом острове и неизвестно, сколько вы на нем пробудете. Вам необходимо решить следующие вопросы:

1. Власть: какой она у вас будет? Какими мерами она будет поддерживаться?

2. Кто какие функции будет выполнять для осуществления жизнедеятельности на острове?

3. Каков будет кодекс взаимоотношений для эффективного сотрудничества в решении проблем жизнедеятельности на острове? Он должен быть достаточно четко определен, лишен абстрактности.

4. Санкции за нарушение правил.

5. Будут ли и какие официальные праздники на вашем острове? Как Вы их будете праздновать?

Комментарий: Материалом для анализа будут служить использованные при обсуждении модели социального устройства общества. Для иллюстрации и анализа можно использовать материал о правилах примитивного общения (см. А.Б. Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения», М., 1987).

 

«Выход из контакта».

Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы опаздываете. Участники разбиваются по парам.

Вводная: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с Вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но взглянув на часы, понимаете, что у Вас нет времени. Вы должны достойно выйти из контакта…»

Комментарий: Оценку успеха можно провести в баллах от 1 до 10. Оценивает «знакомый».

 

«Пристройка снизу-сверху-наравне».

Участники работают в парах.

Задача: обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные пристройки. «Пристройка сверху» – более уверенно, ставя себя выше; «Пристройка снизу» – уступая собеседнику, как бы подчиняясь; «Пристройка наравне» – с чувством собственного достоинства, но без вызова. Каждый участник должен попробовать работу во всех пристройках.

 

«Личные проблемы».

Участники пишут на бумаге свои личные проблемы в общении. Затем объединяются в микрогруппы по 3–4 человека. Задача – рассказать микрогруппе свою проблему и постараться совместно найти способы ее решения.

Комментарий: Лучше ограничивать время обсуждения. Выделить, например, по три минуты на обсуждение одной проблемы. Если проблема не сложная, она решается достаточно быстро. Нерешившиеся проблемы (об этом заранее не говорится) проговариваются психологу – ведущему тренинга. Он производит разбор этих проблем и дает свои рекомендации по их решению (если не требуется серьезная коррекция).


Загадки

Загадка Форда

Генри Форд (1863 - 1947) — американский промышленник, владелец завода по производству автомобилей. Его лозунгом было «автомобиль для всех» — завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Ford Motor Company существует и по сей день.
Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер. При найме на работу, американский автомобильный магнат предлагал кандидатам решить одну задачу. Если человек справлялся с ней за 15 минут, то его брали на работу на должность инженера. Попробуйте и вы решить задачу Форда.

Donald

+ gerald

robert

Известно, что d=5. Найдите другие числовые значения букв, чтобы равенство было верным.

Ответ:

526485
+ 197485

Выключатель

В закрытой комнате висит лампочка. Снаружи комнаты три выключателя. Только один из них включает лампочку. Разрешается только один раз открыть дверь и войти в комнату, чтобы посмотреть, зажглась ли лампочка. Как узнать, какой выключатель рабочий?

Ответ: Нужно включить по очереди на несколько секунд каждый выключатель, делая небольшие перерывы. Последний выключатель оставить включенным, потом открыть дверь. Если лампочка горит, значит, рабочий выключатель - третий. Если она не горит, но горячая - значит, работает второй выключатель. А если лампочка уже остыла, значит, нужный выключатель - первый.

Пингвин

Эта сцена взята из одного художественного фильма. Один ученый вернулся из экспедиции в Арктику и привез с собой пингвина. Он прибыл в свой исследовательский институт вместе с птицей. Ему сказали, что пингвину нужно пройти двухнедельный карантин. Но ученому не хотелось отдавать своего питомца. Секретарь позвонила ветеринару и попросила его зайти и забрать пингвина, а сама вышла из комнаты. Когда в комнату вошел ветеринар, ученый спрятал пингвина.
- Где пингвин? – спросил ветеринар.
- Вот он, сказал ученый, указав на собаку секретаря, тихо сидевшую рядом в корзинке.
- Но это же собака! – сказал ветеринар
- Я знаю, сказал ученый …..
Как ему удалось все-таки убедить ветеринара забрать пса вместо пингвина? Подсказка: ученый сказал всего 3-4 слова.

Ответ: он сказал, что пингвин – это имя собаки.

Невидимый пешеход

Один человек прошел несколько километров по Москве от Кремля до зоопарка и никого не увидел. Его тоже никто не видел. День был солнечный и ясный. У пешехода было прекрасное зрение, он видел, куда идет. Он все время шел пешком. Москва была полна людей, но все-таки его никто не видел. Как это могло произойти? Ответ: Он шел под землей, по канализации.

Убежать от поезда

Мужчина шел по рельсам и внезапно увидел надвигающийся на него поезд. Чтобы избежать гибельного столкновения, он отпрыгнул в сторону, но сначала пробежал 10 метров вперед. Почему?
Ответ: Мужчина шел по туннелю. Чтобы отпрыгнуть в сторону, ему сначала надо было добежать до выхода из туннеля.

Что покупал человек

Человек зашел в магазин.
- Сколько стоит один?
- Двадцать рублей.
- А двенадцать?
- Сорок рублей.
- Вообще-то, мне нужно сто двадцать.
- Тогда с Вас шестьдесят рублей.
Что покупал этот человек?
Ответ: Номерки на дверь квартиры, номер его квартиры - 120.

 

Лифт

Один человек живет на тринадцатом этаже 16-ти этажного дома. Каждый раз, когда он поднимается на лифте, то нажимает на кнопку 10-го этажа. Человек выходит на десятом этаже и дальше идет пешком до своей квартиры. Когда он едет вниз, то сразу нажимает на кнопку 1-го этажа.
Почему он так делает?
Ответ: Его маленький рост не позволяет ему дотянуться до кнопки 13-го этажа (он лилипут).

Сколько лет мальчику?

Мальчика спросили:
- Сколько лет тебе было в твой прошлый день рождения?
- Семь, - ответил он.
- А сколько будет в следующий?
- Девять.
Возможно ли такое?
Ответ: Возможно, ведь мальчика спрашивали в его день рождения (то есть в тот момент ему уже было 8 лет).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.