е)Подбор последнего слога к данному началу слов по образцу:
капуста кусок поясок тесто вкусный
неве... пе... ба... ме... опа...
па... но... ква... гу... те...
мангу... ви... туе.. пу... отве...
ж)Кроссворд-головоломка (отыскивание спрятанных среди букв слов на С):
А К У М П Х С А Д В Н
В О Г Ш К О С Ы У Х Ж
Д А И С Т Щ Е М Ф Ю Я
Б Э Л З К Т С О М Ч Н
з)Ребус (отгадывание слов):
100 К ВО 100 К ТЕ 100 (100 Л)*
100 П ЛИ 100 К* ГУ 100 МЕ 100
100 Н 100 ЛИК* ЛЕПЕ 100 К* 100 ЙКА
и) Кроссворд (отгадывание и вписывание слов на С сверху вниз по горизонтали):
1. Сухая ветка.
2. Домашнее животное.
3. Экзотический фрукт.
4. Часть тела животных и птиц.
5. Насекомое.
Иллюстративный материал на звук С на цветной вставке (с. 1-13).
С’(мягкий)
Артикуляционная поза:
Сходна с артикуляционной позой звука С (твердого), но имеет некоторые особенности:
- спинка языка более приподнята и выгнута по направлению к твердому небу,
- весь язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.
Подготовительные упражнения:
Те же, что и для звука С. Дополнительно добавляются специфические: « Горка », « Катушка », « Киска сердится ».
Постановка:
Преимущественно по подражанию со слуховым и зрительным контролем после автоматизации звука С (твердого), в наиболее трудных случаях - с механической помощью от С— са-са-са,нажимая шпателем на кончик языка и отодвигая язык вглубь рта с'а-с'а-с'а (ся-ся-ся).
Основные направления автоматизации:
1. Прямые слоги и слоговые ряды:
ся - сё - сю - си сю - си - ся - сё
сё - сю - си - ся си - ся - сё - сю
2. Слова с прямыми слогами:
сядь семь осенний сито укусить
гусята сени весенний синий косить
десяток сети непоседа осина гуси
овсянка семена восемь осиновый семга
висят секунда осень такси гусенок
косят кисет ясень висит тесемка
носят беседа ясеневый носит сюда
3. Обратные слоги и слоговые ряды АСЬ, ОСЬ, УСЬ, ИСЬ:
Непоседа Васенька не сидит на месте, Вместе с мамой я встаю,
Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Сам постель свою стелю,
Есть усы у Васеньки, на усах сединки, Умываюсь, одеваюсь,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке. С мамой в детский сад иду.*
У Сени и Сани в сетях сом с усами. Ты не бойся - это гусь!
Я сама его боюсь.
До свиданья, сад, сад,
Все осинки спят, спят. Санки синие летят,
И мы с Асей спать пойдем, Седоки в санях сидят.*
Только песенку споем.
Под сосенкой под сосенкой спеют не подосиновики, а опенки.
9. Небольшие адаптированные прозаические тексты:
Наступает осень. Ася, Вася, Сеня в осеннем саду. С дубов, ясеней, осин падают сухие осенние листья. Дети поднимают их. У Аси, Сени и Васи будет осенний букет.
Ася спит. Она видит во сне ясное небо и осенние листья под ногами. На осине свистит синяя сойка.*
Вася пасёт гусей и гусят в степи. Гуси и гусята наелись и спят под кустом. А Вася следит, нет ли поблизости лисы. Только суслик тихонько посвистывает в овсяном поле.*