Воздуховоды вентиляционных систем следует проектировать так, чтобы при наименьшей их протяженности обеспечивались нормативные метеорологические условия во всех рабочих зонах помещения.
Воздуховоды должны предусматриваться круглого сечения и заводского изготовления. В зависимости от архитектурных, конструктивных и других требований воздуховоды допускается проектировать прямоугольного или овального сечения.
Воздуховоды вытяжных систем местных отсосов, по которым удаляются горючие газы, должны прокладываться с подъемом в направлении движения газов.
Для транспортирования влажного воздуха (с относительной влажностью более 80%) и смесей с легкоконденсирующимися парами должны применяться воздуховоды из оцинкованной стали, которые прокладывают с уклоном 0,005 - 0,01 или вертикально. Для дренажа в нижних точках воздуховодов предусматривают сифоны из труб диаметром более 20 мм.
Крепление воздуховодов, присоединяемых к вентиляторам и другому оборудованию, следует проектировать так, чтобы вес воздуховодов не передавался на вентилятор и другое оборудование.
Для измерения параметров воздушной среды в стенках воздуховодов, в ограждениях вентиляционного оборудования и кондиционеров должны предусматриваться лючки, гильзы или другие устройства.
Вытяжку из верхней зоны производственных помещений по возможности следует устраивать без разветвленных воздуховодов при помощи фонарей, шахт, дефлекторов и крышных вентиляторов.
Напорные участки воздуховодов вытяжных систем, как правило, не должны прокладываться через другие помещения. При необходимости такой прокладки следует предусматривать меры, предотвращающие попадание загрязненного воздуха в эти помещения.
При перемещении воздуха, содержащего химически активные смеси, применяют воздуховоды, изготовляемые из кислотостойкой стали, листовой стали с защитными покрытиями, винипласта, керамики и кислотоупорного бетона.
Винипластовые воздуховоды из-за хрупкости не следует применять в местах, подверженных механическим воздействиям, а также при температуре среды свыше 50° С.
Таблица 13.1 Расстояние между кронштейнами (подвесками)
Для периодической чистки подпольных кирпичных или бетонных каналов в их перекрытиях устраивают люки, которые располагают: при непроходных каналах - на всех поворотах, ответвлениях и через 5 м на прямых участках; при полупроходных каналах (сечением не менее 700X800 мм) - не чаще чем через 20 м, располагая их преимущественно на поворотах и против ответвлений; при проходных каналах - не чаще чем через 50 м.
Воздуховоды аспирациоиных систем и пневмотранспорта, как правило, прокладывают поверху.
При прокладке под полом стальные воздуховоды укладывают в кирпичных или бетонных каналах, перекрываемых съемными плитами.
Присоединение ответвлений воздуховодов к магистралям в системах аспирации и пневмотранспорта делают сбоку или сверху.
ЗАПОРНЫЕ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ УСТРОЙСТВА
В качестве запорных и регулирующих устройств на воздуховодах применяют шиберы, клапаны (заслонки) и направляющие аппараты (см. гл. 15).
В воздуховодах, расположенных в труднодоступных местах, используют клапаны с механическим приводом и дистанционным управлением.
На воздуховодах систем общего назначения клапаны устанавливают:
а) на ответвлениях, которые требуют выключения или регулирования подачи (отсоса) воздуха в процессе эксплуатации;
б) перед всеми воздухораздаточными и воздухоприемными устройствами, которые не имеют в своей конструкции регулирующих и закрывающих устройств;
в) у всех местных отсосов.
Гидравлический расчет воздуховодов должен производиться так, чтобы неувязка потерь давления по отдельным ветвям воздуховодов не превышала 10%, при большей неувязке требуется применение дросселирующих устройств.
На ответвлениях устанавливают диафрагмы из тонколистовой стали для начальной регулировки при наладке.
На всех выбросных шахтах следует применять двух-позиционные клапаны. Клапаны можно не ставить в шахтах систем горячих цехов с непрерывным процессом производства.
В системах аспирации и пневмотранспорта установка дросселирующих клапанов не допускается. Для полного отключения местных отсосов за ними на вертикальных участках рекомендуется устанавливать косые шиберы.
В системах аспирации и пневмотранспорта в местах возможного засорения воздуховодов (за отводами) и на прямых участках через 15 м устраивают смотровые люки.
Для измерений, связанных с регулировкой и наладкой смонтированных систем, предусматривают устройство специальных лючков с заглушками (рис. 13.1).
Рис. 13.1. Лючки с заглушками для измерения давлений и температур воздуха в металлических воздуховодах:
Рис. 13.2. Схема вентиляционной системы с лючками для замера давлений воздуха
1 — приточные насадки; 2 — то же, тарельчатого типа; 3 - дроссель-клапан; Л. 3 — лючок с заглушкой
Лючки с заглушками следует размещать на прямолинейных участках воздуховодов на расстоянии не менее 4 d за ближайшим местным сопротивлением, но не менее 2 d до последующего по движению воздуха местного сопротивления, создающего возмущение потока.
Для прямоугольных воздуховодов d = 1,13 где F — площадь поперечного сечения воздуховода, м2.
Как правило, лючки с заглушками (рис. 13.2) должны размещаться:
а) до и после вентиляторов, циклонов, скрубберо и фильтров;
б) у основания каждой ветви, примыкающей к распределительному или сборному магистральному воздуховоду при числе воздуховыпускных или воздухоприемных устройств на ветви более двух;
в) на ветвях приточных систем — по числу патрубков, недоступных для замеров анемометром, минус один и по числу групп воздуховыпускных устройств (патрубков, решеток), в которых скорости могут быть замерены анемометрами;