Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы специализации организационной структуры коммерческой службы предприятия и факторы ее определяющие



 

Одним из основных элементов организации коммерческой деятельности является организационная структура — конструкция организации, позволяющая управлять коммерческой деятельностью, обеспечивая устойчивые связи между структурными элементами (звеньями) организации.

Хорошо сформированная организационная структура предприятия позволяет минимизировать издержки и использовать перспективные возможности среды его деятельности. С другой стороны, несоответствующая среде деятельность предприятия организационная структура сводит шансы предприятия на выживание к нулю. Так церковь, сумевшая сделать свою структуру одновременно и открытой к внешним воздействиям и стабильной, существует уже 2000 лет.

Организационная структура предприятия является как бы его скелетом, вокруг которого формируются более мягкие ткани — такие как корпоративная культура и процесс принятия решений.

Структура организации может быть также определена как совокупность способов разделения труда между различными задачами и координации их выполнения.

В настоящее время наиболее часто используют функциональный и товарный принципы специализации коммерческих подразделений предприятия:

1) функциональная специализация — группировка подразделений (групп, бюро, секторов, отделов) осуществляется по выполняемым функциям;

2) товарная специализация, когда подразделения сгруппированы по продуктам или товарам.

Рассмотрим преимущества и недостатки данных подходов специализации в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика функционального и товарного подходов к построению подразделений коммерческой службы производственных предприятий

Функциональная специализация Товарная специализация
Преимущества Недостатки Преимущества Недостатки
· Освобождение руководителей от решения ряда специальных вопросов; · Снижение потребности в специалистах широкого профиля · Сосредоточение работников на своих конкретных функциях, что приводит к сужению видения перспектив предприятия в целом · Требуется координация деятельности отдельных подразделений Облегчаются согласования деятельности внутри подразделений и оценка результатов работы Большее потребление финансовых и трудовых ресурсов

 

С увеличением размеров предприятия создаются условия для развития коммерческой службы (включая маркетинговую), дифференцируются подразделения. Углубление специализации ведет к росту объема однородных работ и возможности стандартизировать работы в коммерческой службе.

Формирование организационной структуры отделов, входящих в коммерческую службу предприятия включает два аспекта:

· определение места подразделения в структуре управления предприятием — установление соподчиненности и функций;

· распределение функций между отдельными подразделениями и сотрудниками.

На построение организационной структуры отделов коммерческой службы оказывают влияние три группы факторов:

1. фаза жизненного цикла предприятия и стратегическая направленность деятельности производственного предприятия: миссия, стратегические цели и задачи; организационная культура;

2. экономические: уровень спроса на выпускаемую продукцию, объем производимой продукции, формы расчетов за поставляемую (продаваемую) продукцию и закупаемые материально-технические ресурсы, доля мелких отправок и нетранзитных партий отгрузки, доля поставок на экспорт;

3. организации производства: тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов. Углубление специализации ведет к росту объема однородных работ и позволяет стандартизировать работы в коммерческой службе;

4. технические: используемая техника, технологии, отраслевая структура, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов.

Многообразие факторов, воздействующих на структуру коммерческой службы, приводит к значительному разнообразию схем организационных структур отделов маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения).

 

3. Организационное построение службы сбыта, службы

маркетинга и службы материально-технического снабжения

 

На предприятиях с неширокой номенклатурой, но большим или средним объемом выпускаемой продукции структуру отделов сбыта можно охарактеризовать как функциональную (рис. 3).

 

 

 
 

 

 


Рис.3 Функциональная структура отдела сбыта

 

Для крупных предприятий с широкой номенклатурой производства и значительным объемом выпуска продукции структура отдела сбыта может быть организована по товарам (номенклатуре выпускаемой продукции), либо по функциям и товарам (смешанная структура отдела сбыта).

В России и Белоруссии существуют предприятия передавшие функции по материально-техническому снабжению и сбыту торговым домам. Некоторые предприятия создали отделы торговли, которые занимаются продажей через сеть фирменных магазинов. Причем, на этих предприятиях функционируют и отделы сбыта.

Многие промышленные предприятия создали разветвленную фирменную сеть для сбыта своей продукции (СП ОАО «Спартак», «Гомельдрев» и др.).

Большое внимание предприятия должны уделять формированию оптимальной структуры маркетинговых отделов, наиболее тесно взаимодействующим с отделом материально-технического снабжения и отделом сбыта. При этом важно определить численность сотрудников службы маркетинга. Рекомендуется определять численность из расчета 5-7 % от списочного состава предприятия. Для предприятий с общим числом работающих 600 человек рекомендуется иметь численность маркетинговых служб, включая ее руководителей, равную 8-12 сотрудникам.

При малом штате сотрудников создавать развернутые службы маркетинга не представляется возможным, поэтому подразделения необходимо сильного агрегировать (рис. 4).

 

 
 

 


Рис. 4 Функционально-продуктовая агрегированная

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.