Одним из основных элементов организации коммерческой деятельности является организационная структура — конструкция организации, позволяющая управлять коммерческой деятельностью, обеспечивая устойчивые связи между структурными элементами (звеньями) организации.
Хорошо сформированная организационная структура предприятия позволяет минимизировать издержки и использовать перспективные возможности среды его деятельности. С другой стороны, несоответствующая среде деятельность предприятия организационная структура сводит шансы предприятия на выживание к нулю. Так церковь, сумевшая сделать свою структуру одновременно и открытой к внешним воздействиям и стабильной, существует уже 2000 лет.
Организационная структура предприятия является как бы его скелетом, вокруг которого формируются более мягкие ткани — такие как корпоративная культура и процесс принятия решений.
Структура организации может быть также определена как совокупность способов разделения труда между различными задачами и координации их выполнения.
В настоящее время наиболее часто используют функциональный и товарный принципы специализации коммерческих подразделений предприятия:
1) функциональная специализация — группировка подразделений (групп, бюро, секторов, отделов) осуществляется по выполняемым функциям;
2) товарная специализация, когда подразделения сгруппированы по продуктам или товарам.
Рассмотрим преимущества и недостатки данных подходов специализации в таблице 2.
Таблица 2. Сравнительная характеристика функционального и товарного подходов к построению подразделений коммерческой службы производственных предприятий
Функциональная специализация
Товарная специализация
Преимущества
Недостатки
Преимущества
Недостатки
· Освобождение руководителей от решения ряда специальных вопросов;
· Снижение потребности в специалистах широкого профиля
· Сосредоточение работников на своих конкретных функциях, что приводит к сужению видения перспектив предприятия в целом
· Требуется координация деятельности отдельных подразделений
Облегчаются согласования деятельности внутри подразделений и оценка результатов работы
Большее потребление финансовых и трудовых ресурсов
С увеличением размеров предприятия создаются условия для развития коммерческой службы (включая маркетинговую), дифференцируются подразделения. Углубление специализации ведет к росту объема однородных работ и возможности стандартизировать работы в коммерческой службе.
Формирование организационной структуры отделов, входящих в коммерческую службу предприятия включает два аспекта:
· определение места подразделения в структуре управления предприятием — установление соподчиненности и функций;
· распределение функций между отдельными подразделениями и сотрудниками.
На построение организационной структуры отделов коммерческой службы оказывают влияние три группы факторов:
1. фаза жизненного цикла предприятия и стратегическая направленность деятельности производственного предприятия: миссия, стратегические цели и задачи; организационная культура;
2. экономические: уровень спроса на выпускаемую продукцию, объем производимой продукции, формы расчетов за поставляемую (продаваемую) продукцию и закупаемые материально-технические ресурсы, доля мелких отправок и нетранзитных партий отгрузки, доля поставок на экспорт;
3. организации производства: тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов. Углубление специализации ведет к росту объема однородных работ и позволяет стандартизировать работы в коммерческой службе;
4. технические: используемая техника, технологии, отраслевая структура, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов.
Многообразие факторов, воздействующих на структуру коммерческой службы, приводит к значительному разнообразию схем организационных структур отделов маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения).
3. Организационное построение службы сбыта, службы
маркетинга и службы материально-технического снабжения
На предприятиях с неширокой номенклатурой, но большим или средним объемом выпускаемой продукции структуру отделов сбыта можно охарактеризовать как функциональную (рис. 3).
Рис.3 Функциональная структура отдела сбыта
Для крупных предприятий с широкой номенклатурой производства и значительным объемом выпуска продукции структура отдела сбыта может быть организована по товарам (номенклатуре выпускаемой продукции), либо по функциям и товарам (смешанная структура отдела сбыта).
В России и Белоруссии существуют предприятия передавшие функции по материально-техническому снабжению и сбыту торговым домам. Некоторые предприятия создали отделы торговли, которые занимаются продажей через сеть фирменных магазинов. Причем, на этих предприятиях функционируют и отделы сбыта.
Многие промышленные предприятия создали разветвленную фирменную сеть для сбыта своей продукции (СП ОАО «Спартак», «Гомельдрев» и др.).
Большое внимание предприятия должны уделять формированию оптимальной структуры маркетинговых отделов, наиболее тесно взаимодействующим с отделом материально-технического снабжения и отделом сбыта. При этом важно определить численность сотрудников службы маркетинга. Рекомендуется определять численность из расчета 5-7 % от списочного состава предприятия. Для предприятий с общим числом работающих 600 человек рекомендуется иметь численность маркетинговых служб, включая ее руководителей, равную 8-12 сотрудникам.
При малом штате сотрудников создавать развернутые службы маркетинга не представляется возможным, поэтому подразделения необходимо сильного агрегировать (рис. 4).