Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этиологическая структура пневмоний в отделениях интенсивной терапии

Гр(-) бактерии (39%) Гр(+) бактерии (61%) Грибы (1%)
Acinetobacter spp 12 % Enterococcus spp 27% C. albicans, C. krusei
P. aeruginosa 12% Streptococcus spp 12% Aspergillus fumigatus, A.flavus, A.niger
E. coli 9% Коагулазонегативные стафилококки 16% Fusarium spp
Enterobacter spp 3% S. аureus 6%  

Не индентифицированы 3%

 

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

1. Методы лабораторной диагностики: бактериоскопический и бактериологический.

2. Контингент обследуемых:

- при поступлении в стационар с диагнозом «пневмония»

- при возникновении пневмонии во время пребывания по другому поводу

- по показаниям у больных, лечащихся «на дому» и или амбулаторно

- повторно (в динамике) обследуемые в процессе лечения.

Цель лабораторного исследования – расшифровка, установление этиологии пневмонии. В связи с этим решаются следующие задачи:

- определение видов микроорганизмов, присутствующих в исследуемом материале

- определение содержания микроорганизмов в 1мл (1г) материала, т.к. этиологически значимым признается 107 и выше

- определение преобладающего вида микроорганизмов, т.к. это также является одним из показателей его этиологической роли

Результаты бактериологического исследования интерпретируются с учетом анамнестических данных, клиники заболевания, результатов антибактериальной терапии, иммунного статуса больного.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И СРОКИ ЗАБОРА.

Материал должен быть взят до начала антибактериальной терапии или через 2-3 дня после отмены, необходимые для элиминации из организма. Посевы проводятся в динамике (от 3х до 5-ти раз), что позволяет уточнить этиологию, проследить длительность персистенции возбудителя и эффективность проводимой терапии. Основной материал – мокрота. Сбор утром, после чистки зубов и полоскания свежекипяченой водой. При обильном выделении мокроты первые порции игнорировать, а последующие собрать в стерильную посуду с завинчивающейся крышкой. Если мокрота отделяется плохо, накануне дают отхаркивающее средство. Интервал между сбором и посевом материала не должен превышать 1-2 часа. (допускается хранение в холодильнике, но не более 6–ти часов). Кроме мокроты материал может быть представлен промывными водами бронхов, лаважной жидкости.

Лабораторное исследование мокроты складывается из: бактериоскопического исследования нативного материала и бактериологического исследования с применением качественного и количественного метода первичного посева

БАКТЕРИОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД. Готовятся мазки из мокроты, окрашиваются по методу Грама. Изучаются свойства микроорганизмов (форма, взаиморасположение клеток в мазке, тинкториальные свойства) привлекают внимание капсульные диплококки (пневмококки), мелкие Гр(-) палочки (палочка Пфейффера) и др., преобладающие микроорганизмы, наличие лейкоцитов, альвеолярного эпителия и внутриклеточного расположения бактерий. Гнойная мокрота содержит так называемые клетки воспаления - полиморфно-ядерные лейкоциты (ПЯЛ), собственно слюна – главным образом эпителиальные клетки. Если под малым увеличением в поле зрения > 10 эпителиальных клеток, а ПЯЛ < 25 – это некачественно полученный материал и не целесообразен его посев.

КАЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД. Мокроту выливают в чашку Петри, с помощью физ.раствора отмывают 2-3 гнойных комочка и засевают на кровяной ЖСА, Эндо и Сабуро. Посев делают стеклянным шпателем, равномерно по всей поверхности. На чашку с кровяным агаром накладывают диски со стрептомицином и левомицетином, что позволяет получить экспресс - информацию о чувствительности доминирующей в мокроте микрофлоры. Из промывных вод, лаважной жидкости также отбирают комочки слизи, но не отмываются и засеваются на плотные среды и в пробирку с сахарным бульоном. Если комочки отсутствуют, слизь засевают пастеровской петлей.

На 2-й день учитывается однородность или ассоциативность роста, количество выросших колоний одного типа (этиологически значимым считается рост > 50 колоний) и чувствительность к антибиотикам при условии роста монокультуры.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД. К 1 мл мокроты добавляют 9 мл МПБ, перелить во флаконы со стеклянными бусами и добиваться гомогенизации в течение 20 мин. Из полученного разведения 10-1 готовят десятикратные последовательные разведения до 10-7 в объеме 10мл.

На кровяной агар делают посевы по 0.1 из разведений 10-1, 10-3, 10-5, 10-7 , причем каждый посев дублируется. Один набор из 4х чашек инкубируется в обычном термостате при 37 0 С, второй набор – в микроанаэростате или в эксикаторе со свечой. Такие же разведения в том же объеме засевают на «шоколадный агар». На ЖСА, среды Эндо и Сабуро делается посев по 0,1 мл из разведения 10-1 Инкубация в термостате при 370 18-24 часа. Во время второго дня исследования просматриваются посевы, подсчитывается число колоний каждого вида, диагностически значимым признается содержание в 1 мл. мокроты 104 и выше клеток микроорганизма. Далее производят микроскопию материала колоний, пересев на среды для выделения чистой культуры. В последующие дни – идентификация выделенной культуры и определение чувствительности её к антибиотикам.

Вопросы к разделу «Пневмония»:

1. Перечислите показания к микробиологическому исследованию

2. Особенности забора материала для исследования

3. Сформулируйте цель микробиологического исследования

4. Перечислите основных возбудителей внутрибольничных пневмоний

5. Опишите бактериоскопический метод диагностики

6. Бактериологический метод исследования – качественный и количественный

А) первичный посев материала общепринятым и количественным методом

Б) оценка посевов, изучение выросших колоний, их подсчет и определение степени обсемененности

В) отбор колоний для дальнейшего изучения

7. Чем определяется выбор методов идентификации выделенных культур

8. Интерпретация результатов исследования.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.