Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Александр Афродизийский



Аверроисты пытались реаилитировать Аристотеля, говоря, что Аристотеь Фомы Аквинского ненастоящий.

Ал. Афрод. был одним из них. Материалист. Поддерживал учение Аристотеля. Его учеников называют александрийцами.

Пьетро Помпонацци

Резко критиковал неоплатонизм, пытался соединить Аристотеля с эпикурейством: мир вечен, никем не создан, чудес нет, в природе объективные законы. Отстаивал детерминизм. Есть три религии (иудаизм, христианство, ислам), значит, минимум две из них ложны.

Никола Макиавелли (1469–1527)


Он был крупнейшим историком. Стала возрождаться историческая наука и, прежде всего историки эпохи возрождения выступили против провиденционализма (учения, согласно которому ход истории определен богом). Конечно, они не были атеистами, но считали, что историю создают только естественные силы.

 

Макиавелли поддерживал эту точку зрения, считал, что история управляется волей и разумом людей, особенно выдающихся. Но он пытался ещё раскрыть силы, которые управляют истории, поэтому вводил понятие судьбы, фортуны.

 

М. написал «Историю Флоренции». Было много книг о внешней жизни Флоренции, Макиавелли из рассмотрел внутреннюю борьбу. И он показал, что эта борьба эта была обусловлена имущественным отношениям. В итоге была ликвидирована республиканская форма правления, и установился во Флоренции режим тирании (чего никто не хотел).

Макиавелли был патриотом Италии, мечтал о едином и могучем Итальянском государстве. Он был сторонником республики, но понимал, что объединить Италию сможет только тиран. Ради великой цели правителям можно все (даже против морали).

Кстати одно время он был крупным государственным деятелем Флоренции (государственным секретарем совета Флоренции), а потом был изгнан и умер в изгнании.

 

В самой Италии, кстати, к концу XV века возрождение стало угасать (она стала на путь рефеодализации), но по Европе только началось.

Эразм Ротердамский (1467–1536)


Родился в Нидерландах, писал на латыни, объездил всю Европу, ученик Лоренцо Балла. Самая знаменитая работа: «Похвальное слово глупости» (1509г.) – при жизни Эразма выдержала 40 изданий. Там выступает величайшая сила истории – глупость и эта глупость поет себе похвалу. Высмеивает правителей и духовенство: кроме дураков никто теологией не занимается. Обрушивается не только на теологию, но и на схоластику с ее философией.

Томас Мор (1478–1535)


Не имел дворянского звания, но сумел достигнуть высоких постов. Последней его должностью была лорд-канцлер (премьер-министр) Англии. Прославился своей книгой «Утопия». (Полное название: «Золотая книга столь же полезная, как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» – 1516г.) Критикует общественный строй стран Европы и впервые частную собственность. Мор рисует, что один из капитанов английского флота наткнулся на остров Утопия, где не было частной собственности, где люди все равны, где трудились все до единого и получали по заслугам. Мор был основоположником утопического социолизма.


Генрих Восьмой решил развестись с очередной женой и завести другую. Папа Римский отказал ему в разводе, то это было толчком к тому, что Генрих объявил себя главой английской церкви, отказался подчиняться Папе Римскому и конфисковал имущество всех монастырей. Томас Мор выступил против развода, в конечном итоге его приговорили к смертной казни. И поэтому его в дальнейшем стали считать мучеником, потому что он выступил против реформации, за католическую церковь.

 

Уйлярих фон Гуттен (1488-1533)

 

Немец, выпустил на латыне «Письма темных людей» (переписка схоластов).

 

Протестантство.

…Восстания имели территориальный характер, быстро подавлялись. Теперь же началось массовое движение которое охватило в начале Германию, потом и на всю Европу. Протестанты – не атеисты, они хотели реформирования католической церкви. Протестантство – новое, третье, направление христианства.

 

Мартин Лютер (1483–1546).

 

Основоположник протестанства. Протестантство имело множество направлений и одно из них было названо в честь Мартина Лютера – лютеранство. Лютер выступал против схоластики, обличал Аристотеля, которого называл безбожным оплотом баптизма.


Жан Каллин.

 

Он был родоначальником ветви протестанства – каллинизма: абсолютная предопределенность, божья воля предопределяет жизнь каждого человека. Он продолжал линию Августина Блаженного: никто не знает какова будет судьба человека, поэтому он стремиться служить Христу. По приказу Жана Каллина в Женеве сожгли Сервет Мигеля, который подошел к открытию кровообращения. Так что была инквизиция ещё и протестантская, но каллинисты не участвовали в массовых восстаниях.

 

Томас Мюнцер (1490–1529)

1525г. - великое крестьянское восстание в Германии, Мюнцер его ярый участник, погиб в бою. Не атеист, но близок к пантеизму (бог слит с природой, Христос – человек, чудес нет). Томас пропагандировал наступление стадии царствования божьего на земле. Считал, не нужно ждать, а нужно создавать это царствование на земле самим: общество без частной собственности, без эксплуатации и без государства. В отличие от Томаса Мора, Томас Мюнцер призывал к борьбе.

 

Деятели Возрождения во Франции

Франсуа Рабле (1494–1553)

 

Мыслитель, знаменитый писатель. Роман “Гаргантюа и Партангрюэль” вошел навсегда в мировую литературу. Был монахм, но порвал с монашеством, его преследовали. Роман – борьба с схоластикой. Главное оружие против средневековых мировоззрений, против схоластики – юмор.

 

Пьер де ля Раме (1515–1572)

 

Выходец из семьи плотника, но окончил университет, стал преподавателем. Защитил бакалаврскую диссертацию «Все, что писал Аристотель, ложно». Считал, что Аристотель – отец схоластики. Пьер присоединился к движению гугенотов и был убит в Варфоломеевскую ночь. Он один из первых поставил задачу создать новый научный метод, но когда сам попробовал это сделать, немного пересмотрел свое отношение к Аристотелю.

Мишель де Монтень (1533- 1592)

 

Его отец был богатым буржуа, поэтому ему не приходилось зарабатывать на жизнь. Принимал участие в политической жизни, но потом отошел от всего этого. Это было время религиозных войн. И он поселился в замке вдалеке от мирской суеты. Самое знаменитое произведение Монтеня: “Опыты” (1580) в 3 томах. Главная мысль: во всем надо сомневаться, ничего не принимать на веру. Его мировоззрение – скептицизм. Считал, что даже чувства и мышление также обманывают человека. Называет теологию лженаукой. Восстанавливал эпикуреизм и стоицизм. Первым выдвинул идею первобытного коммунизма.

 

Философско-историческая концепция Жана Бодена.

Жан Боден (1530–1596)

 

Впервые разработал концепцию государственного суверенитета. Это он отразил в работе:”Шесть книг о государстве”. Выделял стадии развития человеческого общества. Ввел понятие исторической эстафеты, когда культура и знания передается от одних народов другим. Человечество – единое целое. Он выделяет три великих эпохи истории:

1) эпоха народов востока, именно там возникло общество более высокого типа, цивилизованное, высокой культуры;

2) эпоха народов средиземноморья, эпоха античной культуры;

3) народы севера, западная Европа.

По его мнению никогда не было золотого века. Человечество всегда развивается по восходящей. Объясняет современное бурное развитие изобретением компаса - начались процессы интернационализации, открыт новый свет. Открыто книгопечатанье. В результате образование стало доступным. Изобретено огнестрельное оружие. Мощная промышленность.

Он разрабатывает идею географического детерминизма: климат определяет структуру организма, психику взгляды, а также развитие общества в целом.

Критиковал старых гуманистов, которые считали, что лучше античной культуры нет. Говорил, что надо создавать новую культуру, исправлять ошибки античности.

Научная революция. Возникновение современного естествознания. Наука в эпоху Возрождения

 

В Древнем Востоке была преднаука, в Античность и в Арабском мире – примитивная наука. В основном был накоплен опыт, но системы не было. Многое осталось из античности: Архимед, геометрия Евклида, физика Аристотеля. Наука начала возникать только в XVII веке.


Леонардо да Винчи (1452–1512)
Художник (Мона Лиза) и ученый. Больше всего ценил опыт. Был великим изобретателем (парашют, вертолет). Он занимался и математикой, механикой.

 

Коперник (1473–1543)
Создатель гелиоцентрической системы. В 1543 году (перед смертью) решился обнародовать главный труд: “Об обращении небесных сфер”. Опроверг идею о том, что Земля – центр мироздания, чем стер грань между духовным миром и нашим. Оказалось, что земной мир повсюду. Церковь запретила книгу только в 1616г. (сразу не увидели угрозы).


Джордано Бруно (1548–1600)
Бруно был материалистом. Считал, что природа и бог – одно и тоже (пантеист). Но человек может подчинить природу. Противник схоластики и христианских догматов. Истина одна – наука. Был сожжен на костре по приказу инквизиции. Сыграл огромную роль в пропаганде учения Коперника. Понял, что звезды – это Солнца, а обитаемых планет может быть много, значит на каждую Бог посылал по сыну!? Тут то священники и запретили учение Коперника. Бруно не отказался от своих взглядов, за что был сожжен.

 

Великие ученые XVII века

Галилео Галилей (1564–1642)
Выступал простив схоластики и теологии, но не всегда последовательно. Открыл ускорение свободного падения. Разрабатывал механику. Изобрел термометр.
Первым использовал телескоп для исследования неба. Открыл спутники Сатурна, фазы Венеры и горы на Луне. Отстаивал бескомпромиссно систему Коперника. В 1632 вышла книга “Диалог о двух важнейших системах мира” на итальянском языке, где спорят сторонник системы Коперника и сторонник системы Пталомея. Сторонник Коперника побеждает. За это Галилей попал в тюрьму и под пытками отрекся от своих взглядов.


Иоганн Кеплер (1571–1632)
Немец, открыл три закона, тем самым обеспечил полную победу системы Коперника.


Уильям Гильберт
Англичанин, занимался исследованиями явления магнетизма и электрества.


Уильям Гордей (1578–1657)
Англичанин, основоположник научной теологии. Открыл кровообращение.


Эванжелисто Торричелли (1608–1686)
Итальянец, изобрел ртутный термометр, впервые получил вакуум.


Отто Фон Герике (1602–1686)
Ученый и изобретатель. Изобрел воздушный насос. И водный барометр.


Роберт Бойль (1621–1691)
Положил основу научной химии. Закон Бойля-Мариотта


Эдм Марриот (1620–1684)
Занимался газами. Основатель Парижской академии наук.


Антоний Ван Ливенгук (1632–1723)
Нидерландец. Открыл микроорганизмы, доказал, что они порождают болезни.


Христиан Гюйгенс (1629–1695)
Нидерландец. Создал сверхточные часы с маятником, открыл кольца Сатурна и его спутник - Титан, изобрел монометр, а главное – создал волновую теорию света.

 

Роберт Гук (1635-1703)

Закон Гука.


Исаак Ньютон (1642–1727)
Открыл закон всемирного закона тяготения, три закона механики, дифференциальное и интегральное исчисление и корпускулярную теорию света. Он допускал, что Бог сотворил солнечную систему, затем толкнул ее и уже больше в эти дела не лез, затем движение тел стало подчиняться законам механики. Но в целом никаких чудес нет.

Возникновение научных учреждений и научной печати

 

1662 год – Королевское общество Англии, английская академия наук.

1666 год – Парижская коллегия по настоянию Марриота.

1700 год – берлинская коллегия.

Возникла специальная научная периодическая печать («протоколы»).

1660-1690гг. – появились астрономические обсерватории в Лейдене, затем в Париже и в Гринвиче.

Возникло научное сообщество, оформилось научное мировоззрение – детерминизм. Теперь, когда стала известна механика, это было научно подтверждено. Случайность – результат нашего незнания. Это оказало огромное влияние на философию. Но принцип абсолютного детерминизма в дальнейшем был подорван появлением квантовой механики.

Т.к. большинство ученых официально были верующими, процветала идея двойственной истины. Деизм.

 

Возникновение классической философии нового времени (XVII – 1й пол XIX в). Борьба эмпиризма и рационализма.


В начале 17го века проблема научного познания стала острой. Откуда берется познание?

Есть два вида знания, определённые ещё в древние времена: априорное и апостериорное.
Априорное – знание, полученное до опыта, без опыта.
Апостериорное – знание, полученное в опыте.

Борьба двух направлений философии – двух методов познания.

 

1.Эмпиризм – единственным источником знания является опыт, т.е. взаимодействие исследователя с внешним миром. Эмпирики считали, что априорным знание быть не может, только апостериорным. Те эмпирики, которые считали, что опыт – это чувственное знание, полученное в процессе воздействия внешнего мира на органы чувств человека, назывались сенсуалистами. С их точки зрения нет ничего в уме, чего бы не было в чувственном познании. Иногда эмпириков упрекали в том, что они недооценивали значение разума и всё сводили к чувствам.

 

2. Рационализм. Не отрицали значение опыта, но главный источник знания – разум. Существуют априорные знания (врождённые идеи) – человек рождается со знаниями в мозгу. И сам по себе разум может быть источником знания.


Рационализм имеет несколько смыслов.

1. рационализм противостоящий эмпиризму (Разум – главный источник познания)

2. рационализм противостоящий иррационализму (Разум имеет значение)

3. рационализм противостоящий фидеизму (всё необходимо рационально обосновывать)

 

Метариалистический эмпиризм – Бэкон ­­–> Гоббс –> Локк –> 1) Беркли –> Юм 2) Фейербах

Рационализм – Декарт –> Спиноза –> Лейбниц –> Кант –> Фихте –> Шеллинг –> Гегель

 

Ферйербах, Гегель –> Маркс


Френсис Бекон(1561–1625)

 

Из небогатых дворян. ФБ был адвокатом, был членом палаты общин парламента, был близок с одним из фаворитов королевы графом Эссекским. Последний способствовал продвижению Френсиса Бекона, подарил ему имение. Граф Эссекский поссорился с королевой, его отдали под суд и казнили, Бекон составлял судебное заключение. Александр сказал о нём «самый мудрый, самый блестящий и самый низкий представитель рода человеческого».
Подъём его карьеры начался, когда на престол Англии вступил король Яков I. Бекон становится лордом Хранителем Печатей, а затем – Лордом Канцлером Англии. Он становится бароном, виконтом. Однако в 1613м году его отдают под суд за взяточничество. Яков I освободил его от тюрьмы и от штрафа, но лишил должности, а Карл I позвал на должность премьер-министра, однако тот отказался. Умер в результате неудачного опыта по замораживанию курицы.

 

1605 год – «О преуспевании наук»
1623 – «О достоинстве и увеличении наук»:

1) 1 том «Великое восстановление наук»,

2) 2 том «Новый аргоном» (против аристотелевского аргонона)

«Новая Атлантида» – утопия об обществе, в котором существуют специальные учреждения, занимающиеся наукой
«История Генриха VIII» (отца Елизаветы)

 

Стоял у истоков эмпиризма.

Материалист, верующий, придерживался концепции двойственной истины. Ученый не должен увлекаться теологией. Объектом науки является природа, задача – познание природы, цель – подчинение природы. Знание-Сила. Нужен метод. В противовес дедуктивной аристотелевской логике он вводит индуктивную логику, то есть переход от частного к общему.
Его работа называется «Новый Органон» в противовес Аристотелевской логике – «Органону».
Существует три типа учёных:
Паук – сам вытягивает из себя знания.

Муравей – собирает весь материал, тащит в муравейник и не обрабатывает.
Пчела – собирает нектар и перерабатывает их в мёд – такими должны быть ученые


Три метода познания: методы сходства, различия и метод сопутствующих.
Каждое явление надо анатомировать. Хотя его подход был примитивен, но он дал начало анализу. Главнейшее – это раскрытие форм и законов.

 

Проблема движения. Механическое движение – только одна из многих форм движения.

 

Учение о четырёх идолах. На пути научного познания есть четыре идола (препятствия).
1)Идол Рода (органы чувств могут обмануть)
2)Идол Пещеры (мировоззрение человека зависит от общества, в котором он рос)

3)Идол Площади или Идол Рынка (сущ-ют общепринятые на данный момент взгляды)

4)Идол Театра, Авторитетов (отжившие философские системы)

 

Рене Декарт(1596–1660)

 

Родился во Франции в семье чиновника. С детства проникся ненавистью к схоластике. После колледжа иезуитов пришлось зарабатывать - он стал наёмным солдатом. Посмотрев Европу, вернулся в Париж. Занялся наукой, уехал в Голландию – первое в мире буржуазное государство, славящееся своей терпимостью. Но даже там его книги приговорили к сожжению. Шведская королева, занимаясь организацией академии наук, пригласила его в Швецию, там он простыл и умер.

 

Декарт положил начало аналитической геометрии, открыл закон преломления света.

 

Как и Бэкон, ценил роль науки и считал, что наука должна обеспечить человеку господство над внешнем миром. Важнейший принцип – отвергать мнение авторитетов.
Работа «Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истинных наук» была написана на французском и немедленно запрещена. Главный метод у Декарта – метод дедукции – определение аксиом и «накручивание» вокруг них теорий.

 

Основные положения работы «Правила для руководства ума»:
1. Подвергать всё сомнению, всё проверять. Признак истины – очевидность. Начинать с истины.
2. Необходимо разделять все вещи на части и собирать целое из частей.
3. Необходимо восходить от простого к сложному.
4. Необходимо ничего не упускать из виду.

 

Я мыслю, следовательно, я существую. Существуют врожденные истины. По Бэкону Бог – врождённая идея, значит, он существует и не может нас обманывать. Мир – комплекс двух независимых субстанций (дух. и матер.) – дуалистическая теория. Бог – бесконечная духовная субстанция, душа – конечная духовная субстанция. Духовная субстанция обладает свойством мышления, материальная субстанция обладает свойством протяжённости.

 

Противоречие: материальную субстанцию сотворил Бог, т.е. она уже не субстанция.

 

Предложил механистическую картину мира: Бог создал мир со своими законами, но в его дела не вмешивается (у Ньютона Бог создал Солнечную систему). Декарт ввёл реляционную теорию. Ввел понятия условного и безусловного рефлекса. У животных только рефлексы, а у человека ещё есть душа. Причём взаимодействие между душой и организмом происходит через шишковидную железу, находящейся в мозгу.

 

Противоречие: субстанции независимы, однако в человеке взаимодействуют через железу.

 

 

Пьер Гассинди (1592-1665)

 

Из крестьянской семьи, в 16 лет уже заведующий кафедрой риторики, потом стал священником. Критиковал Декарта. Потом перебрался в Париж, вокруг него собрались «вольнодумцы». Придерживался концепции двойной истины. Реабилитировал Эпикура (которого считали пропагандистом разврата). Воскресил атомизм Демокрита, Эпикура. Существует два вида души:

1) чувственная (которая после смерти умирает)

2) божественная (которая вечна)

В философии Гиссинди много противоречий, т.к. он сам верующий.

 

 

Томас Гоббс (1588 – 1679)

 

Хотя он и старше чем Декарт (но надолго пережил его), но мы рассматриваем его как его продолжателя. Гоббс много полемизировал с Декартом (нельзя понять философию Гоппса, не зная его полемики с Декартом).

Историческая справка. (отступление)

 

Основная часть жизни Гоббса приходится на английскую буржуазную революцию. Во время правления Карла Ι разразился конфликт между королем и парламентом (парламентарии были недовольны фактическим их упразднением), в результате которого Карл покинул Лондон, собрал армию и объявил войну. Началась первая гражданская война (1641–1646гг.) . Во главе армии парламента стояли выдающиеся полководцы (Оливер Кромвель). В результате король был разбит, попал в плен, был приговорен к смертной казни и казнён в 1641 году. И в Англии была провозглашена республика. На смену республике пришло авторитарное правление Оливера Кромвеля. После смерти Кромвеля наступил раздор в республиканском лагере. В 1660г. в Англию вернулись Стюарты и на престол взошел Карл II, сын казненного короля (реставрация монархии). Но парламент действовал постоянно и контролировал короля. И Карлу II приходилось с этим считаться.

 

Биография

 

Родился в семье сельского священника, поступил в школу, затем в Оксфордский университет. К этому времени университеты стали оплотом консерватизма и схоластики. Гоббс проникся отвращением к схоластики и не стал преподавать, а попытался получить настоящее научное образование. Так как он был не слишком обеспеченным, то он нанимался преподавателем в семьи обеспеченных людей и вместе с ними путешествовал. Во время своих путешествий по Европе он познакомился с трудами Эвклида, проникся к нему уважением, познакомился с Беконом, Галилеем, Гассинди.

 

Во время революции Гоббс с самого начала был на стороне короля, т.к. считал, что власть должна быть единоличной. Когда короля казнили, Гоббс иммигрирует из Англии, а потом примыкает к Кромвелю. Когда произошла реставрация, то он попытался не ссориться с властью. Сам Карл относился к нему благосклонно, но его окружение начало травлю. Постепенно все его работы были запрещены. После смерти книгу (Левиафан) торжественно сожгли во дворе университета.

 

Работы:
1642г. «О гражданине». Критиковал применение силы и поддержал позицию короля .
1651г. «Левиафан» – огромное библейское чудовище, которое пожирало людей и корабли. Под этим чудищем он понимал государство: необходимо сильное государство во главе с сильным, обладающим реальной властью человеком ( имел в виду Оливера Кромвеля).


Философия

 

Его философскую систему выражает трилогия: «О теле», «О человеке» и «О гражданине».

 

Гоббс продолжает линию Бекона: человек должен подчинить себе природу. Условие успеха – научное знание. Сам Гоббс был эмпириком, но считал, что сам по себе опыт знания не дает. Чувственное познание – материал для переработки разумом. Научный разум и только он дает истину. Доказывал, что теология – не наука. Религия – ложные представления. Если нужно держать народ в повиновении, то религия полезна, как духовный ошейник. Человеческий разум дает истину, но нужна новая логика, новый метод, так как логика Аристотеля безнадёжно устарела.

 

Рациональное познание – система математических операций (влияние Эвклида). Процесс мышления – это процесс вычисления.

 

Учения о метках и знаках (родоначальник семиотики – науки о знаках).

 

Гоббс развивает свою теорию мышления. Чтобы вспомнить о вещи, надо присвоить ей метку (например, грозовые тучи – это «метки» дождя). Метки субъективны.

Но при общении мы тоже начинаем использовать эти метки и тогда они становятся общезначимыми - знаками. Распространенная форма знаков – это слова. Ставит вопрос о соотношении понятий и знаков – проблема общего и отдельного. Понятие и слово имеют нечто общее и являются продуктом нашего мышления (существуют только в нашем мышлении). Был номиналистом, а именно сторонником того направления, которое получило название концептуализм.


Мы оперируем знаками и словами, но сами по себе знаки и слова истину не дают. А для получения истины, мы соединяем знаки в суждения. (Пример: Кошка – черная). В мире нет ни истины, ни заблуждения – это характеристика наших суждений. Истина – это свойство сознания. Она возникает, когда все суждения согласованы.


Гоббс – последовательный материалист – атеист.

Мир – это есть совокупность материальных тел, кроме них ничего нет. Телесная субстанция – единственно существующая. Дух – это только свойство телесной субстанции. Телесная субстанция способна мыслить.

 

Проблема движения сводится к механицизму (в отличие от Бекона). Проблема времени: телесная субстанция – вечна и заполняет весь мир.


Наука должна раскрывать отношение причины и следствия. Нужно познание закономерных связей природы. Гоббс был сторонником абсолютного детерминизма (впервые в учении Демокрита), основанном на механике. Все подчиняется законам, все имеет причину, случайности нет и отсюда никакой свободы не существует. Мы действуем всегда по необходимости. Наш выбор – кажущееся явление.
В учении о чувственном познании идет за Демокритом. Есть предметы внешнего мира, они воздействуют на рецепторный прибор человека, в мозгу возникает призрак предмета.

C точки зрения Гоббса цвета и звуки возникают и существуют только в нашем сознании.

А мир в нашем сознании получается с помощью синтеза: дедуктивно из простых вещей мы строим окружающий мир (например, движение точки = прямая, а плоскость = движение прямой). Мир – результат нашей деятельности.

Науки бывают как дедуктивные (геометрия, наука об обществе), так и индуктивные (физика).
Гоббс видел, что эмпиризм и рационализм односторонни, по одиночке они недостаточны, поэтому в его философии они идут параллельно.


Геометрия – достоверная наука, дает абсолютную истину. Физика дает истину во многом случайную, где не докажешь что все должно быть так, а не иначе. В этом смысле геометрия выше физики.

 

И вот, к числу дедуктивных наук он относит и учение об обществе и пытается, исходя из элементарных вещей, вывести всю картину общественной жизни.

 

Существуют два движения материи человека:

1) к мозгу (движение по нервным клеткам, результат – познание),

2) к сердцу (объясняют чувства).

Эти два канала могут и помогать, и мешать друг другу. Движение к сердцу может вызвать как страдания, так и удовольствие. Гоббс вводит два понятия морали: добро и зло. То, что приятно – это добро, а то, что неприятно – это зло. Таким образом, понятия этики и морали он выводит прямо из физиологии. Гоббс не отличает людей от животных.

 

Стадии общества:

1) Естественное состояние. Все, что хотели, люди брали из внешнего мира. И это приводило к бесконечным столкновениям («война всех против всех»).

2) Гражданское состояние. Для решения этих конфликтов люди договариваются, возникают закон и государство, частная собственность.

 

Кому передается власть? Гоббс выделяет три формы государства.

1. Республика, когда вся власть переходит парламенту.

2. Монархия, когда вся власть передается одному человеку.

3. Аристократия, когда выделяется круг людей, который в своих руках сосредоточивает власть.

 

По мнению Гоббса лучшая – монархия, но монарх должен быть мудрым и справедливым.

 

 

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 – 1677)

 

Его назвали Бенедикт, потому что он писал на латыни. Родился в Амстердаме в купеческой еврейской семьи, его семья бежала из Португалии от инквизиции.

 

Спинозу отдали в еврейскую школу – хедер. Он изучал там Библию, Талмуд, древенееврейский язык. Он очень часто ставил своих учителей в тупик своими вопросами и в итоге понял, что все это схоластика и болтовня. Его родители считали, что из него выйдет превосходный богослов, светоч иудаизма и т.п. Но Спинозе показалось, что иудаизма ему мало. Он записался в голландскую школу Ван Дер Эндена, который был свободомыслящим человеком. Там Спиноза познакомился с естествознанием, математикой, овладел латынью, познакомился с работами Гоббса, Декарта, Бекона.

 

Еврейская община всячески старалась вернуть Спинозу к еврейской культуре, но он уже был убежденным атеистом и стал критиковать иудаизм в своих работах. В 1656 году еврейская община объявила его изгнанным и проклятым. Когда его выселили из города, он поселился в маленькой деревушке, а к концу жизни перебрался в Гаагу, но на компромисс не пошел. Он умер от туберкулеза (т.к. работал на стекольном производстве, были проблемы с легкими), не дождавшись выхода в свет главной своей работы «Этика».


Спиноза был очень прославлен, в 1673г. ему предложили место в Гекельбергском университете с очень большим жалованием, но при условии, что он не будет ругать Бога с кафедры – Спиноза отказался. Это был самый благородный философ.

Философия Спинозы

 

1662-1677 – «Этика»

«Богословско-политический трактат»

 

«Принципы философии Декарта» - вначале Спиноза был поклонником Декарта, но потом понял, что двух независимых субстанций быть не может, есть только одна – материальная, неделимая. Природа – Бог (материалистический пантеизм). Декарт придерживался принципа психофизиологического параллелизма, а Спиноза психофизиологического монизма, т.е. психическое неразрывно связано с физическим и без физического не существует.


Субстанция – это бытие, которое ни от кого не зависит. Субстанция есть причина самой себя. Основные признаки субстанции:

1. Вечность – субстанция ни когда не возникала и ни когда не исчезнет.

2. Бесконечность в пространстве

3. Субстанция не делима на чести.


Природа сотворена сама собой, она активна и ей не нужно чье-то управление.

 

У субстанции есть бесконечное число атрибуты – то, в чем выражается сущность субстанции. Нет атрибутов, нет субстанции. Нам известно только 2 атрибута: протяженность и мышление. (У Декарта 2 субстанции – одна духовная, способная мыслить, а другая материальная, обладающая протяженностью, ау Спинозы мышление и протяженность это два атрибута одной субстанции).


Еще Спиноза вводит понятие модусов. Субстанция порождает модусы. Модусы это все конкретные вещи. Камень это проявление субстанции, модус субстанции. У камня проявляется только один атрибут – протяженность. Человек тоже модус субстанции, но у человека проявляются два атрибута. Субстанция не уничтожима, а модусы могут появляться и исчезать. Субстанция это то, чего не может не быть, а модус может быть, а может не быть. Субстанция и атрибуты это то, что не меняется, а модусы меняются. Субстанция неподвижна, а модусы могут двигаться.


Субстанция порождает модусы, следовательно, все вещи подчинены закону причинности. А раз существует закон причинности, все предопределено (абсолютный детерминизм). Свобода – это осознанная предопределенность (похоже на стоиков, хотя у них предопределен только конечный результат, а у Спинозы – все – перекликается с марксизмом).

 

Спиноза развивает теорию познания.

Он выделяет 4 формы познания:

1. Понаслышке. Пример – религия. Это никудышное познание, только людей путает.

2. Эмпирическое. Беспорядочный опыт (бытовой). Это не наука, опыт неполон.

3. Рациональное (причинно-следственное). Мы обобщаем опыт. Анализируя следствие, приходим к причинам. Но этого знания тоже не достаточно достоверное, потому, что мы не имеем прямого дела с причинами. Мы их устанавливаем.

4. Интуитивное. Когда мы знаем, что что-то так и иначе быть не может, однако, мистического тут ни чего нет. Это полностью полноценное познание. Оно позволяет проникнуть в сущность вещей.


Спиноза положил основы библеистики – науки о Библии. Он много занимался проблемой возникновения религии. Он считал, что религия это есть заблуждение, вызванное страхом перед смертью, явлениями природы и невежеством. Победить религию можно путем просвещения и убеждения – воинствующий атеизм.
Спиноза изучал Ветхий завет, особенно детально рассматривая Пятикнижие Моисея, положившее начало Библии, и доказал, что Моисей не мог это написать. Например, в конце пятой книги говорится, что Моисей умер и его похоронили.

 

 

Лейбниц, Готфрид Вильгельм. 1648–1716

Биография

 

Лейбниц родился в г.Лейпциге. Отец – профессор права Лейпцигского университета. Лейбнец получил хорошее образование. Потом был дипломатом от Германии, ездил в Италию, Россию и т.д. Он был философом, математиком и естествоиспытателем. Создал дифференциальное и интегральное исчисление. Был основателем и первым главой Берлинской академии наук.


Он пытался примирить науку и религию. Его философия была во многом протестом против механистического понимания мира Декарта. Лейбниц считал, что мир сложнее, но в то время была только механика и отсюда масса фантастики.

Философская система

 

Монадология. Написал одноименную книгу. Исходил из того, что существует множество субстанций, которые он называл монадами.

Монады это незримые чувствам, не физические, не материалистические, по сути, духовные субстанции, существуют вне времени и пространства.


Это своеобразная разновидность объективного идеализма. Монады непроницаемы, не могут влиять друг на друга, в каждой из них отражаются другие. Монады находятся в вечном изменении. Виды деятельности монад:

1) Перцепция (восприятие)

2) Стремление

3) Апперцепция (сознание)

Виды монад:

1) Простые (голые), в них существует только перцепция, и то не явно

2) Души (животные), в них ясная перцепция

3) Духи (люди), в них апперцепция

 

Противоречие: - монады вечны и неуничтожимы

- от Бога идет излучение монад и они исчезают в том же излучении

 

Монады лежат в основе мира. На поверхности лежит материя, но в её основе лежат монады. Лейбниц выделял 2 формы материи:

1) Первая (характеризуется протяженностью и непроницаемостью)

2) Вторая («материя физиков») находится в вечном и бесконечном движении, переданном от монад. Покой может быть только относительным.


Представление о времени и пространстве было релятивистское (как и у Декарта): нет времени и пространства как самостоятельных сущностей. Нет пустого пространства. Если нет материи, то нет ни пространства, ни времени.

 

Развивал гносеологию. Он был рационалистом, но пытался примерить рационализм и эмпиризм. Рационализм проявлялся в теории врожденных идей, что изначально в уме есть смутные врожденные идеи и надо их выявить и обработать.

 

Выделял 2 категории истины.

· Истины разума. Неопровержимые, достоверные (Примеры: у треугольника 3 угла). Их можно доказать дедукцией: противоположное ложно.

· Истины фактов, получаются путём индукции. Это обнаруживается в опыте. (Пример что тело падает). Не всегда достоверны, это случайные истины.

 

Лейбниц вводит понятие объективной случайности и понятие вероятности. Настаивает на объективном характере вероятности. (Лаплас настаивал, что вероятность есть субъективная величина).

 

В вопросе свободы противоречит себе: человек свободен, когда может выбирать, но знает необходимость.


В обществе существует зло, т.к. мир несовершенен, мир создал Бог. Нужно оправдать Бога: Бог сотворил лучший из возможных миров и ввел зло, чтобы существовало добро. Нужно быть довольным этим миром. Теодицея – оправдание бога.

 

 

Джон Локк. (1632–1704)

 

Английский философ. Родился в семье состоятельного адвоката. Окончил Оксфордский университет. Получил диплом врача. В 1667 году познакомился с Лордом Эшли, стал его секретарем и домшним врачом. Эшли сначала был в оппозиции, но победил на выборах и в 1672 стал лорд-канцлером Англии. В 1682 году его обвинили в заговоре и он бежал за границу, Локк – с ним. Спустя 3 года пришел к власти новый король Яков II. В том же году вспыхнул мятеж, к власти призвали Вильгельма II (Голландия). И в Англии воцарилась конституционная монархия, и вся власть перешла к парламенту и премьер-министру. После революции Локк вернулся (1688г.). Написал не мало работ по проблемам общества, проблемам государственного строя и т.п. и т.д., не особо оригинальны.

 

1690 г. -«Исследование о человеческом разуме» – самая крупная работа Локка. Его предшественники занимались разработкой метода научного познания, но Джон Локк начал исследовать сам процесс познания. Он начал разрабатывать гносеологию. Пытался обосновать эмпиризм. Врожденных идей нет.

Разум человека до опыта – tabula rasa (чистая доска). Опыт «пишет» на этой доске, есть два вида опыта:

1) внешний (чувственное познание). Воздействие предмета на органы чувств.

2) внутренний (рефлексия), опыт из души.

 

Локк не был сенсуалистом, понимал, что нельзя все сводить к чувственному познанию, но
внутренний опыт анализировал мало. Концепция внешнего опыта. Предметы действуют на органы чувств – возникает идея предмета. Предмет и идея – разные вещи, в идее первичные свойства, типа протяженности, но цвета, запах и звука в мире нет, это в нашем сознании, это вторичные свойства (в многом повторяет Демокрита, Гоббса…).

 

В начале действует наш разум, возникает два вида идей: простые идеи чувств и простые идеи рефлексии. Практически рефлексия – это рационализм, и это была не последовательность в идеях Локка. Когда ум начинает их перерабатывает, появляются сложные идеи.

Локк – умеренный номиналист, общего нет, оно только в понятиях. Он был концептуалистом, наши понятия существуют только в нашем сознании.

 

Первичные качества: вес, форма – присущи вещам. Вторичные: цвет, вкус, запах, температура – возникают только в сознании.

 

Есть две субстанции: одна субстанция это вещи, а когда мы мыслим, мы имеем дело с духовной субстанцией. Потом встал вопрос, а какого соотношение между ними. Когда он подводит итоги, он выбирает 3 вида познания:

1. Интуитивное. (Истины разума Лейбница) на столько что мы не можем усомниться в этом. И не нужны доказательства. Вообще-то это рационализм.

2. Демонстративное. Когда нужно вывести из одной идеи другую, показать истину.

3. Сенситивные познания.

 

Джордж Беркли. (1685 – 1753)


Жил во время, когда с абсолютизмом было покончено. Главное -сохранить существующий строй, нужна религия. Даже Гоббс говорил, что религия ложна, но нужна, чтобы управлять народом. Философия Беркли – борьба с материализмом. Материализм – основа атеизма. Он был воинствующий идеалист.


Родился в Ирландии. Окончился Христианский Колледж. Прекрасно знал латинский и греческий языки. Побывал в Америке и Европе. Добрался до Калифорнии, где город Беркли назван в его честь. Потом вернулся на родину, где был назначен священником.


Опровержение материализма по двум линиям:

· Первая линия номинализма. В нашем опыте нет ничего кроме конкретных вещей. А где материя? Нет никакой материи. Материя это общее, а общего то нет, значит – понятие материи – пустое. Понятие ничему этому в мире не соответствующее.

· Другая линия – сенсуализм. Мы имеем дело с огромным множеством ощущений и восприятий. Эти ощущения соединяются, и создаётся коллекция идей – это и есть вещи. И никаких других вещей кроме как в ощущениях быть ничего не может.

 

Работы

· «Новая теория зрения» – 1709 г. где он пытался использовать новые данные об устройстве зрения для объяснения своих теорий.

· 1710 г. - «Трактат о принципах человеческого познания».

· «Три разговора между Геласом и Филонсом» – популярная книжка, написанная в форме диалога, приводит возражения материализма и критикует их.

 

Кроме ощущений ничего нет, но все вещи существуют на самом деле, то есть не отрицает существования мира. Быть – значит быть воспринимаемым. Тогда Беркли вводит понятие мыслящих духов. И субъект один из мыслящих духов. То есть становится на позиции объективного идеализма. Еще одна проблема, что человек может вообразить того, что не существует и чего не может быть. Беркли говорит, что эти предметы отличаются четкостью. Есть мыслящий всемогущий дух. И то, что вкладывает высший дух, и то, что он творит – есть объективно. Беркли исходил из теории Локка о вторичных и первичных качеств, но потом доказывал, что качества являются только вторичными.

 

Английский материализм

Дж. Толанд

 

Пристли (1733-1804)

Нет материи без движения.

Мышление – свойство высокоорганизовнной материи (мозга).

Единственный источник знаний о мире – чувства, единственный источник опыта – внешний мир.

 

Давид Юм (1711 — 1776)


Продолжатель дела Беркли и Локка.

Биография

 

Родился в 1711 году в г. Эдинбург в семье юриста, владельце небольшого поместья. Юм получил хорошее образование в университете Эдинбурга. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе.
Написал массу работ на разные темы, в том числе историю Англии в восьми томах.

 

1739 г. - опубликованы первые две части «Трактата о человеческой природе». Первая была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной книге –«Очерк о человеческом познании».

Философия.

 

Является эмпириком и сенсуалистом.

Вводит понятие концепции. Все концепции делятся на основные категории:

1. Впечатления (для них характерна необычайная точность и ясность)

1) Чувственное впечатление.

2) Рефлексивное впечатление.

2. Идеи (представления)

 

После восприятия материала, познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений.

А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, 3 гипотезы.

1. Есть образы объективных предметов (теория отражения, материализм).

2. Мир – это комплекс ощущения восприятия (субъективный идеализм).

3. Ощущение восприятия вызывает в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).


Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем что за восприятием. Значит вопрос о том, каков источник ощущения – принципиально не разрешимый вопрос.


В дальнейшем через 100 лет его концепцию стали называть агностицизмом. Юм не утверждает, что знать вообще ничего не возможно, он говорит, что мы знаем мир, который является в нашем сознании. Мы никогда не узнаем сущности мира, мы может узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно следственные связи в теории Юма – это результат нашей привычки. А человек – это пучок восприятий.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.