Ларец-реликварий св. Валерии. Около 1175 г. Франция. Техника выемчатой эмали. Особенности художественной трактовки образов. Принципы средневековой живописи.
Ларец-реликварий служил вместилищем для частицы мощей св. Валерии - покровительницы Аквитании, обезглавленной по приказу герцога Этьена. На лицевой стороне представлена в эпизодах история ее мученической смерти, на обороте - полуфигуры апостолов и сцена поклонения волхвов. Свободная передача движений и элегантные вытянутые силуэты персонажей, внимание к деталям (прическа Валерии, восточное лицо и тюрбан палача), тонкий гравированный орнамент "вермикуле" говорят о незаурядном таланте мастера.
Выемчатая эмаль — это скорее ювелирная техника нежели способ эмалирования, гак как основная проблема заключается в создании выемок в металле, нанесение же эмали сравнительно несложно. Выемчатая эмаль заключает в себе широкие изобразительные возможности: от создания изящно выполненных цветных гравюр до выпиливания грандиозных изображений, где чередуются металл и эмалевые плоскости. Если для перегородчатой эмальи применяют перегородки только одинаковой ширины, то техника выемчатой эмали предусматривает получение перегородок различной толщины и свободных металлических поверхностей.
Романский стиль. (Реликварий в виде фигуры дьякона - св. Этьена.)
Для мощей христианских святых делались специальные вместилища - реликварии, формы которых были весьма разнообразны. Эта фигура из позолоченного серебра, украшенная драгоценными камнями и филигранью, тоже является реликварием и изображает св.Стефана - первого церковного дьякона, побитого камнями за его приверженность новой религии. Сама реликвия находилась в книге, которую он держит в руках. Спокойная поза, тяжелые пропорции, суровая выразительность лица характерны для романского искусства.
Готический стиль. (Створка диптиха с изображением Мадонны с младенцем между святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом. Середина XIV в. Франция).
Собор Парижской Богоматери. XII в. Готический стиль
Собо́р Пари́жской Богома́тери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.
В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).
Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.