МОЛОДЕЖЬ НЕ ДОЛЖНА ХОТЕТЬ "ВАЛИТЬ ИЗ РАШКИ": ПАРЛАМЕНТАРИИ О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Историк и журналист Илья Смирнов опубликовал в газете "Известия" статью "Кто шагает дружно в ряд?", где комментирует указ о создании общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". Он, в частности, пишет:
"Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и если действительно появится новое движение (а не очередная бюджетная кормушка для креативных мальчиков и девочек далеко не школьного возраста), оно будет похоже на пионерию не больше, чем "Перекресток" на тогдашний гастроном.
Массовые общегосударственные самоуправляющиеся (на низовом уровне) организации детей и юношества - великий социальный эксперимент, и есть резон к нему обратиться сейчас, когда нам угрожает растворение в глобальной атомизированной биомассе. Но нужно трезво осознавать, чем этот эксперимент закончился. СССР проиграл сражение за молодежь не при Горбачеве, а намного раньше. Централизация пионерии и комсомола обернулась их бюрократизацией. К началу перестройки это были мертвые оболочки, расписанные лозунгами, которые не принимал всерьез даже тот, кто сочинял...
А чтобы увлечь молодежь, нужна идея яркая, революционная и - в широком смысле - религиозная. Последний советский руководитель, который верил в коммунизм, - Н.С. Хрущев. Брежневские идеалы стабильности и достатка были рассчитаны на ровесников тогдашнего руководства, равно как и упорные переключения стрелок с текущих проблем на ностальгические воспоминания.
Что предложить подросткам, какую "присущую российскому обществу систему ценностей"? Будь смелым, как Гагарин, честным, как Пожарский, тогда тебя примут в престижный вуз, где обучат финансовым спекуляциям, а потом, если повезет, назначат губернатором, ты купишь дворец во Франции, с которым и воссоединишься в итоге славных трудов на благо Отечества.
Вы скажете: начальству всегда было свойственно проповедовать одно, а жить по-другому. Согласен. Но лицемерие в том и состоит, чтобы скрывать противоречия. Если сейчас они выставляются напоказ, то это уже не лицемерие, а постмодернистская разруха в головах. Либо крест снимите, либо уберите рекламу потребительских кредитов на каждом углу".
Корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям с вопросами: Как бы Вы ответили на вопрос "Какую систему ценностей нынешнее российское общество может предложить подросткам"? Как добиться, чтобы детская организация не стала школой лицемерия и карьеризма, как это произошло в позднем СССР?
Виктор Шудегов
Зампред Комитета ГД по образованию. Фракция "СР"
11.11.2015 10:59
Хоть мы и знаем, что в начале перестройки комсомол и пионерская организация самоликвидировались, решение нашего президента о создании всероссийского детско-юношеского движения я считаю правильным. Тем более что основа для этого существует в лице многочисленных молодежных объединений, которые либо сохранились после распада СССР, либо были созданы уже в современной России.
Например, у нас в Удмуртии широкое распространение получило скаутское движение. Возникло и немало молодежных кружков по интересам: клубы юных моряков, следопытов и т.д. Молодежь постарше начала довольно активно интересоваться организациями патриотической направленности, вступать в поисковые отряды.
Думаю, что самое главное при создании нового движения - добиться его неполитизированности. Дети, и даже молодежь постарше, не должны превращаться в "приводные ремни" той или иной политической идеологии. Конечно, школьники должны проходить через серьезное патриотическое воспитание. Но я бы больший упор в этой всероссийской организации сделал на их профориентацию, на заинтересованность своими будущими специальностями.
Детям ведь гораздо интересней что-либо изучать, узнавать о чем-то, когда они собираются вместе, когда находят единомышленников. В этом случае они начинают обмениваться друг с другом своими знаниями и практическими навыками. Это способствует не только взаимообогащению, но и большей занятости детей: они уже не болтаются где-то на улице, не предоставлены сами себе, а занимаются полезными для себя вещами под присмотром специалистов.
Кстати, в ближайшие дни я собираюсь внести законопроект, направленный на развитие в России системы дополнительного образования. В соответствии с ним каждый ребенок должен получить возможность не менее чем 120 часов в год бесплатно посещать различные виды дополнительного образования, в том числе спортивные, музыкальные, художественные занятия.
Если же говорить об основных ценностях, которые нужно пропагандировать среди подрастающего поколения, то прежде всего, на мой взгляд, следует обратить внимание на патриотическое и спортивное воспитание. Что касается спорта, то мне кажется, зачастую именно соревновательный дух играет для молодежи очень большую роль.