Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Активизация экономики по рецептам Кабмина: стимуляции и симуляции



27 февраля на расширенном заседании (при участии в том числе В.Януковича) украинское правительство предварительно одобрило широко анонсированный проект Госпрограммы активизации экономики на 2013–2014 гг. На разрабатывавшийся под началом первого вице-премьера С.Арбузова документ изначально возлагались большие надежды. В том числе и с подачи его номинального начальника Н.Азарова, охарактеризовавшего его как "первый за много лет такой масштабный документ".

Однако если критерием оценки программы будет не количество страниц и таблиц, а ее реальное наполнение и содержание, то насчет масштабности возникают, мягко говоря, серьезные сомнения.

Термин "прорыв" не хочется употреблять не только из-за его дискредитации еще при предшественниках нынешней власти, но и из-за отсутствия серьезных оснований ожидать такового ввиду размытости задекларированных правительством планов и начинаний. "Хотелок" на страницах правительственной программы вместилось традиционное множество (причем зачастую без наличия реальных источников финансирования), а вот конкретного драйвера или вектора, за которым могла бы потянутся вся остальная экономика, так и не просматривается. Увы, в завершающем варианте документ окончательно приобрел стандартный для его предыдущих аналогов обтекаемый и декларативный формат. Он если и дает шансы на серьезное оживление, то в основном только для давно сросшихся и сроднившихся с властью бизнесов. Впрочем, чего еще можно было ожидать от бюрократического аппарата, давно привыкшего интересы этих самых бизнесов бдеть и обслуживать?

В документе нет абсолютно ни одного серьезного пункта, направленного на борьбу с монополиями, в которые уже фактически превратились электроэнергетика, металлургия,газораспределительные сети

и многие другие сферы. Фактически программа направлена не на качественное обновление или преобразование экономики, а на попытки подрихтовать и поддержать ее давно устаревшую и низкоэффективную структуру. Не оставляя особых иллюзий по поводу появления и развития как новых высокотехнологичных отраслей, так и обыкновенных мелкособственнических, но тоже очень нужных стране производств.

"Масштабный документ"

Осмелимся утверждать, что затянувшееся согласование программы развития экономики в чиновничьих коридорах на Грушевского и Банковой пошло этому документу явно не на пользу (хотя некоторые из опрошенных ZN.UA экспертов считают иначе).

Первоначально назначенный премьер-министром Азаровым самый крайний срок до 10 февраля был в итоге отложен более чем на две недели. Помпезное презентационное действо при участии президента Януковича состоялось только 27 февраля, при этом окончательное утверждение документа было отложено еще на неделю. Так что до ближайших вторника-среды он еще будет дорабатываться.

И хотя из программы уже выветрились некоторые первоначально предусмотренные в ней довольно радикальные нормы, благодаря наличию которых она получила даже одобрение МВФ (подробнее об этом — далее в тексте), тем временем масштабы заложенных в ней "хотелок" продолжают расти.

Если еще в начале февраля требуемая для его реализации сумма оценивалась в 360 млрд грн, то в давешней версии — уже 377,8 млрд грн. При этом непосредственно из госбюджета предполагается выделить 22,9 млрд грн, из местных бюджетов — 8,7 млрд, в то время как "другие источники, в т.ч. средства, привлеченные под государственные гарантии", должны обеспечить 165,4 млрд грн. Еще одна неконкретная категория — "разные источники" (очевидно, прежде всего, частные инвестиции) — еще 161,29 млрд грн (в последней цифре не может не умилять степень ее точности).

По структуре основная часть госпрограммы состоит из пяти разделов: "Повышение конкурентоспособности экономики и улучшение инвестиционного климата", "Поддержка национального товаропроизводителя и реализация политики импортозамещения", "Развитие высокотехнологичных перспективных секторов", "Структурные реформы в стратегических секторах", "Увеличение объемов экспорта украинских товаров и услуг". Прописаны они с разной степенью конкретики — где-то авторы документа (а таковых было, очевидно, несколько групп) ограничились лишь общими формулировками, а где-то прибегали к чрезмерной детализации.

В разделе, посвященном инвестиционному климату, приведен перечень целей и задач, с целесообразностью достижения которых в основном сложно спорить. Речь идет об удержании инфляции в рамках 5–6%, а дефицита госбюджета — в пределах 3,2% ВВП, о снижении административных барьеров для развития предпринимательства, уменьшении вмешательства контролирующих органов в хозяйственную деятельность, пресечении попыток скрытого вывода капитала за рубеж и т.д.

В то же время важнее здесь упомянуть инициативы, которые содержались в первых версиях госпрограммы, но потом были вымараны из нее. Условно их можно объединить в две группы.

Первая — это непопулярные, прежде всего в социальном контексте, инициативы: требуемое МВФ постепенное приведение тарифов естественных монополий к экономически обоснованному уровню; внедрение общеобязательного декларирования доходов, расходов и имущественного положения физических лиц; установление 30-дневного срока для досрочной выдачи банком депозита и т.д.

Как это расценивать? С одной стороны, можно говорить, что правительство не хочет рисковать и "раскачивать лодку" в нестабильных условиях. С другой — компромиссный подход может послужить симптомом, что либо у авторов программы, либо у дававшего на нее высочайшее одобрение В.Януковича "экономически-активизационные" мотивы и соображения уступили предвыборно-электоральным.

Вторая группа "пропавших" инициатив — в основном фискального характера, это те, которые "били" по интересам бизнеса, причем как легального, так и теневого. Кроме упомянутой выше ревизии системы налоговых льгот, речь идет о расширении круга плательщиков сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ; повышении акцизов для "автосборщиков"; расширении круга налоговых агентов, которые платят экологический налог; введении штрафных санкций в небюджетной сфере в размере 0,5% от суммы зарплаты за несвоевременную ее выплату и т.п.

Не содержится пока в программе и обнадеживших было предпринимателей анонсированных намерений уменьшить нагрузку на фонд оплаты труда, а также ставки НДФЛ и НДС.

В конечно-промежуточном итоге большинство из первоначально предусматривавшихся достаточно радикальных фискальных новшеств заменены очень обтекаемыми и неконкретными формулировками наподобие "либерализация налоговой системы путем комплексных изменений законодательства", а также "снижение налоговой нагрузки, что обеспечит снижение теневого сектора экономики". А президент в ходе правительственного совещания пообещал, что в будущем в "налоговое законодательство Украины будут внесены существенные изменения в связи с необходимостью выполнения экономических реформ". Как сообщают знающие источники, таким образом вроде бы был достигнут компромисс. Чтобы не задерживать и не ставить под удар рассмотрение правительственной программы, из нее и были убраны наиболее "чувствительные" фискальные пункты. А их согласованная президентом версия будет в дальнейшем включена в разрабатываемый под его патронатом Национальный план действий на текущий год.

Однако, как отмечают скептики, если Янукович так и не решился на хотя бы постепенное повышение газовых тарифов (которое, как бы ни хотелось это признавать, все-таки необходимо для очищения и стабилизации госфинансов), то и на интересы "налогового теневого планктона" он тоже вряд ли посягнет. В конце концов, "тень" очень даже помогает кормиться и весьма недурно существовать паразитирующей на ней армии "опричников" — всевозможных блюстителей закона и средне-мелких чиновников.

Стоит, однако, отметить, что из правительственной программы "испарились" все же не все налоговые новации. Часть из них осталась, в частности, о трансфертном ценообразовании. Но это же может предопределить и дальнейшее выхолащивание соответствующих документов. Так, в распоряжении ZN.UA оказалось письмо возглавляемой Д.Фирташем Федерации работодателей Украины к премьер-министру Азарову с предложениями о корректировке трансфертного законопроекта. В частности, в их числе — попытка серьезно урезать перечень стран, которые будут подпадать под налоговый мониторинг как юрисдикции с льготными системами налогообложения. Так что конечная судьба этого документа очень даже туманна.

Кому и какие конкретно "хотелки" положены?

Отдельного внимания заслуживает часть программы, посвященная "стимулированию инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства". Так, критики документа указывают на незначительные объемы финансирования, предусмотренные для льготного кредитования этого сегмента бизнеса, — всего 200 млн грн на текущий год и столько же — на следующий (при том, что из госбюджета на соответствующие цели должно быть направлено только 10,3 млн, остальное — из "разных источников"). Действительно не слишком много на фоне многомиллиардных намерений относительно потенциальной "подпитки" крупного бизнеса.

И хотя авторы документа обращают внимание, что "забота" о малом и среднем бизнесе предусмотрена в т.ч. в других положениях программы (например в разделе по АПК), и, кроме того, ставка, мол, делается на дерегуляцию, которая должна стать основным стимулом развития МСБ, однобокость программы очевидна. Проблемами МСБ, который мог бы создавать миллионы рабочих мест, никто и не думал всерьез заниматься — слишком неблагодарное и неинтересное это для чиновников занятие.

А вот в отношении больших и близких уму и сердцу чиновников бизнесов и отраслей — ситуация совсем иная. Второй, третий и четвертый разделы программы посвящены преимущественно развитию конкретных отраслей экономики. В целом на поддержку национального товаропроизводителя и реализацию политики импортозамещения планируется израсходовать почти 40 млрд грн. Из них 9,3 млрд грн — средства госбюджета, а "другие ресурсы", привлеченные в т.ч. под госгарантии, — 14,9 млрд.

В контексте госстимулирования основные риски, на которые указывают эксперты в этом контексте, — поддержка властью прежде всего приближенного бизнеса. "Выбор отраслей свидетельствует об ориентации на поддержку бизнеса, приближенного к власти", — отмечает президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. Действительно, когда вектор размыт, выгодополучателями в итоге становятся те, кто лучше знает подходы к сердцам чиновников.

Чаще всего в лоббистском контексте упоминается горно-металлургический комплекс, которому правительство через механизм госгарантий планирует предоставить господдержку на 10 млрд грн, а также освободить предприятия отрасли от уплаты ввозной пошлины при импорте оборудования и комплектующих изделий к нему, которые не производятся в Украине и импортируются "с целью технического перевооружения производства". Любопытно, что на таком фоне не чужой для определенных власть имущих химпром выглядит едва ли не как бедный родственник — для него практически ничего "целевого" не предусмотрено.

"Фактически поддерживаются отрасли, которые и так неплохо развиты и которые при желании могли бы и дальше сами себя развивать. В то же время депрессионным секторам уделено меньше внимания. Я согласен, что некоторым базовым отраслям нелегко из-за неблагоприятной конъюнктуры внешних рынков, но, с другой стороны, они и так могут сами выживать", — констатирует исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

В Кабмине, комментируя выпады в свою сторону, напоминают, что тот же ГМК является крупнейшим поставщиком валюты в страну, одним из ключевых работодателей в промышленности, а основные фонды отрасли требуют модернизации (износ в среднем составляет 70%). Кроме того, поддержка ГМК обусловлена, мол, необходимостью модернизации в целом всего отечественного производства, для чего нужно более 300 млн тонн металлопродукции. А это — потенциал для переориентации отрасли на внутренний рынок и минимизации ее зависимости от волатильности внешнего спроса. Скептики же напоминают, что конкретных выгодополучателей можно пересчитать на пальцах одной руки, одновременно приводя информацию, что, по некоторым данным, в Украине сейчас накопилось около 1700 тыс. тонн невостребованного металлопроката. Вот ему то и ищут таким образом применение.

Тем временем, по мнению некоторых экспертов, правительству следовало бы сосредоточиться на стимулировании таких "потребительских" и ориентированных на внутренний рынок отраслей, как легкая и пищевая промышленность, фармацевтический сектор и т.д., имеющих отличный потенциал импортозамещения благодаря существованию значительного внутреннего спроса на эти виды продукции, который покрывается сейчас за счет внешних поставок.

Сейчас в тексте госпрограммы для поддержки легпрома прописано лишь введение дополнительного импортного сбора на готовые изделия (одежду трикотажную, текстильную, обувь, головные уборы) в случае "ухудшения платежного баланса". Для фармотрасли предусмотрены лишь "гармонизация национальных стандартов в сфере обращения медицинских изделий с международными и европейскими", "внедрение эффективной системы рыночного надзора" и т.д. Но в комментариях для ZN.UA источник, близкий к руководству Кабмина, заверил, что "легпромовские" и "фармацевтические" инициативы еще будут дорабатываться.

В разделе "Поддержка национального товаропроизводителя и реализация политики импортозамещения" значительное внимание также уделено агропрому, для которого планируется привлечь около 30 млрд грн (из которых почти 10 млрд — расходы бюджета, в т.ч. госгарантии на сумму около 5 млрд). Среди предлагаемых мер — поддержка покупки сельхозтехники отечественного производства (с помощью компенсации части ставок по кредитам и лизинга); строительство и реконструкция животноводческих и тепличных комплексов; закладка молодых садов, виноградников и ягодников; стимулирование развития обслуживающей, производственной сельхозкооперации и т.д. Тем временем, как отмечают эксперты, главное в агропланах — обеспечить доступ к ресурсам прежде всего малым и средним хозяйствам, не только крупным.

Для развития, по определению правительства, "высокотехнологичных" отраслей запланировано финансирование в размере 44 млрд грн, из которых из госбюджета — всего 1,8 млрд, 16,5 млрд — другие источники, в т.ч. под госгарантии. Так, авиационную отрасль предлагается стимулировать, в частности, с помощью покупки отечественных самолетов путем использования лизинговых компаний с применением пониженной ставки кредитования (на уровне учетной ставки +2%). Под это дело в 2013 г. предусмотрено 5 млрд грн (но ни копейки из бюджета или под госгарантии). Для ракетно-космической отрасли прописаны 11,8 млрд грн, из которых в т.ч. под госгарантии — 9,8 млрд. Длясудостроения "прямого" финансирования нет, но отрасль, наверное, может рассчитывать на определенные вливания, благодаря планам Кабмина обеспечить Минобороны кораблем класса "корвет" (на это планируется потратить 1,2 млрд грн).

В одном из первых вариантов программы прописывался 1 млрд грн на удешевление потребительских кредитов на автомобили украинского производства и программу утилизации и обмена старых транспортных средств на новые. Также предусматривался ряд "антиимпортных" инициатив. В заключительном же варианте документа этого уже нет. Но без ощутимой помощи отрасль все-таки не оставили — ее пряники оказались в разделе об общественном транспорте, на финансирование которого предусмотрено 11,2 млрд грн (из которых под госгарантии — 10 млрд).

Для развития импортозамещающих производств сельхозтехникизапланировано 5 млрд грн (под госгарантии) и 700 млн грн — для обеспечения предприятий отрасли льготными кредитам.

На строительство, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог должно быть направлено 68,9 млрд грн (преимущественно небюджетные средства). В рамках развития железнодорожного транспортапредусматривается приобретение грузовых и пассажирских вагонов, а также подвижного состава для пригородных перевозок (все — отечественного производства) почти на 20 млрд грн (в основном средства, привлеченные под госгарантии и частные инвестиции). Все это звучало бы правильно, если не вспоминать, что как "Укрзалізницю, так и крупнейшего частного перевозчика Лемтранс, опять же, контролируют очень даже конкретные люди, в том числе — из семейного окружения...

Для развития и реконструкции аэропортов в Одессе, Днепропетровске, Симферополе, Луганске, Севастополе, Киеве, а также реализации проектов в Одесском, Феодосийском, Ильичевском, "Южном" портахплюс на создание глубоководного судового хода Дунай—Черное море планируется потратить 11,6 млрд грн (из них бюджетных 33,8 млн, 7,1 млрд — в т.ч. "гарантийные").

Однако здесь возникает очень даже логичный вопрос — а почему, собственно, государство должно спонсировать объекты, большая часть которых уже находится или планируется к скорой передаче в концессию, т.е. фактически под частный контроль?

На "обеспечение развития" электроэнергетики должно пойти 28,6 млрд грн (из них 5,7 млрд — кредиты МФО, 22,8 млрд — привлеченные в т.ч. под госгарантии). И тут почему-то снова вспоминается, в скольких приватизационных конкурсах в ТЭК за последние годы победила всем известная компания, принадлежащая самому богатому украинцу.

На мероприятия по энергоэффективности — на снижение энергоемкости ВВП, в частности на замещение традиционных видов топлива энергоресурсами, произведенными из возобновляемых источников энергии, и альтернативными видами топлива, планируется потратить 67,3 млрд грн (из них в т.ч. под госгарантии — 62,8 млрд, речь идет, прежде всего, о привлечении анонсированных китайских кредитов).

На жилищное строительство отводится 32,3 млрд грн (из них 1,4 млрд — из госбюджета, 1,16 млрд — из местных, 12,69 млрд — в т.ч. госгарантии, 17 млрд — разные источники).

Для обеспечения жильем граждан на условиях аренды с выкупом под 3% годовых планируется "влить" 6,6 млрд грн (но из "разных источников"), что должно обеспечить жильем 20 тыс. семей; на удешевление стоимости ипотечных кредитов предусмотрено 4,7 млрд грн, из которых 4,2 млрд — в т.ч. под госгарантии.

На сферу ЖКХ предусмотрено финансирование в размере 25,39 млрд грн, но из них из бюджета — лишь 642 млн, а под госгарантии — 4,9 млрд.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.