Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В соответствии с рекомендациями



Госкино СССР:

1.В эпизоде "Испанцы" в хронику состратостатами вставлены кадры встречи В.Чкалова в Москве и его проезд по ули­це Горького.

2. Перемонтирована и уточнена в хро­нологическом порядке военная хроника.

3. В конце военной хроники вставлены планы встречи советских воинов в Праге.

4. С целью большего эмоционального воздействия сокращен план "висящейженщины".

5. В финале картины дописана авторекая реплика, уточняющая размышления автора о дальнейшей жизни.

6. В эпизоде с военруком сняты момен­ты заикания.

А.ТАРКОВСКИЙ, режиссер-поста­новщик

Э.ВАЙСБЕРГ,директор картины

Уже только на исходе 1974 года во всей этой драматичной и безнадежно затя­нувшейся истории фильма вроде бы на­метился какой-то просвет. Со скрипом - сначала на "Мосфильме", а потом и в Госкино был подписан акт о приемке картины.

Конец терзаниям?!

Ох, если бы...

Тарковскому предстояло проглотить еще одну и, быть может, едва ли не са­мую горькую пилюлю в своей кинемато­графической жизни. Руководство Союза кинематографистов СССР решило уст­роить братание с коллегией Госкино СССР на почве-де дружеских разборов нескольких новых полотен "Мосфиль­ма" на так называемую "современную тему". Среди таковых были выбраны "Зеркало" Андрея Тарковского, "Осень" Андрея Смирнова, "Романс о влюблен­ных" Андрея Михалкова-Кончаловского, "Самый жаркий месяц" Юлия Карасика.

Два последних фильма включили в чис­ло обсуждаемых, скорее всего, для чис­того камуфляжа. Никаких особых проб­лем, требующих столь пристального внимания со стороны объединенного контингента Госкино и секретариата СК, с этими работами не было. "Самый жаркий месяц" сразу был причислен к бесспорным достижениям советского многонационального киноискусства на самую дорогую для него тему - фильмы о рабочем классе и научно-техническойреволюции. С "Романсом..." тоже все вроде было в ажуре. А вот с "Зеркалом" и "Осенью" дела обстояли неважно. На них поступила очень серьезная телега из украинского ЦК. Украинские "Сусловы" страшно обозлились на эти две москов­ские картины. Их истоптали на одном из пленумов украинского ЦК, а в Москву, на Старую площадь пришел гневный официальный протест высокопостав­ленных коммунариев братской Украины: как же так, мы тут у себя бьемся на­смерть за соцреалистическую чистоту радяньского мисцетства, а вы там, в Москве, позволяете у себя под носом та­кую пакость разводить!

Тогдашний секретарь и идеолог СК СССР А.В.Караганов вспоминает: "Бы­вали и такие случаи, когда председате­лю Госкино, чтобы спастись от очеред­ной нахлобучки, нужно было пойти на какой-то маневр. Так случилось и с фильмом "Зеркало".

После истории с "Андреем Рублевым" фильмы Тарковского смотрели в руково­дящих аппаратах через тройную линзу придирок и перестраховки. В "Зеркале" сразу нашли много пороков и ошибок. Казалось, фильм обречен. Но еще какой-то просвет сомнений, колебаний оста­вался. И Ермаш, человек не только ум­ный, но и хитрый, понял это. У меня со­стоялся с ним такой разговор: "Давай­те проведем совместное обсуждение "Зеркала". Но не одного, а, скажем, вме­сте с "Самым жарким месяцем", "Осе­нью" и "Романсом о влюбленных"'. По­мимо секретарей Союза пригласите еще несколько крупных мастеров. Пусть они покритикуют "Зеркало". Это очень важно, чтобы покритиковали, иначе поддержка не будет иметь такой цены.

Обсуждение состоялось. В своих вы­ступлениях мы к некоторым сценам при­дирались. Может, это даже несправед­ливо. А может, и справедливо: ведь это не тот случай, когда все сцены и эпизо­ды фильма поставлены, сыграны на оди­наковом уровне. Там были куски, целые части замечательные, даже гениальные. Но'были и сцены послабее. Ю.Я.Райзман, другие товарищи, включая и меня, отме­тили некоторые слабости, спорные ре­жиссерские и актерские решения, доста­точно высоко оценив работу режиссера. Материалы обсуждения были доста­точно умело использованы Ермашом для защиты фильма от наиболее рьяных руководящих запретителей. Фильм был спасен. Он не попал на "полку". Только процедура его выпуска несколько задер­жалась".

Увы, далеко не все в этой истории "товарищеского суда" было так краси­во и благородно. Другой его участник позднее тоже страстно уверял, что все, мол, делалось исключительно во благо "утопающих". Мол, их решили потоп­тать, только как бы понарошке, для ви­ду, чтобы успокоить высокие партий­ные круги и тем самым избавить своих коллег от худшей участи.

Скорее всего, намерение и в самом деле было благим. А вот ведали ли те, кто в присутствии министра к его несказан­ной радости взялись читать витиева­тые нотации Тарковскому, какую на са­мом деле мораль извлекли из этой басни власти?! По итогам сердечного обсуждения Б.Павленок, заместитель Ермаша, ра­портовал родному Центральному Коми­тету: "Поставленные в 1974 году на "Мосфильме" картины "Зеркало" и "Осень" были в ряду других фильмов об­суждены на совместном заседании колле­гии Госкино СССР и секретариата Сою­за кинематографистов СССР.

В обсуждении приняли участие видные советские кинорежиссеры, сценаристы, киноведы: С.Герасимов, Ю.Райзман, С.Ростоцкий, В.Наумов, М.Хуциев, Г.Чухрай, Б.Металъников, В.Соловьев, В.Баскаков, Г.Капралов, А.Караганов и другие.

Все выступавшие отмечали творче­скую неудачу, постигшую режиссера А.Тарковского при постановке фильма "Зеркало". Сценарий картины позволял надеяться на появление поэтического и патриотического фильма о детстве и юности героя, совпавших с годами Вели­кой Отечественной войны, о становле­нии художника. Однако этот замысел оказался воплощенным лишь частично. В целом режиссер создал произведение крайне субъективное по мысли и настро­ению, вычурное по кинематографическо­му языку, во многом непонятное. Особо резкой критике подверглось пренебрежение режиссера к зрительской аудитории, что выразилось в усложненной символи­ке, неясности мысли произведения, в от­ходе от лучших реалистических тради­ций советского кинематографа.

(...) Учитывая, что фильмы "Зерка­ло" и "Осень" относятся к примеру чи­сто художественных неудач, Госкино СССР принял решение выпустить эти картины ограниченным тиражом..."

И это называется "защитить коллегу"?

Это то, о чем можно сказать "мате­риалы обсуждения были достаточно умело использованы Ермашом" ?

Впрочем, воистину умело!

Власти удалось наказать провинив­шихся режиссеров руками их же коллег и товарищей. Так что гражданам началь­никам даже и не пришлось марать свои белые ручки. Ермаш со товарищи мог торжествовать. Он и торжествовал. Да и в отделе культуры ЦК КПСС — главном инициаторе и заказчике образ­цово-показательной порки — тоже были весьма довольны.

Другие чувства остались у героев об­суждения. Андрей Смирнов вспоминает: "После этой картины я испытал, пожа­луй, самое горькое одиночество. "Осень" поносило начальство. Ее то тут, то там снимали с проката обко­мы, скандал следовал за скандалом. Но и моим коллегам, и даже многим друзьям она тоже не нравилась. (...) Отношение было такое, будто меня уличили в том, что я написал на заборе слово из трех букв.

Все эти годы после "Осени" - 74-75-й — оказались самыми тягостными. Денег ни копейки. От меня все воротят нос. Распалась семья. От меня забрали де­тей. И вот: умереть нельзя, а жить не­возможно! И я уже стал за собой заме­чать, что потихонечку начинаю схо­дить с ума, что вот-вот кончу сума­сшедшим домом. И отчетливо помню, как мелькнула однажды успокоительная мысль: что вот это-то и есть для меня единственно спасительный выход. Хоть перед детьми я тогда не буду вино­ват..."

Судя по страницам дневника, чувства и настроения Андрея Тарковского были после "товарищеского суда" в Союзе ки­нематографистов ничуть не более бла­гостными. "1975. 2 марта.

Ермаш без объяснения причин катего­рически отказался послать "Зеркало" на фестиваль в Канны (хотя в прошлом году клятвенно обещал это). Босси вне себя от ярости. Беда в том, что "Зеркало" гаран­тированно получит там "Золотую паль­мовую ветвь". Но именно этого и боится наше начальство, когда оно постоянно только и делает, что пытается унизить меня и мои фильмы любым способом. Об "Идиоте" до сих пор гробовое молчание.

Был у Сизова и поставил ему ряд воп­росов: почему Ермаш вопреки своему обещанию Босси и сотрудникам Комите­та (при обсуждении категории фильма) не послал фильм в Канны? Почему от ме­ня скрывают, что мне поступило много предложений на постановку фильмов за рубежом?

Почему "обсуждение" "Зеркала" в Ко­митете организовано столь особым обра­зом? (...)

Почему больной Наумов, забыв о своей болезни и о своей работе, поспешил в Ко­митет (в Москву), чтобы раскритиковать "Зеркало"?

Почему "Зеркало" получило вторую категорию?

Почему так мало копий "Зеркала" в прокате (73)?

Почему считается недопустимым сооб­щать в прессе о моих победах и премиях на фестивалях?

Почему "Солярис" не получил Государ­ственной премии, хотя он единогласно прошел через все инстанции?

Сизов что-то пробормотал, попытав­шись ответить на некоторые поставлен­ные мной вопросы. Как будто его ответы действительно меня интересовали. В ходе разговора он заявил: "Нам не нужен та­кой фильм!" ("Идиот"). Не могли бы вы его снять на другой студии?" На что я воз­разил: "Может быть, мне совсем уйти с "Мосфильма"?" Сизов пробурчал что-то примирительное.

С Каннами все же должно что-то про­изойти. "Зеркало" должно "пробиться". Босси уехал, пригрозив, что устроит скан­дал; он не взял ни одного советского фильма. Он ведь хотел взять "Зеркало", которое там уже все ждали — ведь Ермаш дал ему твердое согласие.

Это трусливая свинья!

Ведь если бы "Зеркало" получило приз, то и коммерчески тоже было бы выгодно - можно получить валюту для страны. Но для Ермаша это не имеет значения. Глав­ное, что он сохранит свою задницу в крес­ле. Интересы страны его не заботят".

Тарковского ждал еще один "подарок" судьбы, еще один "товарищеский суд". На родном "Мосфильме". Худсовет главной студии страны собрался, что­бы определить, на какую группу оплаты тянет "Зеркало". На кинематографи­ческом жаргоне советских времен сия процедура именовалась "присуждением категории".

Категорий в те годы было в основном три. Третья, самая низшая, считалась категорией для "прокаженных". Схло­потавшие ее авторы обычно получали шиш с маслом — ни денег, ни проката. Бо­лее того, авторов, награжденных третьей категорией, еще и штрафовали - за перерасход пленки и прочие произ­водственные прегрешения.

Вторая категория оборачивалась уме­ренным вознаграждением. Давалась она обычно фильмам столь же умеренных качеств. Отмечались ею и работы впол­не интересные, но не слишком ровные по исполнению.

Первая категория - это, понятное де­ло, самая высокая гонорарная ставка, большой тираж, разнообразные ласки начальства и всевозможные почести.

Впрочем, в резерве у начальства была еще и высшая категория. Объединение, в котором работал Тарковский, выстави­ло "Зеркало" на первую категорию. Вот как все это происходило.

СТЕНОГРАММА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.