Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОТОКОЛУ ОТ 19 АПРЕЛЯ 1968 ГОДА



Обсуждение литературного сценария А. Тар­ковского и А. Мишарина "Белый день" ("Испо­ведь"). 1-й вариант.

БОЯРОВА Н.В.:Это очень интересно, очень волнует. Я ловила себя на том, что сама отвечала на эти вопросы. Сценарий общечеловечен. Необ­ходимо убрать ненужные вопросы, их там более двухсот, и сделать вступление, в котором следует объяснить, что вы будете делать. Хочу пожелать авторам удачи.

ТАРКОВСКИЙ А.А.:Перед авторами стояла трудная задача с чисто технологической сторо­ны, мы должны были облечь в литературную форму то, что еще не завершено. В замысле на­шего сценария нет ни одного слова неправды.

Все это было: и военрук с комплексом неполно­ценности, и дети, доводящие его до исступления, и все прочее. Не стоит забывать о том, что сов­ременный кинематограф тяготеет к истине фак­та.

Мы предлагаем сделать так. Вопросы будет задавать ведущая, весьма интеллигентная жен­щина, по профессии врач-психиатр. Отвечать же на вопросы должна моя мать, Мария Ивановна, которая не должна знать о том, что она станет главным действующим лицом нашего фильма, эта затея должна сохраняться в глубокой тайне, разглашение которой чревато провалом.

Мы снимем и обставим отдельную квартиру (сделав три незаметных отверстия для съемоч­ных аппаратов), мать будет приходить туда для встреч с ведущей. Их разговор должен носить ха­рактер не интервью, а беседы. Ведущая отреко­мендуется матери как сотрудница съемочной группы, помогающая режиссеру в его сценарных поисках.

Словом, нами задуманы как бы опыты жизни, подобные аналогии знакомы из русской литера­туры: это Л.Толстой, Гаршин, А.Толстой, А.Гер­цен и другие. Сценарий написан для биографиче­ского фильма, в котором прообраз матери будет играть актриса. Если беседа превратится в диа­логи, не в вопросы и ответы, то мы сумеем най­ти новое русло.

Сейчас все намечается следующим образом:

1.Авторские воспоминания.

2.Авторские монологи.
3.Линия матери.
4.Линия женщины.

Грубо говоря, мне совершенно неинтересно, ЧТО будет говорить мать, мне интересно КАК она будет вести себя в этой беседе, меня интере­сует становление характера: не словесный ответ, а то, как она будет, например, в отдельных слу­чаях, уклоняться от ответа, это явится большим проявлением ее характера, чем ответ.

В последующей же литературной разработке сценария можно пойти глубже. Я бы хотел дать проклейки: мать в магазине, на даче, с внуком и тому подобное; взять фонограмму матери, а по­том дать сцену. Монтаж даст колоссальные воз­можности варьировать игровые сцены с ответа­ми. Фоном для части игровых кусков будут вос­поминания детства. Технически мы имеем без­граничное количество вариантов, технически это экспериментально.

Грубо говоря, выкристаллизовывается такой замысел: я не могу смириться с тем, что моя мать умрет, зная это, я не могу с этим согласиться. Я буду протестовать против этого и доказывать, что мать бессмертна. Я хочу убедить других в ее яркой индивидуальности, конкретной неповто­римости. Внутренняя предпосылка: сделать ана­лиз характера с претензией на то, что мать бес­смертна. Я хочу поставить вопрос, а почему мать бессмертна? Пусть всем, филистерски думаю­щим, станет ясно бессмертие. В этом пафос.

Доказательство в кинематографе идет через конкретную характерность, надо доказать типи­ческое. Вопрос замены персонажа отпадает. Это тема, которая будет эмоционально действовать. У каждого из нас есть или была (а это, может быть, даже сильнее) мать. Главным материалом будет разговор матери с ведущей, весь игровой материал станет в эмоциональном смысле вто­ричным по отношению к вопросам и ответам. Для меня эпизоды с военруком и серьгами вы­глядят как отдельные новеллы.

Для вступления надо взять нашу сценарную заявку и отредактировать.

КАРАСЙК Ю.Ю.:Я с удовольствием прочи­тал сценарий "Белый день". Мое отношение к нему предопределено моим восхищением А.Тар­ковским. Не понравился мне эпизод с военруком. После рассказа Тарковского эта будущая карти­на восхищает меня красотой и глубиной замыс­ла, все сочиненные сюжеты кажутся после этого неинтересными и скучными.

Я увидал в замысле много поразительных ве­щей. Весьма знаменательно кредо режиссера, за­ключающееся в том, что конкретную, простую, ничем не примечательную жизнь своей матери, Тарковский считает достойной внимания трех миллиардов человек, что эта жизнь будет угада­на и постигнута зрителями.

Интересен метод. Мне кажется, что мы нахо­димся у истоков произведения, которое может стать знаменательным для искусства, так как ни­какие домыслы не могут постичь глубину движу­щейся жизненной действительности. Я вижу вольтовые дуги постижения действительности, вижу, как это превращается в амальгаму, в нашу исповедь.

Мне нравится в сценарии все, за исключением нескольких кусков, например, сопряженных с военруком. В задуманной истории мы видим ко­лоссальный духовный рост самого Андрея, это произведение сугубо кинематографическое, мне это чрезвычайно нравится, это грациозно.

ХУЦИЕВ М.М.:Всю комплиментарную часть хочется опустить, так как мне это тоже чрезвычайно понравилось. Я вижу всю силу это­го замысла не в приеме. Ценность замысла не в том, что Тарковский открыл этот прием, а в том, что он его подытожил. Я психологически точно знаю, почему он пришел к этому. "Я собираюсь с мыслями", этим мы с Гребневым подытожили сюжет, а Тарковский оттолкнулся от этого. Он решил, что картина будет о его матери, в этом его крупность.

Искусство заключается в том, что есть при­стальное внимание, направленное на то, чтобы рассмотреть человеческую личность. Тарковский нашел и возможность, и личность. Меня волнует, как показать реально и глубоко саму сущность. В этом возникает всеобщность раз­мышлений о жизни. Представляю ощущение зрителя, чувствующего, мыслящего. Этот фильм может стать большой вершиной в искусстве, в чем-то он соприкасается с "Фаустом", с шекспи­ровскими вещами. Благодаря всему этому я буду ощущать мир, земной шар. Для меня это как произведение совершенно.

ЛАЗАРЕВ Л.И.:Я давно знаю об этом замыс­ле. Мои чувства сценарием не покороблены, а возвышены. Но в сценарии есть реально уязви­мые места. В интервью много неизвестных вели­чин. Найдена идея фильма, идея мадонны, я вижу в этом колоссальные возможности. Определена художественная структура фильма: докумен­тальное кино плюс игровое. Но данное соедине­ние таит много реальных опасностей.

Тот набор вопросов, который вы даете, не сце­нарный, а рабочий; в таком наборе вопросы дают неопределенность, их надо сократить. Вопросы производят впечатление хаотичности, тогда как в искусстве хаос должен быть хорошо отрепетиро­ванным. Надо выделить вопросы, дав им опреде­ленное направление. То, что вы фильм делаете о своей матери, имеет и силу, и слабость.

Сила в том, что вы лучше всех знаете свою мать. Слабость в том, что вы ограничены имею­щимся у вас материалом, и это дает себя знать в игровых кусках. В игровых кусках есть однообра­зие, например, эпизод в трамвае (возвращение по­сле эвакуации) и эпизод с молоком в вагоне, и воз­раст у вас везде одинаковый. И вдруг этот ребенок начинает занимать в сценарии больше места, чем положено. Вы начинаете говорить уже не о мате­ри, а о себе, таким образом, уходит тема.

Эпизод с военруком уже был в хорошем рома­не Г.Березко и еще в двух плохих романах других авторов.

Из игровых кусков мать уходит, а она должна там быть.

К комплиментам я присоединяюсь, такой фильм возможен. Начало сценария напоминает последние катаевские вещи. Итак, мы смотрели историю одной женщины, и мы постигли идею мадонны.

Фильм должен быть реалистическим и в то же время естественно многозначительным, много­значительность эта должна нарастать, а ее у вас не хватало раньше, поэтому в последнем эпизоде с детьми вы это искусственно педалируете. В це­лом же замысел такого фильма чрезвычайно ин­тересен и серьезен.

СКУЙБИНА Н.Г.:Это очень интересно, меня подкупают благородство замысла, многогран­ный образ матери. Но мне не хватало большей объемности. В сценарии меня основательно сму­щала однокрасочность многих вещей. Отноше­ния матери и мальчика должны быть более раз­ноплановыми. Ведь сбор цветов, рынок, серьги — это все один план, а мне бы хотелось видеть и другие планы, хотелось, чтобы хоть чуть-чуть давался и другой материал...

НАУМОВ В.Н.:У меня ощущение двоякое: многое мне понравилось в "Исповеди", но опасе­ния, высказанные Лазаревым, я бы обострил. Я тоже колебался по поводу этической стороны этого дела. Согласен, что все, что связано с мате­рью, воспринимается хорошо, но от темы маль­чика у меня возникло ощущение бестактности. Я поддерживаю Лазарева, предложившего все со­средоточить на образе матери, а мальчик втори­чен.

Сам замысел грандиозен, но выполнено это пока не на уровне замысла, все средства обраще­ны на самое интимное, в целом же это не тянет на громадность замысла, на масштабность. Хо­телось бы более сильных, крупных ощущений от матери, как от мадонны. Сценарий же произвел на меня впечатление повести. И обрисовка хара­ктеров, и ситуационная часть даны в литератур­ном изложении, в канве литературного эпизода. Но, когда я пытаюсь освободить куски от изяще­ства изложения, у меня остается ощущение не­сколько плоскостного контакта между матерью и сыном. А мне хотелось бы других неожидан­ных, неверных контактов.

Сами вопросы идут таким навалом, и есть в них нажим, претенциозность какого-то изыска. Надо очень бояться бестактности, а я ощущаю возможность таковой даже в легкомысленно обильном количестве вопросов.

Сама система предполагает интервью, хотя вы от него и отказались. В сценарии есть еще неко­торый монотоп, ощущение некоей случайности. Огромное впечатление произвел на меня эпизод утонувшей деревни: здесь есть все, и грусть здесь совершенно иного качества и масштаба.

Недостаток сценария в камерности контактов.

АЛОВ А.А.: Меня многое восхищает в сцена­рии "Белый день": масштабность замысла, ли­ричность интонации, сама попытка сделать кар­тину своей. Я хочу отмести разговоры о чрез­мерной оригинальности вещи, хочу отбросить и запись сценария, а остановиться на ученических вещах.

У меня осталось ощущение бедности, однооб­разия и монотонности человеческого характера: мать однообразна, хотя я допускаю, что предсто­ящие разговоры и откроют характер. Я бы игро­вые эпизоды, которые у вас уже сценарно напи­саны, сделал первоплановыми, вы уже этими ку­сками предопределяете человеческий характер. Пока же я увидел монотонность в игровых кус­ках.

Мадонн с идеей бессмертия написано такое количество, что в этой постановке вопроса нет

ничего нового. Для меня важное заключается не в исключительности, а в неповторимости лично­сти матери. Бессмертие матери пришлось допи­сать фразой, а это должно встать из материала. Суть рассказа: в неприметной жизни матери от­ражались жизненные бури, а между тем великие события таятся именно в матери, в том, что она делает. Я говорю все это с позиций полного при­ятия вещи, я присоединяюсь к высказанным доб­рым словам и желаю Тарковскому успеха.

БОНДАРЕВ Ю.В.:Можно построить вещь на полутонах (сцена на ипподроме, сцена с сережка­ми), все зависит от того, как это сделать. Можно все сделать как фильм о мадонне, и лейтмотив каждого эпизода - нежность.

АЛОВ А.А.:Хотелось, чтобы дыхание бурь сильнее клокотало в этой матери. Сцена в кор­ректорской слабовата. Я хочу видеть характер матери более сложным, и чтобы отношения ма­тери и сына были менее монотонными. Вспоми­нается потрясающий образ матери из "Гроздьев гнева", у вас же этот образ пока плоскостной.

НАУМОВ В.Н.:Между матерью и сыном должны быть такие внутренние катаклизмы!

ТАРКОВСКИЙ А.А.:Никаких катаклизмов не будет, это убьет замысел. Ничего нового в на­шем замысле нет, но с вами сегодня фатально мы не понимаем друг друга. Это говорит о фа­тальности нашей некоммуникабельности. Однокрасочность интонаций для меня здесь дороже и важнее всего. Мне интересно то, в каком аспек­те запомнилась мне моя мать. Мне не нужна мно­гокрасочность характера матери, я принципи­ально против такой позиции.

Ваше непонимание я объясняю сложностью замысла. Монотонно - да, однообразно - да, я это вижу. Согласен, что эпизод с военруком надо исключить. Сейчас я не могу найти контакта с аудиторией, я беззащитен. Тут важна не драма­тургия, а степень взаимоотношений с матерью.

АЛОВ А.А.:Общие впечатления от сценария сводятся к тому, что характер центрального об­раза, образа матери плосковат, однозначно рас­крывается, что есть ритмический монотоп, что движение к проблеме не очень точно.

ТАРКОВСКИЙ А.А.:У меня никаких опасе­ний нет.

МИШАРИН А.Н.:У нас перед началом рабо­ты было ощущение того, что мы пишем липо­вый сценарий, но потом это исчезло. Самый пло­хой эпизод - это "типография". Придумывать под образ матери какие-то вещи я считаю из­лишним.

АЛОВ А.А.:Мать сама лучше, глубже, умнее, чем она выписана в сценарии.

ОГОРОДНИКОВА Т. А.:В таком виде сце­нарий не пройдет.

БОНДАРЕВ Ю.Н.:А я предлагаю посылать сценарий в Главк.

АЛОВ А.А.:Есть два предложения: 1,При­нять сценарий целиком в представленном виде, считая возможным сделать доработки в режис­серском варианте. 2.Принять сценарий как пер­вый вариант и дать авторам поправки.

Надо, чтобы Тарковский конкретизировал за­мысел, расчистил сценарий, это облегчит движе­ние вещи. А как думает сам Андрей?

ТАРКОВСКИЙ А.А.:У меня тоже ощуще­ние недостаточности.

АЛОВ А.А.:Я бы рекомендовал авторам со­кращения в сценарии, уменьшение количества вопросов, чтобы не было ощущения неточно вы­раженного замысла, чтобы людям было ясно, о чем идет речь.

Решение следующее: сценарий принимаем как первый вариант и даем авторам поправки.

Официальное заключение объединения оказа­лось, пожалуй, пожестче состоявшегося обсуж­дения:

ЗАКЛЮЧЕНИЕхудсовета VI творческого объединения на 1-й вариант литературного сценария "Белый день" ("Исповедь"). Авторы сценария А.Мишарин и А.Тарковский, режиссер А.Тарковский.

Сценарий А. Мишарина и А.Тарковского "Бе­лый день" рассказывает о матери. По замыслу авторов в нем должна быть раскрыта высокая мысль о том, что нет ничего на свете прекрас­ней, чем мать. Именно мать олицетворяет собой лучшее, что есть в человеке, - любовь, мужест­во, честность, жизнь для других, бескомпромисс­ность. (...)

Отметив серьезность и оригинальность за­мысла, а также и своеобразие сценарной прозы, Художественный совет, тем не менее, предлага­ет в дальнейшей работе над сценарием учесть следующие замечания:

1 .В заявке очень верно была определена одна из задач сценария - показать судьбу героини так, чтобы "жизнь ее была молекулой жизни" наше­го общества. Этого ощущения не хватает в сце­нарии, и история матери кажется несколько вы­рванной из "контекста времени".

2.Есть некоторое однообразие ситуаций, в ко­торых раскрывается характер героини. Одно­типны, например, эпизоды в трамвае и в вагоне, есть повторяющиеся мотивы в сценах сбора цве­тов, продажи их на рынке, продажи серег и так далее.

З.В эпизоде с гибелью военрука повторяется ситуация, уже не раз использованная другими ав­торами ряда книг и фильмов.

4.Слишком большое внимание уделено в сце­нарии мальчику в ущерб раскрытия образа глав­ной героини - матери.

5.В сценарии непомерно много вопросов, с ко­торыми автор обращается к героине фильма.

Количество вопросов следует сократить, оста­вив лишь те из них, которые служили бы рас­крытию основной идеи фильма.

Художественный совет VI творческого объе­динения считает необходимым, чтобы авторы в дальнейшей работе над сценарием "Белый день" учли и реализовали изложенные выше замеча­ния.

Художественные руководители объединения А.Алов, В.Наумов

Главный редактор А.Пудалов

Директор объединения Т.Огородникова

Редактор сценария Н.Скуйбина

Авторы садятся за второй вариант литера­турного сценария. Снова обсуждение. Но те­перь судьбу "Белого дня" решают, похоже, осо­бые обстоятельства. На дворе - ноябрь роко­вого 68-го. На вернисаже пражских мостовых, как тогда говаривали, - "танковые натюрмор­ты маршала Эль Гречко". "Нормализация" в Чехословакии аукнулась в Москве завинчивани­ем гаек, полным откатом на рубежи слегка под­румяненного сталинизма. Победоносно завер­шался разгром партийной инквизицией всего того лучшего, что произросло в нашем кино за годы оттепели. Предпринятые к тому времени попытки вызволить из "полочного" небытия "Андрея Рублева" не принесли никаких резуль­татов — его дальнейшая судьба выглядела, по­жалуй, еще более безнадежно, чем год назад.

В этой атмосфере на "Мосфильме", похоже, проявили "благоразумие". Авторы "Белого дня" получили на сей раз то, что на кинемато­графическом жаргоне попросту называли "по­хоронкой".

18 ноября 1968 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на 2-й вариант литературного сценария А.Ми­шарина и А.Тарковского "Белый день" ("Испо­ведь").

Сценарно-редакционная коллегия VI творче­ского объединения ознакомилась с представлен­ным А.Мишариным и А.Тарковским новым, вторым вариантом литературного сценария "Бе­лый день" ("Исповедь").

Усилия авторов были сосредоточены, в основ­ном, на сокращениях, которые коснулись и само­го сценария, и вопросов анкеты.

Один из существенных недостатков сценария, не устраненный и в новом варианте, заключает­ся в изоляции самой истории матери от примет времени. Повествование ведется как бы вне ат­мосферы жизни страны тех лет, о которых идет речь. Сам предмет художественного исследова­ния — образ матери - тоже не подвергся измене­ниям при доработке сценария. На наш взгляд, ос­талась все та же монотонность красок, которы­ми нарисован характер матери, как и раньше об­раз ее оказался лишенным подлинной объемно­сти и глубины. По-прежнему чрезмерное внима­ние уделено мальчику, а образ главной героини в ряде эпизодов отодвинут на второй план.

Сценарно-редакционная коллегия с сожалени­ем вынуждена констатировать, что авторы не поработали над сценарием в плане рекоменда­ций, изложенных в заключении Художественно­го совета, и представленный авторами вариант сценария несет груз тех же несовершенств, что и обсужденный ранее.

Принимая решение о прекращении дальней­ших договорных отношений с авторами, сценарно-редакционная коллегия, тем не менее, про­должает считать замысел сценария и его матери­ал чрезвычайно интересными. Объединение го­тово вернуться к возобновлению работы над сценарием в том случае, если у авторов возник­нут соображения о его доработке, соответствую­щие высказанным членами сценарно-редакцион-ной коллегии замечаниям.

Учитывая большой объем проделанной рабо­ты, выплаченные А.Мишарину и А.Тарковско­му два аванса в сумме 2100 рублей остаются в пользу авторов.

Директор VI объединения Т.Огородникова

И.о. главного редактора объединения Н.Скуй-бина

По-видимому, у Тарковского не осталось на­дежд на то, что ему удастся прорваться с этим сценарием, не изувечив его и не потеряв всего того, ради чего он и затевался.

"Белый день" на четыре года был задвинут в ящик письменного стола. Возможно, он бы ос­тался там на веки вечные, если бы вдруг не раз­разилось некое неоднозначное Событие. В крес­ле Председателя обновленного Госкино СССР после известного постановления ЦК КПСС 1972 года оказался Филипп Тимофеевич Ермаш.

Будучи главным куратором кинемато­графа по линии ЦК КПСС, Филипп Ти­мофеевич Ермаш в течение несколъ-

V ких лет, начиная с 1966 года, упорно I готовил очередную партийную ука-I зивку, строго обязывавшую киномузу немедленно приступить к новому рас­цвету. От варианта к варианту критика оттепельного кино становилась все более уничтожительной, но, соответственно, и планы переустройства киноотрасли и ее грядущего подъема рисовались все более грандиозными. По одному из этих проектов, представленных на Секретариате ЦК КПСС, вместо какого-то жалкого Киноко­митета, должно было возникнуть, как в сталинские времена, Министерство кинема­тографии. Министерство!

Столь величественный проект в полном масштабе воплотить не удалось, но тем не менее тяжкие труды все же увенчались успе­хом - в 1972 году долго вынашиваемое поста­новление "О дальнейшем развитии совет­ской кинематографии" было принято. И, по-видимому, для того, чтобы наиболее ус­пешно выполнить подготовленный Ерма-шом программный документ, его пересадили со Старой площади в Малый Гнездников­ский переулок, в кресло Председателя ново­испеченного Госкино СССР.

По рассказам кинематографистов, кото­рых никак не заподозришь в нежных чувст­вах ко всем прошлым киноначальникам, но­вый неожиданно обнаружил весьма либераль­ные настроения. Элему Климову было позво­лено запустить уже дважды к тому времени зарезанный сценарий будущей "Агонии". Шукшину дали "добро" на "Калину крас­ную" и дали понять, что тоже дважды от­клоненный "Разин" может быть запущен в производство. Андрей Смирнов запустился с "Рябиной — ягодой нежной", будущей своей "Осенью". У Ларисы Шепитько забрезжило "Восхождение".

Милостью нового министра не был обде­лен и Андрей Тарковский. Ему подмигнули насчет "Белого дня", пропылившегося к то­му времени в ящике стола четыре года.

Вот как описывает в своем "Мартироло­ге" это историческое событие сам Тарков­ский: "Разговор о "Белом дне" состоялся у Ермаша в его новом кабинете. Кроме него и меня, присутствовали также Сизов, Камша-лов, Баскаков и Наумов. Как ни прискорбно, но Баскаков вел себя хуже других (...).

Я им объяснил мое представление о буду­щем фильме. Разговор зашел о "связи дейст­вующих лиц с жизнью народа". Все хотели, чтобы я сделал для своей страны что-то новое, важное. Они ждут от меня фильм о научно-техническом прогрессе. На это я воз­разил, что не имею никакого отношения к этой тематике, что меня волнуют челове­ческие проблемы.

Беседа закончилась тем, что от меня по­требовали изложить замысел, который они, конечно, не поняли, подробно в письменном виде (что я, между прочим, уже сделал). Но они, так или иначе, не в состоянии прочи­тать что-то другое, кроме ведомости о зарплате два раза в месяц. С трудом удалось выбить у них согласие на режиссерскую раз­работку после того, как они ознакомятся с моими предложениями, которые я им уже выслал. По при условии, что они им понра­вятся".

Вот этот документ, о котором идет речь.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.