Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

при ликвидации последствий террористических актов



Система государственного управления в области противодействия терроризму определена указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

Она включает:

- национальный антитеррористический комитет (Комитет);

- антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации, создаваемые с целью координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образованы:

- в составе Комитета - Федеральный оперативный штаб;

- оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

Решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в его состав и в состав оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.

Решения оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в их состав.

В случае совершения террористического акта на территории муниципального образования первоочередные меры по пресечению данного террористического акта до начала работы оперативных штабов осуществляет начальник соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности, дислоцированного на данной территории, а при отсутствии такого подразделения – начальник соответствующего органа внутренних дел Российской Федерации.

Состав антитеррористической комиссии и оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям также утвержден Указом Президента РФ № 116.

В состав антитеррористической комиссии входят:

- высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии);

- начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя комиссии);

- представитель законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию);

- начальник территориального органа МВД России;

- начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

- начальник территориального органа ФСКН России;

- начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации.

В состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации входят:

- начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба);

- начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба);

- начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

- представитель Вооруженных Сил Российской Федерации;

- начальник территориального органа ФСКН;

- начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации;

- заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

По решению председателя антитеррористической комиссии и руководителя оперативного штаба в субъекте Российской Федерации, в состав комиссии и штаба могут включаться иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами.

Основными задачами антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации являются:

· координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

· участие в реализации на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области противодействия терроризму, а также подготовка предложений Национальному антитеррористическому комитету по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

· мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов в субъекте Российской Федерации, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму;

· разработка мер по профилактике терроризма, устранению причин и условий, способствующих его проявлению, обеспечению защищенности объектов возможных террористических посягательств, а также по минимизации и ликвидации последствий террористических актов, осуществление контроля за реализацией этих мер;

· анализ эффективности работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений, подготовка решений Комиссии по совершенствованию этой работы;

· координация деятельности рабочих органов (антитеррористических комиссий), созданных при муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, для осуществления мероприятий по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

· организация взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями и организациями в области противодействия терроризму и т.д.;

Для осуществления своих задач Комиссия имеет право:

- принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации и совершенствования деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений, а также осуществлять контроль за их исполнением;

- рекомендовать руководителям органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации образование антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений и т.д.

Законом контртеррористическая операция определена как комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

Руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение. Руководитель контртеррористической операции:

- определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;

- определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;

- отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;

- в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;

- определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;

- определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных федеральным законом, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;

- принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;

- реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

На территории (объектах), в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, допускается применение следующих мер и временных ограничений:

- проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

- удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

- ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

- использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;

- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

- приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

- временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

- ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

- беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций, независимо от форм собственности, для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

- проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции.

С момента, когда руководителем контртеррористической операции отдан приказ о проведении контртеррористической операции, руководители подразделений, входящих в состав группировки сил и средств, непосредственно управляют возглавляемыми ими подразделениями и приданными им силами. Вмешательство любого другого лица, независимо от занимаемой должности, за исключением руководителя контртеррористической операции, в управление данными подразделениями не допускается.

Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ является составной частью контртеррористической операции. Основной целью проведения АСДНР является оказание помощи людям, пострадавшим в результате террористического акта.

Для проведения АСДНР в распоряжении руководителя территориального образования (организации) находятся силы и средства всех организаций, расположенных на соответствующей территории.

К таким силам относятся:

- войска гражданской обороны;

- воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

- ведомственные аварийно-спасательные и специальные формирования, находящиеся на территории субъекта Российской Федерации;

- территориальные поисково-спасательные отряды и службы.

Кроме перечисленных выше сил в регионах дислоцируются региональные и территориальные центры мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (РЦМП и ТЦМП), которые располагают мобильными и стационарными технически хорошо оснащенными лабораториями, предназначенными для решения задач качественной и количественной идентификации параметров радиационных, химических и микробиологических веществ в зоне проведения контртеррористической операции.

При организации ликвидации последствий террористических акций необходимо учитывать ряд особенностей:

- террористическая акция с применением химических, радиоактивных и биологических веществ может быть проведена не только на потенциально опасном объекте, где заранее можно довольно достоверно спрогнозировать последствия теракта, но и в любом месте (в первую очередь в местах массового скопления людей);

- руководитель аварийно-спасательных работ в обязательном порядке должен согласовывать действия спасателей по управлению контртеррористической операцией с оперативным штабом;

- аварийно-спасательные работы будут проводиться в зоне повышенного риска, что требует разработки и неуклонного соблюдения мер безопасности;

- возможно возникновение паники среди населения, что может существенно осложнить проведение аварийно-спасательных работ.

При совершении терактов с применением опасных химических веществ необходимо учитывать, что наиболее вероятными местами их проведения могут быть закрытые и открытые помещения с большим количеством людей, находящихся в них.

Для обнаружения наличия и типа ОХВ (ОВ) на месте их применения проводится химическая разведка.

Личный состав сил ликвидации ЧС, органов охраны правопорядка и обслуживающий персонал, участвующий в ликвидации последствий террористического акта должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты. Конкретный выбор СИЗ для тех или иных категорий лиц, участвующих в ликвидации ЧС, зависит от характера решаемых задач, удаления от источника заражения, прогнозируемой химической обстановки, возможных концентраций ОХВ (ОВ) и их агрегатного состояния.

Наиболее целесообразным способом защиты людей, оказавшихся в зоне химического заражения, является их эвакуация. Для эвакуации людей используются самоспасатели, портативные дыхательные устройства и аппараты, газодымозащитные комплекты, фильтрующие противогазы гражданской обороны различных типов. Зоны химического заражения, образовавшиеся в результате террористических актов, подлежат оцеплению силами органов охраны правопорядка. Независимо от типа примененного ОХВ (ОВ), в них проводится обеззараживание (дегазация).

Мероприятия по ликвидации последствий применения террористами ОХВ (ОВ) в принципе аналогичны тем, которые выполняются при аварии на химически опасном объекте, однако необходимо иметь в виду, что возможно применение опасных химических веществ террористами в местах массового скопления людей. Поэтому целесообразно обратить внимание на выполнение следующих мероприятий:

а) при получении информации о возможном террористическом акте с применением ОХВ (ОВ) (в режиме повышенной готовности):

принятие дополнительных мер к формированию оперативных групп для выявления химической обстановки на месте вероятного совершения террористического акта с применением ОХВ (ОВ) и оказания помощи в ликвидации ЧС обслуживающему персоналу объекта и органам охраны правопорядка на транспорте и в местах массовых мероприятий;

оповещение обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка объекта о возможном террористическом акте с применением опасных химических веществ (ОВ);

усиление наблюдения и контроля за обстановкой в закрытых помещениях, а также на прилегающих к ним территориях;

перевод обслуживающим персоналом объекта средств индивидуальной защиты органов дыхания в положение «походное»;

включение в работу технических средств химической разведки и контроля стационарного типа и подготовка носимых приборов химической разведки и контроля;

приведение в соответствующую степень готовности сил и средств МЧС России, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район возможной террористической акции с применением ОХВ (ОВ);

б) при совершении террористического акта с применением опасных химических веществ (в режиме ЧС):

оценка обстановки в зоне террористического акта и принятие решения о привлекаемых силах;

оповещение пассажиров, зрителей, участников различных мероприятий о наличии в воздухе ОХВ (ОВ) и порядке действий при эвакуации;

проведение химической разведки и контроля с целью определения группы и идентификации примененного террористами ОХВ (ОВ);

проведение эвакуационных мероприятий, включая эвакуацию пострадавших;

встреча прибывающих подразделений сил гражданской обороны, уточнение стоящих перед ними задач.

При совершении террористических актов с захватом заложников в закрытых помещениях с целью их освобождения и ликвидации террористов могут применяться специальные вещества, обладающие наркотическим действием. После контакта с ними через вдыхаемый воздух в течение нескольких минут наступает нокаутирующий эффект и обездвиживание. Подразделения спецназа пользуются этим моментом для ликвидации террористов, а спасатели совместно с медицинским персоналом обеспечивают своевременное использование антидотов, с помощью которых выводят заложников из наркотического состояния и при необходимости эвакуируют их в медицинские учреждения.

При эвакуации пострадавших должна быть исключена возможность остановки дыхания, для чего их ни в коем случае нельзя класть на спину. Искусственное дыхание при необходимости целесообразно проводить с помощью технических средств.

В качестве типовых объектов при проведении террористических актов с применением биологических поражающих агентов (БПА) выбираются наиболее вероятные места массового скопления людей, закрытые помещения (на станциях и в вагонах метрополитена, салонах автобусов, трамваев, поездов, самолетов, в зданиях спортивного, торгового, развлекательного и лечебно-профилактического назначения) и на открытом пространстве (на стадионах, рынках, площадях, парках отдыха и т.д.).

Основными особенностями применения биологических поражающих агентов при террористических актах являются:

- трудность обнаружения агента после применения в воздухе, воде, на различных объектах внешней среды;

- сложность и длительность лабораторного определения вида агента;

- трудность быстрой диагностики возбудителя заболевания;

- способность инфекции к широкому эпидемическому распространению;

- отсутствие или недостаточная эффективность имеющихся в данное время средств иммуно- и экстренной профилактики заболеваний.

Биологический терроризм может быть осуществлен в форме угрозы применения БПА либо в форме непосредственного заражения окружающей среды возбудителями инфекционных болезней и токсинами. При этом действия террористов могут быть демонстративными или скрытными.

При угрозе скрытного применения БПА с указанием только некоторых деталей предполагаемого террористического акта биологическая обстановка будет менее определенной, однако возможен заблаговременный перевод сил и средств в повышенную готовность.

При демонстративном применении БПА или в случае установления факта биологического заражения биологическая обстановка может категорироваться как определенная.

Заражение местности и водоемов возможно при распространении культур микроорганизмов путем их рассыпания или разлива.

Заражение воздуха путем диспергирования биологических рецептур в закрытых помещениях и на открытых площадках будет направлено на ингаляционное поражение людей.

Заражение пищевых продуктов БПА возможно ожидать на объектах пищевой и молочной промышленности, объектах общественного питания, на складах готовой продукции и в организациях, их реализующих.

Планом ликвидации последствий применения террористами БПА должно быть предусмотрено:

- особенности поведения пассажиров, зрителей, участников уличных мероприятий при совершении террористического акта;

- порядок оповещения о применении террористами БПА соответствующих органов управления, личного состава органов правопорядка, обслуживающего персонала, пассажиров, зрителей и участников уличных мероприятий;

- порядок использования средств индивидуальной защиты и применения медицинских средств и средств экстренной профилактики;

- организация взаимодействия и координация действий сил ГО, участвующих в ликвидации последствий террористического акта;

- план размещения обсерваторов и порядок эвакуации в них населения, оказавшегося в зоне террористической акции;

- порядок проведения санитарной обработки людей и специальной обработки техники, участков местности, зданий и сооружений с определением необходимых сил и средств.

Личный состав, участвующий в ликвидации последствий террористического акта с применением БПА в зоне биологического заражения, при обеззараживании источника заражения и при эвакуации людей использует средства индивидуальной защиты. Кроме того, средства индивидуальной защиты использует личный состав органов охраны правопорядка и обслуживающий персонал, обеспечивающий эвакуацию людей, порядок и охрану в зоне проведения контртеррористической операции.

Установление типа примененного БПА осуществляется лабораторными методами экспресс-анализа в специализированных медицинских учреждениях.

Перечень мероприятий по ликвидации последствий террористического акта с применением БПА в принципе аналогичен тем, которые выполняются при аварии на биологически опасном объекте.

Исходя из угроз ядерного терроризма, возможно осуществление следующих видов террористических актов:

- подрыв ядерного заряда на критически важных объектах инфраструктуры. Могут быть применены ядерные боеприпасы (штатные) малой и сверхмалой мощности (масса от 27 до 77 кг, могут переноситься двумя диверсантами). В этом случае возможно сильное разрушение критически важных объектов инфраструктуры, в том числе плотин гидроэлектростанций, и значительное радиоактивное загрязнение территорий. Теракты подобного характера представляют наибольшую опасность;

- диверсия на радиационно опасных объектах. Последствия диверсии на ядерных реакторах исследовательских центров или предприятиях топливного цикла будут носить локальный характер, однако при диверсии на реакторах АЭС возможна глобальная катастрофа, аналогичная чернобыльской;

- радиоактивное загрязнение местности и других объектов внешней среды путем подрыва или распыления радионуклидов.

Наиболее распространенными радионуклидами, обладающими длительным периодом полураспада и высокой удельной радиотоксичностью, являются изотопы цезия-137 и стронция-90. Их применение может быть осуществлено скрытно путем распыления в виде аэрозоля или путем подрыва радиационно «грязного» заряда. В большинстве случаев радиоактивное заражение местности будет локальным. Однако применение долгоживущих радионуклидов может привести к загрязнению территории на длительное время и к дорогостоящим мероприятиям по ее реабилитации.

При получении информации о возможном проведении теракта (в режиме повышенной готовности) выполняются следующие мероприятия:

- принятие на себя соответствующими КЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС;

- усиление дежурно-диспетчерской службы;

- усиление наблюдения и контроля за обстановкой на радиационно опасном объекте и прилегающих к нему территориях;

- прогнозирование последствий возможного террористического акта, характера и масштабов возникшей при этом чрезвычайной ситуации;

- принятие мер по защите населения (оповещению, инженерной, радиационной и медицинской защите, эвакуации) и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов в условиях чрезвычайной ситуации радиационного характера;

- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в предполагаемый район ЧС.

Меры инженерной защиты включают: приведение в готовность защитных сооружений для укрытия персонала объекта и населения.

Меры радиационной защиты населения включают подготовку средств индивидуальной защиты для выдачи населению (при необходимости), а меры защиты объектов коммунально-бытового обслуживания и транспортных предприятий – для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта; заблаговременную защиту продовольствия, пищевого сырья, фуража и источников (запасов) воды от загрязнения радионуклидами.

Меры медицинской защиты населения включают подготовку больничной базы к приему пострадавших вследствие радиационной аварии, подготовку медицинских учреждений к экстренной выдаче медицинских средств индивидуальной защиты, организации йодной профилактики, контролю загрязненных продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников.

В зависимости от складывающейся обстановки принимается решение о выдвижении сил и средств в предполагаемый район чрезвычайной ситуации радиационного характера.

При совершении теракта (в режиме ЧС) с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации радиационного характера выполняются следующие мероприятия:

- выявление зон загрязнения, оценка масштабов и характера возникшей чрезвычайной ситуации и оповещение о ней;

- выдвижение оперативных групп в район проведения работ;

- оценка радиационной обстановки;

- организация дозиметрического контроля;

- установление и поддержание режима радиационной безопасности;

- проведение, при необходимости, на ранней стадии йодной профилактики населения, персонала объекта, участников ликвидации последствий теракта;

- обеспечение населения, персонала объекта, участников ликвидации последствий теракта средствами индивидуальной защиты;

- укрытие населения, оказавшегося в зоне загрязнения, в защитных сооружениях;

- санитарная обработка населения, персонала объекта, участников ликвидации последствий теракта;

- дезактивация объектов производственного, социального, жилого назначения, а также территорий, сельскохозяйственных угодий, транспорта, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;

- эвакуация или отселение граждан из зон, в которых уровень радиоактивного загрязнения превышает допустимый для проживания населения.

В целях уточнения обстановки, выработки решений по защите населения и ликвидации последствий теракта в зависимости от их масштабов в этот район выдвигается оперативная группа от органа управления РСЧС соответствующего уровня.

Установление и поддержание режима радиационной безопасности осуществляется в целях максимально достижимого и оправданного снижения радиационного воздействия на население, персонал аварийного объекта и участников ликвидации последствий теракта.

Этот режим обеспечивается:

- установлением особого порядка доступа в зону аварии;

- зонированием района аварии;

- целесообразным отбором участников ликвидации последствий теракта с обязательным их медицинским освидетельствованием;

- проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- осуществлением радиационного контроля в зонах и на выходе в «чистую» зону;

- обеспечением спецодеждой, СИЗ и медицинской помощью;

- организацией индивидуального дозиметрического контроля и ведением учета доз облучения персонала и коллективных доз облучения населения;

- осуществлением дезактивационных работ;

- организацией обращения с радиоактивными отходами.

Руководство ликвидацией последствий теракта радиационного характера в зависимости от их масштабов осуществляется на одном из трех уровней: объектовом, территориальном или федеральном.

При крупномасштабной террористической акции, когда радиоактивному загрязнению подвергаются территории нескольких субъектов Российской Федерации, руководство (координацию) работ по ликвидации ее последствий осуществляет правительственная комиссия.

Основой для организации ликвидации возникшей при теракте ЧС радиационного характера служат планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В случае радиационных диверсий, произошедших на транспорте, характерна наиболее высокая степень неопределенности в оценке складывающейся обстановки, размеров угрозы для населения и окружающей среды. Местом возникновения источника ЧС радиационного характера может быть любая точка. В этом случае идентификация источника ЧС радиационного характера может наступить после теракта, поэтому начальные действия по ликвидации ее последствий организует КЧС субъекта Российской Федерации, в пределах которого произошло соответствующее событие. Для локализации и эвакуации особо активных источников радиоактивного загрязнения привлекаются территориальные подразделения комбината «Радон».

При совершении теракта с использованием ядерного заряда спасательные работы начинаются после выявления радиационной и общей обстановки. АСДНР в очаге поражения выполняются, как правило, по следующей схеме:

- устройство проездов и проходов для спасателей и специалистов противопожарной службы к месту террористического акта, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям;

- локализация и тушение пожаров;

- локализация последствий теракта на коммунально-энергетических и технологических системах;

- розыск пострадавших в завалах, спасение людей из заваленных, поврежденных и горящих зданий и сооружений;

- оказание пострадавшим первой медицинской помощи и эвакуация их в пункты медицинской помощи.

Для ликвидации последствий крупномасштабных террористических актов могут быть привлечены подразделения войск ГО, инженерных войск и войск РХБ защиты Минобороны России (части ликвидации последствий аварий).


Заключение

В настоящем учебном пособии рассмотрены общие вопросы по организации защиты населения и территорий от ЧС. В частности, были рассмотрены: основные положения по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; основы обеспечения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях; основы прогнозирования обстановки при чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; а также вопросы, касающиеся мероприятий гражданской обороны по защите населения и территорий, требований по гражданской обороне.

Настоящее учебное пособие рассчитано на специалистов в области организации защиты населения и территорий, а также слушателей и курсантов ВИ ГПС МЧС России. Изучение вопросов организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, изложенных в данном учебном пособии поможет им на практике правильно решать ряд вопросов и мероприятий по защите людей в конкретной чрезвычайной ситуации на территории России.


 

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ

аварийно-спасательных и других неотложных работ,

проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями)

в зонах чрезвычайной ситуации

 

1. Разведка зоны чрезвычайной ситуации, в т.ч. радиационная, химическая, бактериологическая (состояние объекта, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны чрезвычайной ситуации).

2. Ввод сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в зону чрезвычайной ситуации.

3. Десантирование спасателей и груза в зону чрезвычайной ситуации.

4. Оказание медицинской помощи пострадавшим.

5. Поисково-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации.

6. Эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации.

7. Подача воздуха в заваленные помещения.

8. Организация управления и связи в зоне чрезвычайной ситуации.

9. Обеспечение общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.

10. Проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации.

11. Разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах, наведение переправ и устройство дамб.

12. Укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ.

13. Восстановление отдельных участков энергетических и водопроводных сетей для обеспечения противопожарного водоснабжения.

14. Работы по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайных ситуаций (расчистка площадок, установка на площадках техники, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест).

15. Локализация эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, а также массовых нашествий вредителей сельскохозяйственных культур и ликвидация их последствий; проведение охранно-карантинных мероприятий.

16. Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды.

17. Дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, демеркуризация и дератизация в зоне чрезвычайной ситуации.

18. Санитарно-эпидемический и ветеринарно-санитарный надзор за объектами, в т.ч. лабораторный контроль объектов внешней среды (воды, воздуха, почвы) и продуктов питания на загрязненность отравляющими, радиоактивными, сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами.

19. Работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

20. Ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях в зоне чрезвычайных ситуаций.

21. Горноспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных и технических работ по спасению людей, оказанию помощи пострадавшим, локализации аварий и ликвидации последствий при взрывах взрывчатых материалов и рудничных газов, пожаров, загазованиях, обвалах, выбросах горной массы в результате геодинамических процессов, затоплениях и других видах аварий в условиях подземных горных выработок, а также открытых горных работ) в подземных условиях.

22. Газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях) в зоне чрезвычайных ситуаций.

23. Ликвидация (локализация) гидродинамических аварий (прорыв плотин, дамб, шлюзов) и катастрофических затоплений.

24. Ликвидация открытых газовых и нефтяных фонтанов на бурящихся и эксплуатируемых скважинах.

25. Ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и метрополитене.

26. Спасание пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях.

27. Ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте.

28. Ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на АЭС, объектах оружейного, ядерно-топливного и ядерно-химического комплекса, а также связанных с транспортировкой различных радиоактивных материалов.

29. Ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и токсичных продуктов.

30. Ликвидация (локализация) на море и внутренних акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ.

31. Поиск и спасание пострадавших на морских, речных, воздушных судах и космических аппаратах, терпящих бедствие на суше, море и внутренних акваториях.

32. Поиск аварийных подводных лодок, лежащих на грунте, поддержание жизнедеятельности и спасание их личного состава; спасание людей из затопленных отсеков и воздушных подушек опрокинувшихся или затонувших кораблей, судов, других объектов.

33. Снятие с мели и берега аварийных подводных лодок, надводных кораблей и других плавсредств.

34. Поддержание на плаву аварийных объектов, передача на них коммуникаций и грузов; буксировка аварийных подлодок, надводных кораблей и других объектов.

35. Аварийные подводно-технические (водолазные) работы.

36. Аварийные судоподъемные работы и работы по подъему затонувших объектов, техники и имущества.

37. Ликвидация ледовых заторов.

38. Предупредительные и аварийно-спасательные работы в зонах схода снежных лавин и селей.

39. Эвакуация с летной полосы аэродрома аварийных воздушных судов.

40. Локализация и тушение лесных пожаров.

41. Работы по предупредительному спуску снежных лавин в зоне чрезвычайных ситуаций.

42. Проведение взрывных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.