Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В военное и мирное время



Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

Аварийно-спасательные работы включают:

- разведку маршрутов выдвижения, зон чрезвычайных ситуаций и участков (объектов) работ;

- локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках (объектах) работ;

- подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

- розыск пораженных (пострадавших) и спасение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов и блокированных помещений;

- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

- оказание первой помощи и врачебной помощи пораженным (пострадавшим) и эвакуация их в лечебные учреждения;

- вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

- санитарную обработку людей, обеззараживание одежды, дегазацию и дезактивацию техники, транспорта и средств защиты, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, пищевого сырья, воды, фуража, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных.

Все мероприятия аварийно-спасательных работ необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Другие неотложные работы включают:

- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

- укрепление или обрушение конструкций, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ;

- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

- прокладывание колонных путей и устройство проездов в завалах и на зараженных участках;

- обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия в них работающих смен спасателей в случае повторного нанесения ударов противником;

- санитарная очистка территории в зоне чрезвычайной ситуации;

- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей Министерства обороны РФ и другими формированиями. Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до их полного завершения. Перечень мероприятий, входящих в АСДНР, может быть дополнен в зависимости от складывающейся обстановки.

Полный перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации, приведен в приложении.

Успешное проведение АСДНР достигается:

- заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств ГО и РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;

- экстренным реагированием на возникновение ЧС (организацией эффективной разведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС);

- непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, поддержанием устойчивого взаимодействия между подразделениями (формированиями);

- непрерывным ведением АСДНР днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;

- неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

- организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения работ, жизнеобеспечения пострадавших и спасателей.

Для организованного проведения АСДНР в зонах чрезвычайных ситуаций планируется создание группировок сил и средств. Состав и порядок размещения группировки сил ГО планируется заблаговременно на основании прогноза возможной обстановки при применении противником современных средств поражения. Группировка сил гражданской обороны планируется по различным вариантам нападения противника и, как правило, состоит из одного-двух эшелонов и резерва. При планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны группировка сил создается заранее за пределами возможных очагов поражения и вводится в них для проведения спасательных работ после нанесения противником ударов.

Особенностью создания группировок сил РСЧС для ликвидации ЧС природного и техногенного характера является то, что в большинстве случаев они создаются при уже возникшей чрезвычайной ситуации в зоне ЧС или вблизи нее. Наращивание группировки сил и средств РСЧС и ГО в районе ЧС осуществляется по мере их готовности:

Первый эшелон – силы и средства с готовностью до 0,5 часа.

Второй эшелон – силы и средства с готовностью от 0,5 часа до 3 часов.

Третий эшелон – все остальные силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации ЧС согласно планам действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС с готовностью более 3 часов.

В некоторых случаях, при получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, возможно заблаговременное создание группировки сил РСЧС или ее элементов в районе возможной чрезвычайной ситуации.

Соединения и части войск гражданской обороны привлекаются для ведения АСДНР по решению Министра МЧС России, распоряжением начальника соответствующего Регионального центра МЧС России.

Региональные поисково-спасательные службы привлекаются для ведения указанных работ решением начальника соответствующего РЦ, а ПСС субъектов РФ и муниципальных образований – решением председателя соответствующей комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС).

По мере прибытия в район чрезвычайной ситуации силы и средства поступают в распоряжение соответствующей КЧС, иного органа управления, на который возложены задачи организации АСДНР или руководителя работ по ликвидации ЧС.

Для управления силами и средствами при ликвидации ЧС создается система управления – совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.

Общее руководство проведением АСДНР при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют соответствующие КЧС. Непосредственное руководство осуществляют руководители работ по ликвидации ЧС, назначаемые в установленном законом порядке.

В зависимости от масштаба и характера чрезвычайной ситуации в районе ЧС могут функционировать следующие органы управления:

- оперативные группы МЧС России и его региональных центров;

- оперативные группы (ОГ) министерств и ведомств Российской Федерации, создающих функциональные подсистемы РСЧС, и их региональных (территориальных) органов управления;

- оперативные группы министерств и ведомств РФ, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты в зоне ЧС, и их региональных (территориальных) органов управления;

- оперативные группы Минобороны России, МВД России, ФСБ России и других министерств и ведомств, имеющих войска и воинские формирования;

- оперативные группы КЧС субъектов Российской Федерации;

- оперативные группы КЧС муниципальных образований, действующих на территории, где произошла ЧС;

- оперативные группы потенциально опасных объектов, на которых произошла ЧС или которые оказались в зоне ЧС;

- органы управления других сил, участвующих в ликвидации ЧС.

При сложных чрезвычайных ситуациях решением руководителя работ по ликвидации ЧС могут создаваться нештатные структуры управления и обеспечения. Нештатными органами управления являются: оперативный штаб, оперативные группы, рабочие участки и сектора, пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи и др.

Оперативный штаб (ОШ) ликвидации ЧС создается в случаях:

- привлечения к ликвидации ЧС дополнительных сил и средств, не предусмотренных планами;

- организации в зоне ликвидации ЧС трех и более рабочих участков;

- возникновения необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по ликвидации ЧС;

- по решению руководителя ликвидации ЧС.

Наращивание элементов системы управления в зоне чрезвычайной ситуации осуществляется поэтапно, по мере их прибытия в зону ЧС, а также с учетом сложности складывающейся обстановки.

В повседневной деятельности и при угрозе возникновения ЧС управление действиями сил обычно организуется из мест постоянной дислокации органов управления или с городских пунктов управления (центров управления в кризисных ситуациях). Они оснащаются средствами связи, автоматизации, пультами управления и оповещения, экранами (табло) для отображения обстановки и другими техническими средствами. В Центре управления осуществляется сбор данных об обстановке и ее обобщение, проводится работа по принятию решения, планированию действий, постановке задач подчиненным и непосредственному управлению ими.

Для руководства мероприятиями по защите населения, проведению АСДНР в районах ЧС развертываются вспомогательные пункты управления (ВПУ) – стационарные и подвижные, предназначенные для работы оперативных групп, высылаемых комиссиями по ЧС.

Стационарные ВПУ в районе чрезвычайной ситуации развертываются на базе пунктов управления (ПУ) подчиненных органов или же размещаются в сохранившихся помещениях и убежищах.

Подвижные пункты управления (ППУ) обычно развертываются на специальных или приспособленных автомобилях и других транспортных средствах.

На пунктах управления могут также размещаться и совместно работать представители (оперативные группы) различных министерств, ведомств РФ, штабы воинских частей МО РФ и других органов управления, привлекаемых к ликвидации ЧС.

Порядок развертывания пунктов управления и их занятия оперативными группами, КЧС и другими органами определяется решением председателя комиссии и требованиями вышестоящего органа управления.

В целях обеспечения непрерывности управления на пунктах управления организуется круглосуточное дежурство. Для этого создаются дежурные смены. На дежурную смену расчета ПУ (ВПУ) возлагается:

- сбор, обобщение и первоначальный анализ обстановки и ее доклад соответствующим руководителям;

- отображение обстановки на картах, планах городов и других рабочих документах;

- своевременное доведение распоряжений, команд до подчиненных и контроль за их выполнением.

В органах управления по делам ГОЧС и на их пунктах управления создаются рабочие группы:

- обобщения обстановки и подготовки предложений (планирования);

- направлений (на органы местного самоуправления, на объекты, органы военного командования и другие), информации, эвакотранспортная и другие группы.

Состав рабочих групп определяется руководителями органов управления по делам ГОЧС с учетом содержания и объема выполняемых задач, штатной структуры и обеспечения круглосуточной работы.

При угрозе или возникновении ЧС органы управления по делам ГОЧС, оперативные и дежурно-диспетчерские службы, силы РСЧС приводятся в готовность. Вводятся планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Принимаются экстренные меры по защите населения, спасению материальных и других ценностей.

О факте ЧС или ее угрозе немедленно докладывается по инстанции и оповещаются органы управления по делам ГОЧС соседних субъектов РФ (местного самоуправления), органы военного командования и другие.

С возникновением чрезвычайной ситуации глава администрации города, (района), председатель КЧС в зависимости от сложившейся обстановки вводит режим чрезвычайной ситуации и контролирует выполнение мероприятий, предусмотренных планом действий.

Глава администрации города (района), председатель КЧС при угрозе или возникновении ЧС свою работу начинает, как правило, в пункте постоянной дислокации, где на основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение и отдает распоряжения по развертыванию работы органов управления (КЧС), приведению в готовность необходимых сил и проведению экстренных мер по защите населения и ликвидации ЧС.

В последующем, с прибытием в район ЧС, он уточняет обстановку, принимает окончательное решение и руководит проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. Его рабочим органом является КЧС (оперативная группа).

Комиссия по ЧС и ОПБ совместно с другими органами управления разрабатывает и докладывает главе администрации субъекта РФ (города, района), председателю КЧС предложения по решению.

В ходе проведения АСДНР комиссия по ЧС совместно с другими органами управления обязана:

- поддерживать устойчивую связь с вышестоящими, подчиненными органами управления, в том числе с оперативными группами, развернутыми в районе ЧС, взаимодействующими и соседями;

- постоянно осуществлять сбор, анализ и оценку обстановки, своевременно докладывать начальникам расчеты, выводы и предложения;

- осуществлять оценку объема и характера предстоящих АСДНР, вести учет их выполнения;

- вносить уточнение в разработанные планы и своевременно доводить задачи до подчиненных, взаимодействующих органов управления, контролировать правильность их выполнения;

- обеспечивать повседневную деятельность (председателя КЧС) по организации и руководству проводимыми работами, готовить необходимые данные и расчеты для уточнения им решения или принятия нового;

- обеспечивать поддержание непрерывного взаимодействия между органами управления, силами РСЧС, а также с взаимодействующими и соседними органами управления;

- вести учет потерь населения, личного состава и техники, принимать меры по созданию (восстановлению) резерва сил и средств;

- своевременно докладывать в вышестоящий орган управления о принятых решениях, поставленных подчиненным задачах и их выполнении;

- постоянно информировать взаимодействующие и соседние органы управления об обстановке и принимаемых мерах;

- принимать меры для повышения устойчивости и непрерывности управления.

При крупномасштабных ЧС первыми в зону чрезвычайной ситуации вводятся разведывательные органы. Выдвижение формирований (подразделений) на участки (объекты) АСДНР осуществляется колоннами формирований (подразделений) под руководством их командиров по назначенным маршрутам в последовательности, установленной решением председателя КЧС.

С выходом на назначенные объекты работ командиры формирований (подразделений) на местности уточняют задачи спасателей, расчетов машин, определяют наиболее целесообразные приемы и способы, технологии ведения работ на данном объекте, руководят расстановкой людей и техники, обращая особое внимание на меры безопасности при проведении работ. Основные усилия сосредоточиваются, прежде всего, на розыске и спасении пораженных (пострадавших), оказании им первой помощи и эвакуации в медицинские пункты, а также на локализации источников поражения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.