Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Характеристика принципов и способов защиты населения



 

Характеристика принципов и способов защиты населения

И территорий

В настоящее время все усилия государства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) позитивно воспринимаются обществом и поддерживаются всеми ветвями власти.

В связи с этим, абсолютно логично, что в основе законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС сегодня лежит не только Конституция Российской Федерации, но и федеральные законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О гражданской обороне», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС) и др.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, то есть задачи по выполнению мероприятий по подготовке к защите и по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Этот закон относит широкий круг вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В процессе деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций между органами управления всех уровней и населением возникают определенные отношения, которые требуют унифицированного подхода в правовом регулировании.

Вышеназванные федеральные законы являются актами, устанавливающими общие организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ряд положений законов носит организационно-правовой характер, определяет одновременно и организационные принципы, и правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС.

К ним относятся положения:

· о РСЧС, ее составе и основных задачах;

· о гласности и информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· о системе государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, применении сил и средств органов внутренних дел для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· о государственной экспертизе, надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· о порядке финансирования мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ряд положений следует рассматривать как правовые нормы, это:

· полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· вопросы социальной защиты пострадавших в результате ЧС;

· обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.

Содержащиеся в федеральных законах и чисто организационные вопросы определяют границы зон ЧС, вопросы подготовки населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основаниями для подготовки и осуществления мероприятий по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера являются:

· риск для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов современных средств поражения (ССП), аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий как в мирное, так и в военное время;

· право, предоставленное законодательством Российской Федерации (РФ), на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, защиту жизни, здоровья и личного имущества, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

· регламентированные законодательством обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

· факт воздействия на человека поражающих факторов ЧС.

Понятие «защита населения» имеет две трактовки: общую – широкую и более узкую – целенаправленную, специфическую.

Первая связана с положениями Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», по которому под защитой фактически понимается вся деятельность по противодействию ЧС.

Вторая исходит из представления, что защита населения заключается в проведении определенных видов защитных мер, направленных на предохранение людей от конкретных поражающих воздействий, обеспечение смягчения этих воздействий, оказание людям конкретной помощи. Такого рода защита достигается путем осуществления целого комплекса специальных мероприятий того или иного вида защиты.

Защита населения от ЧС - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС и гражданской обороны (ГО), направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействия источников ЧС.

Защита территорий - это комплекс мероприятий, направленных на снижение тяжести последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих на объектах производственного и социального назначения, а также в окружающей среде.

В комплекс мероприятий входят: инженерно-технические мероприятия по оборудованию местности специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными и т.п.); оборудование территорий в интересах гражданской обороны (подготовка загородной зоны для жизнеобеспечения эвакуируемого населения, усовершенствование транспортных магистралей, резервирование водоисточников и др.); надзор за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов); специальная обработка территории при ЧС (дегазация, дезактивация, дезинфекция).

В послевоенный период, в связи с созданием и развитием ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также совершенствованием средств их доставки, возникла необходимость изменения взглядов на организацию защиты населения страны.

В 1963 году были разработаны и приняты «Основные принципы защиты населения от оружия массового поражения», которые и сегодня сохраняют свою значимость:

· защите подлежит все население;

· вопросы защиты населения имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности;

· защита населения от оружия массового поражения (ОМП) является важнейшей задачей государства;

· мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся заблаговременно, по территориально-производственному принципу;

· мероприятия по подготовке к защите и самой защите населения планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом военно-экономического и административно-политического значения отдельных районов, городов и объектов экономики, в зависимости от складывающейся обстановки, вида, продолжительности и степени возможной и реальной опасности, особенностей расселения, природно-климатических и других местных условий;

· объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей страны по их реализации, перспектив развития средств поражения и изменения потенциально опасных технологий и производств;

· мероприятия по защите населения проводятся с учетом рационального расходования ресурсов, максимального использования имеющихся и вновь создаваемых производств, зданий и сооружений, технических средств и имущества по двойному назначению – с целью защиты и в интересах экономики и обслуживания населения;

· защита населения от поражающих факторов ОМП достигается в результате комплексного применения различных средств и способов.

Преемственность, заложенная в принципах защиты населения и территорий от оружия массового поражения, находит в настоящее время свое место в формировании и реализации государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска.

Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных общих принципов:

- защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

- организация и ведение гражданской обороны, защита населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина РФ;

- подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- мероприятия по подготовке к защите и по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, планируются заблаговременно, осуществляются на максимально возможном уровне в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженных конфликтов. Основной объем мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера и снижению их масштабов проводится заблаговременно;

- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводится дифференцированно, с учетом степени их реальной опасности;

- обеспечение безопасности населения осуществляется на основе концепции «приемлемого риска»;

- необходимая достаточность мероприятий по защите населения и территорий от ЧС различного происхождения и максимально возможное использование собственных сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- мероприятия ГО по защите населения должны быть двойного предназначения и обеспечивать снижение потерь от опасностей военного и мирного времени;

- при угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться на территории всей страны с привлечением всех людских и материальных ресурсов;

- мероприятия по защите населения и территорий от ЧС различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Общие принципы конкретизируются в соответствующих федеральных законах. Так, статья 4 Федерального закона «О гражданской обороне» определяет следующие принципы организации и ведения гражданской обороны:

- организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства;

- подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В статье 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» изложены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

- мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;

- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

- объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

- силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Дальнейшее развитие данных принципов находит отражение и в федеральных законах «Об обороне», «О безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», других нормативных правовых актах по вопросам обеспечения безопасности государства и человека и является составной частью безопасности Российской Федерации.

Основным объектом защиты населения является личность с ее правом на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС. Вместе с тем личность не должна являться пассивным объектом защиты. Население обязано участвовать в мероприятиях по своей защите от ЧС, а также проходить обучение (подготовку) по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Опираясь на принципы, успех защиты населения от чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время достигается в результате комплексного применения различных средств и способов защиты и осуществления мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях ЧС.

Обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм – защита человека и территорий на благо нынешнего и будущего поколений. Понимая это, многие страны на основе международных договоренностей берут на себя обязанности предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, а именно:

1. Недопустимость нанесения трансграничного ущерба.

2. Недопустимость радиоактивного загрязнения окружающей среды.

3. Запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

4. Международно-правовая ответственность государств за ущерб окружающей среде.

Комплекс мероприятий, направленных на защиту людей от поражающих воздействий современных средств поражения, аварий, катастроф, стихийных бедствий и их последствий, на обеспечение смягчения этих воздействий, оказание людям помощи в условиях чрезвычайных ситуаций, включает:

1. Оповещение населения об опасности, информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

2. Эвакуационные мероприятия.

3. Меры по инженерной защите населения.

4. Меры радиационной и химической защиты.

5. Медицинские мероприятия.

6. Подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Защита населения от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф достигается комплексным использованием различных технологий, видов, способов и средств защиты.

Суть перечисленных выше мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будет изложена далее.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.