При работе с кобальтом-60 рабочий получил за неделю дозу облучения 0,4 БЭР. Рассчитать по кратности ослабления-излучения толщину свинцового экрана обеспечивающего безопасные условия работы. Энергия гамма-квантов кобальта— 1,5 мэв.
Задача № 2.
Измеренная на рабочем месте мощность физической дозы =40 мкр/сек. Источник излучения имеет среднюю энергию гамма-квантов 1,00 мэв. Найти толщину свинцового экрана, а также железного экрана, необходимых для ослабления этого излучения по 4 мкр/сек.
Задача № 3.
Определить гамма-активность препарата, с которым можно работать постоянно в течение 6 часов в день на расстоянии 20 см с экраном, ослабляющим излучение в 2 раза.
Задача № 4.
Гамма-активность препарата составляет 0,6 мг/экв, радия. Расстояние от препарата до работающего 1 м. Сколько времени можно работать с этим препаратом, если защита ослабляет излучение в 2 раза.
Задача № 5.
Накаком расстоянии безопасно работать с источником гамма-излучения активностью 0,3 мг/экв. радия в течение 6 рабочих дней. Рабочий день 6 часов.
Задача № 6.
На каком расстоянии безопасно работать с источниками гамма-излучения активностью 0,05 мг/экв. радия в течение 6 рабочих дней.
Задача № 7.
Требуется ослабить излучение в 12 раз экраном из бетона. Определите толщину бетона.
Задача № 8.
Требуется ослабить излучение в 128 раз экраном из свинца. Определить толщину свинца.
Задача № 9.
Гамма-активность излучения 2 мг/экв. радия. Какую дозу получил лаборант, работая с этим препаратом в течение 4 рабочих дней на расстоянии 30 см (рабочий день — 6 часов).
Задача № 10.
На расстоянии 1 см от препарата-131 мощность физической дозы — 81 мкр/сек. Какова мощность дозы на расстоянии 10 см от источника?
Задача № 11.
Вдивизионной ремонтно-градуировочной мастерской обнаружено, что при градуировке радиометров с помощью источника кобальта-60 активность 10 мккюри уровень радиации на рабочем месте превышает предельно допустимые величины. Начальник РГМ принял решение произвести дополнительную экранировку рабочего места с помощью защитной ширмы из свинца. Какой должна быть ее толщина, если максимальное приближениерабочего места к источнику излучения составляет 1,25 м?
Задача № 12.
В радиологической лаборатории производятся работы с источником гамма-излучения активностью 200 мг/экв.радия. На каком расстоянии можно работать с указанным источником, не применяя защитных экранов, если продолжительность работы составляет 12 часов в неделю?
Задача № 13.
В ремонтно-градуировочной мастерской при работе с источником кобальт-60 активностью 400 мг/экв. радия используется защитный экран из свинца толщиной 20 мм. Работы ведутся по 8 часов в день на расстоянии 0,5 м от источника. Какова степень опасности облучения работников РГМ при проведении указанных работ?
Задача № 14.
Для измерения толщины стального проката в условиях горячей прокатки используется 137°С активностью 3 Ки. Определить толщину защиты из свинца, обеспечивающую на расстоянии 0,5 м от источника возможности безопасной работы для категории облучения А при работе 36 часов в неделю.
Задача № 15.
К установке, предназначенной для хронического облучения растений на опытном поле, транспортируется в свинцовом контейнере точечный источник 60Со, гамма-эквивалент которого равен 5000 г-экв радия. Определить требуемую толщину стенок контейнера; если на время транспортировки (2 ч.) рабочий, находящийся на расстоянии 1 м от контейнера, не должен получить дозу, превышающую предельно допустимую для профессионального облучения за неделю.
Задача № 16.
Определить необходимую толщину защиты из бетона, если па расстоянии 4 м от оператора находится точечный источник 60Cо активностью 2 Ки, длительность работы 4 ч в день в течение недели.
Задача № 17.
Какой толщины требуется защита из железа, уменьшающая мощность дозы излучения точечного источника 131 I активностью 1 Ки до 0,8 мкР/с на расстоянии 0,6 м?
Задача № 18.
Источник с эффективной энергией 0,7 МэВ и гамма-эквивалентом 100 мг-экв радия расположен на расстоянии 1 м от оператора. Какую защиту из железа необходимо предусмотреть для профессионального облучения в течение рабочей недели (6-часовой рабочий день).
Задача № 19.
В пункт, находящийся на расстоянии 260 км от завода, транспортируется на машине источник активностью 950 мКИ, с эффективной энергией 2 МэВ гамма-экв. 2,5 мг-экв. радия на 1 мКи, причем источник находится на расстоянии 0,5 м от сопровождающего лица. Средняя скорость автомобиля 50 км. Определить необходимую толщину стенки свинцового контейнера; доза при перевозке не должна превышать дневной дозы профессионального облучения.
Задача № 20.
Защитное окно, находящееся около точечного источника Со60 и заполненное водой, должно снизить мощность дозы гамма-излучения источника в 5 раз. Определить необходимую толщину воды.
Задача № 21.
Оператор работает 2 ч. в день на расстоянии 2 м от источника 60Со активностью 0,76 Ки. Какую защиту из урана (р ==18,7 г/см3) от гамма-излучения 60Со требуется предусмотреть, чтобы обеспечить допустимые условия профессионального облучения?
Задача №22.
Работая с удлиненными механическими манипуляторами, оператор находится на расстоянии 3 м от источника 60Со. Раньше, находясь на расстоянии 1 м от источника, оператор работал с изотопом, погружая его в воду на глубину 0,3 м. Есть ли необходимость применить экраны при работе с новым манипулятором?
Задача № 23.
Какой толщины должно быть защитное свинцовое стекло, марки ТФ (р = 4,77 г/см3) для шпагового механического манипулятора, если работать не более 6 часов в день (36 ч в неделю) с точечным источником, эффективная энергия гамма-излучения которого 1,5 МэВ, а гамма-экв. не превышает 20 г-экв. радия? Расстояние от источника до оператора 3 м.
Задача № 24.
Какую толщину защитной бетонной стены в хранилище радиоактивных изотопов следует предусмотреть, чтобы на расстоянии 2 м снизить мощность дозы до 0,8 мкР/сек, если в хранилище находятся точечные источники с общим гамма-экв. 10 мг/экв радия и эффективной энергией 0,9 МэВ? Предусмотреть возможность перспективного увеличения активности источников.
Задача № 25.
Защитный стерилизатор для радиоактивных игл и препаратов, предназначенный для работы с источниками гамма-излучения с энергией до 1,25 МэВ гамма-экв которых не превышает 40 мг-экв. радия, имеет верхнюю защитную крышку из свинца. Определить необходимую толщину крышки, если на ее поверхности должна быть обеспечена мощность дозы не более 0,8 мкР/с и расстояние от радиоактивных игл и препаратов до наружной стороны крышки равно 30 см.
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Задача № 1.
Оксана М., 7 лет, имеет 1 постоянный зуб, рост 102 см, прибавка роста за год 4 см.
Определить соответствие биологического возраста хронологическому.
Задача №2.
Оценить индивидуальное физическое развитие Миши К., 8 лет, рост 120 см, вес — 43 кг, окружность грудной клетки— 63 см. Средние показатели для данной возрастно-половой группы: вес — 27 кг, рост—123 см, окружность грудной клетки — 58 см.
в=3,8; р = 4,1; окр.=5,3.
Задача № 3.
Мальчик 7 лет, рост 129 см, вес — 25,5 кг, окружность грудной клетки — 60,5, число постоянных зубов 10. За последний год длина тела увеличилась на 4 см.
Дать величину биологического развития и индивидуального физического развития по шкалам регрессии.
Задача № 4.
Девочка 13 лет, рост 140 см, вес тела — 50 кг, окр. гр. клетки — 70 ем. За год длина тела увеличилась на 5 см. Вторичные половые признаки Ахо Р1 Ма1 menarche отсутствуют.
Оценить физическое развитие.
Задача № 5.
Мальчик 8 лет:
Признаки
Показатели обследуемого
М
σ
Рост
Вес
Окружность грудной клетки
33,2
128,5
27,7
63,9
5,69
4,77
4,44
Построить график-профиль физического развития. Оценить физическое развитие мальчика.
Задача № 6.
Девочка 8 лет имеет рост 113 см, вес 19,5 кг, окр. гр. клетки 55,4. Оценить физическое развитие по шкале регрессии.
Задача № 7.
Мальчик 8 лет имеет рост 137 см, вес 34,5 кг, окр. гр. клетки 66,2. Оценить физическое развитие по шкале регрессии.
Задача № 8.
Оценить индивидуальное физическое развитие Оксаны К., 9 лет.
Признаки
Показатели обследуемого
М
σ
Рост
Вес
Окружность грудной клетки
129,6
27,6
64,4
131,4
28,8
63,6
6,36
5,2
4,76
Дать графическое изображение профиля физического развития.
Задача № 9.
У обследованной девочки 9 лет ростом 125 см, вес 27,5 кг, окр. гр. кл. 61,2 см, развитие мускулатуры и жироотложение среднее. Состояние здоровья без отклонений от нормы. Дать оценку физического развития по шкале регрессии.
Задача № 10.
Девочки 11 лет в г. Чите имеют средний вес 33 кг (σ 4,5), средний рост 143 см (σ 6,2), окр. гр. клетки 55 см.
При осмотре детей Наташи А., Оли К, Зины В. 11 лет имели:
Рост 118 131 135
Вес 22 29 34
Окр. гр. кл. 38 40 42
Задача № 11.
Соответствует ли биологическое развитие хронологическому возрасту Димы К., 9 лет, если известно, что погодовая прибавка роста составила 4 см, число постоянных зубов 6.
Задача №12.
Соответствует ли биологическое развитие Ани К., 14 лет, хронологическому возрасту, если известно, что погодовая прибавка роста 3 см, количество постоянных зубов 20, половая формула Aх P1 Ma1 menarche +.
Задача № 13.
Оценить физическое развитие Миши К., 12лет, имеющего рост 144 см, вес 58 кг, окр. гр. клетки 52 см по шкале регрессии.
Задача № 14.
Мальчик 9 лет имеет рост 109 см, вес 27,4, окр. гр. клетки 60 см. Оценить физическое развитие по шкале регрессии.
Задача № 15.
Мальчик 8 лет имеет рост 139 см, вес 30,5 кг, окр. гр. клетки 64 см. Дать оценку физического развития по шкале регрессии.
Задача № 16.
Дать оценку физического развития и начертить профиль физического развития. Девочка 13 лет, рост 144 см, вес 55 кг, окр. гр. клетки 80 см. Средние показатели для данного возраста:
М σ
рост 148 5,3
вес 49 4,8
окр. гр. кл. 79 6,5
Задача № 17.
Дать оценку физического развития Кати М., 8 лет.
Показ. М σ
девочки
рост 120 129,3 5,1
вес 23 27,6 4,2
окр. гр. кл. 60 62,1 3,7
Задача № 18.
Оцените режим дня для девочки 5 лет, не посещающей детское дошкольное учреждение.
9.00 – подъем
9.15 – утренний туалет
9.30 – 10.00 – завтрак
10.00 – 11.00 – игры
11.00 – 12.00 – прогулка
13.00 – обед
13.30 – 16.00 – сон
16.15 – полдник
16.30 – 18.00 – прогулка
18.00 – чтение книг, рисование, просмотр телепередач
19.45 – ужин
22.00 – отход ко сну.
Задача № 19.
Оцените режим дня первоклассника Коли.
Подъем – 7.30.
Утренний туалет – 10 мин.
Завтрак – 30 мин.
Дорога в школу – 10 мин.
Занятия в школе – 8.14 – 12.45.
Обед – 13.00.
Подготовка домашних занятий — 13.30 – 16.30.
Прогулка —16.30 – 18.30 часа.
Просмотр телепередач — 18.30 – 21.30 часа.
Ужин —21.30.
Игры – 22.00 – 23.00.
Отход ко сну — 11.00.
Задача № 20.
Оценить расписание занятий и дать письменное заключение. Расписание составлено для 1-го класса, занятия начинаются в 14.00, первый месяц обучения, продолжительность занятий 45 мин.