Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды исков о защите прав потребителей



 

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить требования продавцу либо изготовителю товара (импортеру). Однако состав требований, предъявляемых к продавцу и изготовителю, различен. К изготовителю (импортеру) можно предъявить одно из следующих требований:

- о безвозмездном устранении недостатков товаров или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- о замене на такой же товар аналогичной марки (модели, артикула);

- о возврате уплаченной суммы с возвращением товара изготовителю.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление самим потребителем или третьим лицом.

Недостатки должны быть устранены продавцом (изготовителем) незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме (ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

Например, на основании обоснованного требования потребителя торговая организация самостоятельно устранила недостатки товара. Стоимость товара, принятого от покупателя, составляет 1000 руб., расходы организации на устранение недостатков - 200 руб.

Но, как правило, самостоятельно организации розничной торговли устраняют недостатки товара очень редко, как правило, под устранением недостатков фактически подразумевается гарантийный ремонт, который производится организациями, уполномоченными изготовителем (специальными сервисными службами). В таком случае организация розничной торговли не отражает на своем балансе операции по устранению недостатков.
Вместе с тем Законом установлена обязанность возместить расходы потребителя, если недостатки были устранены третьим лицом. Это требование предъявляется крайне редко, поскольку потребители стремятся устранить недостатки в уполномоченных организациях. Но возможны ситуации, когда, например, недостаток выявился в месте, где такие организации отсутствуют, и потребовалось срочное устранение недостатков путем обращения к другому лицу [20].

Потребитель вправе предъявить требование о замене товара на аналогичный. Это не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара на точно такой же. Товар, представляемый для замены может быть другого цвета и даже быть другой марки или модели. Самое главное, товар должен быть аналогичным, иметь те же потребительские свойства, что и товар, требующий замены, но, разумеется, качественный. Если это - бытовая техника, то она должна быть того же класса, поколения, если это пальто, то оно должно быть такого же размера, как и пальто приобретенное потребителем, а также пальто должно быть изготовлено из однородного материала.

Законодатель подразумевает, что и цены заменяемого товара, и товара на который производится замена, одинаковы, и никакого перерасчета цен не производится.
Как показывает практика, в большинстве случаев при предъявлении требования о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) некачественный товар меняется на товар той же марки (модели, артикула).

Но если точно такого же товара уже нет в продаже или в производстве, то могут возникнуть затруднения. Например, если для замены нет автомобиля такого же цвета или с такой же отделкой салона. Потребитель обязан согласиться на такую замену, но после замены вправе воспользоваться правами на обмен товара надлежащего качества в порядке ст.25 Закона о защите прав потребителя.

Требование о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) может быть предъявлено и продавцу (организации, выполняющей его функции на основании договора) и изготовителю (организации, выполняющей его функции на основании договора). При обращении в организацию, выполняющую функции продавца (изготовителя) необходимо убедиться, что эта организация уполномочена по договору с продавцом (изготовителем) на выполнение именно этих требований потребителей [21].

Законодателем предусмотрен и односторонний отказ от исполнения договора в отношении изготовителя – возврат изготовителю товара ненадлежащего качества. Потребитель вправе вернуть изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. А также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, в случае если требование не было удовлетворено добровольно, на момент вынесения судебного решения [22].

В преамбуле Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или появляется вновь после его устранения.

Турин В.В. обратился в Себежский районный суд с иском к ООО «Плюс» о расторжении договора купли-продажи автомашины и возврате уплаченной суммы за товар. Иск мотивирован тем, что 26.07.2010 он заключил с ООО «Плюс» договор купли-продажи автомашины, однако в процессе эксплуатации автомобиля в период гарантийного срока был выявлен ряд существенных недостатков, которые неоднократно устранялись сервисным центром ООО «Плюс». По его мнению неисправности автомобиля носят регулярный и неоднократный характер, а поэтому, являются недопустимыми и относятся к существенным недостаткам товара. В течение первого года гарантийного срока автомобиль провел в сервисном центре 43 дня. На его обращение к продавцу с требованием о замене автомобиля он получил отказ. В настоящее время он не может эксплуатировать автомобиль без риска для жизни.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, показав, что истцу был передан автомобиль надлежащего качества, а возникшие неисправности являются следствием ненадлежащей эксплуатации автомобиля. Истец обращался с требованием произвести ремонт при обнаружении недостатков, и ремонт был произведен по гарантии.

Суд полностью удовлетворил требования Турина В.В.

Согласно заключения эксперта, имеет место заводской брак (дефект) автомобиля. Выявленные недостатки являются серьезными, поэтому могут быть отнесены к существенным недостаткам товара.

Суд учел, что ответчиком доказательств того, что указанные недостатки возникли вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или в процессе эксплуатации транспортного средства, не предоставлено [23].

Как правило, покупатель вправе предъявить свои требования продавцу в связи с недостатками товара, обнаруженными только в пределах сроков, которые определены законом.

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.

Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в течение гарантийного срока.

Гарантийный срок на комплектующие изделия может быть меньше или больше, чем на основное изделие. Потребитель вправе предъявлять претензии к комплектующим в течение того гарантийного срока, который больше.

В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.

За недостатки, обнаруженные покупателем в срок до 2 лет со дня передачи ему товара, несет ответственность продавец (даже если гарантийный срок товара уже истек), если покупатель докажет, что они возникли до передачи ему товара (или по причинам, возникшим до этого).

Срок обнаружения недостатков отсчитывается с момента принятия товара покупателем. Если день передачи установить невозможно, его исчисляют со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки устанавливаются с момента наступления соответствующего сезона, который определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

В случае, если все сроки прошли, требование все же может быть предъявлено, но только при выявлении существенного недостатка, только изготовителю товара и только о безвозмездном устранении таких недостатков. Потребитель должен доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента, доказывая тем самым отсутствие своей вины в нарушении соответствующих правил пользования, хранения или транспортировки товара.

От «сроков обнаружения недостатков переданного товара» необходимо отличать «сроки извещения продавца о ненадлежащем исполнении обязательств по договору купли-продажи».

Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

В противном случае продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.

В случае если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на данные положения.

Таким образом, при нарушении прав потребителей лицо, чьи права были нарушены, может обратиться в суд со следующими исковыми заявлениями:

1. Исковое заявление о расторжении договора купли-продажи, возмещении убытков, взыскании неустойки и компенсации морального вреда.

Подача претензий по большинству дел о защите прав потребителей не обязательна, но ее можно рекомендовать как возможный досудебный порядок урегулирования спора, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя. Требование о расторжении заключенного договора также может содержаться в тексте претензии.

2. Исковое заявление о замене товара на товар аналогичной марки, возмещении убытков, взыскании неустойки и компенсации морального вреда.

3. Исковое заявление о возмещении убытков, вреда здоровью и компенсации морального вреда

4. Исковое заявление о возмещении убытков, взыскании неустойки и штрафа.

На основании п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Не все граждане охотно обращаются в суд: процедура эта непростая и отнимает много времени. Надо иметь в виду, что суд вправе взыскать с продавца штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, если его требования не были удовлетворены добровольно. Поэтому во многих случаях продавцы сами не заинтересованы в том, чтобы доводить дело до суда.

При обращении в суд потребитель вправе потребовать не только возврата денег, но также полного возмещения убытков, уплаты неустойки и компенсации морального вреда.

Неустойку рассчитывают, исходя из 1% от цены товара (работы, услуги) за каждый день просрочки удовлетворения требований потребителя.

Размер возмещения морального вреда не ограничен и определяется судом. Доказывать свою невиновность должен продавец товара (услуги). Но из этого правила есть исключение. Если претензии к качеству товара потребитель не предъявил в период гарантийного срока, доказывать, что дефекты возникли по вине продавца, придется самому потребителю.

При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в 3 года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований. Так, например, срок исковой давности по искам о ненадлежащем качестве работы по договору подряда установлен в 1 год. Если для определенных отношений не установлены специальные сроки исковой давности, то применяется общий срок.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда гражданин узнал или должен был узнать о нарушении своего права либо когда возникает право требовать исполнения обязательства. Если срок исковой давности, не превышающий 6 месяцев, пропущен гражданином по причинам, признанным уважительными или такие причины имели место в последние 6 месяцев срока (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), суд в исключительных случаях может этот срок восстановить.

На некоторые требования исковая давность вообще не распространяется. В частности, это относится к требованиям вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.