Движения, которые сопровождают эти звуки, должны быть напряжёнными, дрожащими.
Звук «В» - прикусываем нижнюю губу верхними зубами, выдуваем с усилием воздух через зубы, произнося протяжно «В___». Обращаем внимание ребёнка на свою артикуляцию и на ухо: «Слушай!». Подносим его ручку к вашему рту в момент произнесения «В___», чтобы он почувствовал вибрацию губ и струю воздуха. Стимулируем повторение звука им самим, поднеся его руку к его рту. Если он попытался что-то произнести, особенно если это похоже на «В» или «Ф», хвалим: «Молодец!». Ассоциируем этот звук с полётом самолёта – покачиваем разведёнными в стороны руками, как крыльями и произносим протяжно «В___».
Если ребёнок произносит глухой звук «Ф___», то после нескольких удачных попыток произнесения «Ф___», хвалим его и кладём одну его руку себе на горло, другую – на его горло в момент произнесения. Он должен почувствовать вибрацию вашего горла. Обращаем его внимание, что звук звучит по-другому: «Слушай!». Стимулируем его повторить звук «В___» с контролем участия голоса – рука ребёнка лежит на его горле.
Другой способ – руки в стороны, произнося протяжно звук «В___», слегка покачиваем напряжёнными руками и туловищем из стороны в стороны, изображая самолёт.
Звук «З» - губы растянуты, между зубами небольшая щель, произносим долгий звук «З___», одновременно указательным пальцем вращаем у головы, изображая надоедливого комара. Обращаем внимание ребёнка на свою артикуляцию и на ухо: «Слушай!». Подносим его ручку к вашему рту в момент произнесения «З___», чтобы он почувствовал струю воздуха. Стимулируем повторение звука им самим, поднеся его руку к его рту. Если он попытался что-то произнести, особенно если это похоже на «З» или «С», хвалим: «Молодец!». Ассоциируем этот звук с комаром (используем рисунок комара) и щекочим ребёнка указательным пальцем, произнося – «З». Если он произносит глухой «С___», то после нескольких удачных попыток произнесения «С___», хвалим его и кладём одну его руку себе на горло, другую – на его горло в момент произнесения. Он должен почувствовать вибрацию вашего горла. Обращаем его внимание, что звук звучит по-другому: «Слушай!». Стимулируем его повторить звук «З___» с контролем участия голоса – рука ребёнка лежит на его горле.
Другой способ – руки перед грудью, произнося звук «З___» кисти рук вибрируют перед грудью («замёрз»).
Звук «Ж» - губы слегка вытянуты вперёд и приоткрыты, между зубами небольшая щель, произносим долгий звук «Ж___», одновременно вращаем кулаками рук перед грудью. Обращаем внимание ребёнка на свою артикуляцию и на ухо: «Слушай!». Подносим его ручку к вашему рту в момент произнесения звука «Ж___», чтобы он почувствовал тёплую струю воздуха. Стимулируем повторение звука им самим, поднеся его руку к его рту. Если он попытался что-то произнести, особенно если это похоже на «Ж» или «Ш», хвалим: «Молодец!». Ассоциируем этот звук с жуком, показывая картинку и повторяя движения рук «Ж___».
Если ребёнок произносит глухой звук «Ш___» вместо «Ж», то после нескольких удачных попыток произнесения «Ш___», хвалим его и кладём одну его руку себе на горло в момент произнесения звука «Ж», другую – на его горло. Он должен почувствовать вибрацию вашего горла. Обращаем его внимание, что звук звучит по-другому: «Слушай!». Стимулируем его повторить звук «Ж___» с контролем участия голоса – рука ребёнка лежит на его горле.
Другой способ – руки перед грудью, произнося звук «Ж___» резким волнообразным движением опускаем руки вниз.
Вибрант «Р».
При произнесении звука «Р» руки, согнутые перед грудью напряжённо вращаем изображая мотор мотоцикла «Р-Р-Р».
Аффрикаты «Ц», «Ч».
Вызывание этих звуков можно начинать, когда ребёнок уже произносит составляющие их звуки. Для «Ц» это звуки «Т-С», для «Ч» - это звуки «Т-Ш». При этом движение от одного звука «Т» плавно переходит в другое – «С» или «Ш».
Звук «Ц» - произнося «Ц-Ц-Ц», резко опускаем в такт указательный палец вниз с грозным лицом. Сначала несколько раз произнести этот звук с чёткой артикуляцией и дать послушать ребёнку: «Слушай!», так чтобы он видел вашу артикуляцию. Стимулировать его повторить звук с движением.
Другой способ – пальцы рук переплетены перед грудью, переплетение резко разорвать, произнося «Т» и напряжённо медленно развести пальцы в стороны, произнося «С».
Звук «Ч» - несколько раз произнести звук «Ч-Ч-Ч» с чёткой артикуляцией, приложив палец ко рту (Тихо!) и дать послушать ребёнку: «Слушай!», так чтобы он видел вашу артикуляцию. Стимулировать его повторить звук, сопровождая движением.
Другой способ – пальцы рук, сжатые в кулак, резко раскрыть, произнося «Т», руки с растопыренными пальцами выдвинуть вперёд, произнося «Ш».