Звук «А» - руки перед грудью, произнося протяжно звук «А___» широко открываем рот и широко и плавно разводим руки в стороны. Хорошо подойти к зеркалу и показать ребёнку, что при произнесении звука «А___» рот открывается широко.
У некоторых детей звук легче вызывается, когда вы сначала покажете, как качаете куклу, произнося с широко открытым ртом, так чтобы малыш видел это: «А-А-А». Потом просите его покачать куклу, стимулируя при этом подражать и движениям ваших губ.
Звук «О» - руки в стороны, протяжно произнося звук «О___», губы округляем и плавно соединяем руки округло перед грудью, изображая букву «О». Изображаем удивление: «О___!»
Звук «У» - руки перед грудью кистями обращены друг к другу, протяжно произнося звук «У___», губы вытягиваем трубочкой и напряжённо вытягиваем руки вперёд. Сравниваем: «У___! Паровоз У___» (соответствующая картинка, если упражнение проводится сидя).
Звук «И» - кисти рук у плеч, протяжно произнося звук «И___», губы растягиваем в улыбку, напряжённые руки с вытянутыми указательными пальцами тянем вверх, поднимаясь на носки. Педагог может за пальчики потянуть ребёнка немного вверх. На начальном этапе допускается произнесение «Э» вместо «И». Сравниваем: звук «И» всем улыбается (соответствующая гримаса и картинка).
Звук «Э» - открываем рот и высовываем язык, протяжно произнося звук «Э___», руку вытягиваем вперёд ладошкой вверх. Можно также использовать другое движение – руки вытянуты вперёд на уровне плеч, в момент протяжного произнесения звука «Э___», напряжённые руки медленно согнуть в локтях и приблизить к плечам. На начальном этапе допускается произнесение «А» вместо «Э». Сравниваем: звук «Э» дразнится (соответствующая гримаса и картинка).
Звук «Ы» - при произнесении звука нижняя челюсть опускается, звук вызывается при произнесении местоимения «ты», сопровождаемого резким указательным жестом «ты».
Дифтонги
После появления у ребёнка звука «И» можно вызвать дифтонги «Я», «Ё», «Ю», «Е».
Дифтонг «ЙА» («Я»): руки поднимать вверх, произнося протяжно «И___», затем разводить в стороны, произнося протяжно «А___». Получается «И___А___». Постепенно движение на звук «И» становится всё более кратким и получается звук «Я». Сравниваем: «Я!» и тыкаем себя указательным пальцем.
Дифтонг «ЙУ» («Ю»): руки поднимать вверх, произнося протяжно «И___», затем опустить вперёд-вниз, произнося протяжно «У___». Получается «И___У___». Постепенно движение на звук «И» становится всё более кратким и получается звук «Ю».
Дифтонг «ЙО» («Ё»): руки поднимать вверх, произнося протяжно «И___», затем опускаем руки округло перед грудью, произнося протяжно «О___». Получается «И___О___». Постепенно движение на звук «И» становится всё более кратким и получается звук «Ё».
Дифтонг «ЙЭ» («Е»): руки поднимать вверх, произнося протяжно «И___», затем опустить к плечам, произнося протяжно «Э___». Получается «И___Э___». Постепенно движение на звук «И» становится всё более кратким и получается звук «Е».
По мере появления у ребёнка гласных учим его произносить гласные протяжно и кратко, разной громкости, меняющейся громкости, низким и высоким голосом.
Согласные звуки
Взрывные глухие согласные – «П», «Т», «К».
Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы – быстрые, резкие.
Звук «П» - произнося повторяющийся звук «П-П-П» обращаем внимание ребёнка, что мы резко смыкаем и размыкаем губы, как бы сдувая пёрышко. Подносим его руку к своим губам, чтобы он почувствовал толчки воздуха в момент произнесения. Затем подносим его руку к его губам и просим повторить. Если он пытается это сделать, хвалим «Молодец!».
Ещё один способ: руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки, произнося слог «ПА», резко опустить руки вниз; произносим последовательность слогов «ПА-ПА-ПА» и попеременно опускаем резко руки вниз со сжатыми кулаками; сидя на полу, произносим последовательность слогов «ПА-ПА-ПА» и попеременно стучим кулаками по полу, по коленям.
Звук «Т» - произнося повторяющийся звук «Т-Т-Т» с приоткрытыми губами обращаем внимание ребёнка, что ваш язык в момент произнесения чуть-чуть просовывается между зубами. Подносим его руку к своим губам, чтобы он почувствовал толчки воздуха в момент произнесения. Затем подносим его руку к его губам и просим повторить. Если он пытается это сделать, хвалим «Молодец!».
Ещё один способ: произнося слог «ТА», резко раскрыть сжатые кулаки; попеременно раскрывая сжатые кулаки, произносим «ТА-ТА-ТА»; хлопаем по бёдрам ладонями, произнося «ТА-ТА-ТА-ТА».
Произнесение слогов «ПА» и «ТА» можно сопровождать топанием одной ногой или двумя попеременно.
Звук «К» - делаем энергичные боксирующие движения в воздухе, произнося на выдохе звук «К» с утрированной артикуляцией. Обращаем внимание ребёнка на свою артикуляцию. Стимулируем ребёнка повторить движения, произнося звук «К». Побоксируйте вместе с ним.
Другой способ – руки согнуты в локтях, произнося слог «КА», резко откидываем голову назад и одновременно руки резко отводятся назад.