Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Процесс взаимоотношений



Цель процесса взаимоотношений—увидеть конфликты в отношениях как противостояние частиц, пузырьков, плавающих в пустоте. Как уже говорилось, невозможно ничего пережить на опыте, если нет контраста, или можно сказать, если нет контраста, можно пережить ничего. Форма и пустота, день и ночь, черное и белое, любовь и ненависть, чувство и бесчувствие, холод и тепло—у всего есть своя противоположность. Без контраста не могло бы быть переживаний, Во взаимоотношениях единственная возможность для спора или ссоры—это если есть две противостоящие части(цы), два пузырька.

Чтобы устроить ссору, спор, или размолвку с близким человеком, будь это ваша подруга, друг, жена, мать, муж, дочь, кто угодно, вам нужно отождествиться с конкретной позицией или частицей в пустоте. С кем бы вы ни спорили, он тоже должен быть отождествлен с каким-то противостоящим пузырьком, частицей, удерживаемой в пустоте.

Квантовое упражнение 54

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Заметьте, что вы в конфликте с кем-то.

Шаг II: Выйдите на шаг из пузырька системы убеждений, с которым вы отождествляетесь, и наблюдайте или свидетельствуйте его. Например, если вы хотите чего-то, а ваш партер нет, переживите желание, заметьте его размер и форму, рассмотрите его как энергию.

Шаг III: Заметьте отличие между собой и этой частицей.

Шаг IV: Заметьте пространство, окружающее часть(ицу).

Шаг V: Заметьте противоположную часть(ицу) под названием “муж” или “жена”; её размер и форму. Делайте это, пока не сможете увидеть обе части(цы) как энергию, плавающую в пустоте.

Шаг VI: Будьте частицей, пузырьком или позицией А и посмотрите на позицию Б.

Шаг VII: Будьте частицей, пузырьком или позицией Б и посмотрите на позицию А.

Шаг VIII: Будьте пустотой и посмотрите на часть(ицу)-пузырек А и на часть(ицу)-пузырек Б.

Шаг IX: Рассмотрите две эти части(цы), две позиции, как состоящие из того же вещества, что и окружающая их пустота.

Шаг X: Позвольте им демонтироваться, так как нет никакого контраста.

Шаг XI: Поупражняйтесь в сгущении и растворении, пустоты в части(цы) и частиц в пустоту.

Шаг XII: Обратите внимание вокруг. Заметьте, кто сделал все эти шаги.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Так что первое, что вам нужно сделать—это перестать отождествляться с вашей позицией или отождествляться с противостоящей позицией под названием “муж”. Скажем, например, вы хотите пойти, а ваш муж хочет остаться. Вы затеваете громкий скандал и говорите: “Я хочу пойти, мы никогда не выбираемся из дому”, и так далее. Он говорит: “Я хочу остаться дома”. Очевидно, вы оба отождествляетесь с двумя конкретными частицами, пузырьками.

Как только части(цы) и пространство рассматриваются как одно и то же, происходит демонтаж и они исчезают. Нет контрастов.

Этот процесс вызвал несколько смешанных реакций у участников семинара. Одна женщина сказала: “Было не трудно быть пузырьком моего мужа, но когда я примерила и пережила на опыте часть(ицу) моей дочери, это было необыкновенно больно.”

Я ответил: “Пока вы не сможете свободно переживать, и свободно не переживать, позицию вашей дочери, вы не сможете выйти из части(цы) и наблюдать ее, чтобы она демонтировалась.”

Другой человек сказал: “Я чувствую себя свободнее и это помогло мне глубже понять позицию моей жены.” Я ответил: “Обычно нужно поиграться с примериванием позиций—как надевать и снимать рубашку—пока заряд противостоящей позиции не уменьшиться настолько, чтобы можно было просто наблюдать часть(ицу)-пузырек в пустоте без осуждения, оценки, или значимости противостоящей позиции.”

Часто задаваемые вопросы

Один обучающийся спросил: “Куда делась эта частица?” Я ответил: “Когда нет контраста, нет конфликта, так что частица демонтируется или рассеивается.” Местное уплотнение квантового поля перестает сгущаться. Оно не то чтобы исчезает, а возвращается обратно к своей растворенной природе, квантовому полю или пустоте.”

Другая участница сказала: “Моя часть(ица) была связана со злостью на моего мужа, потому что он не дает мне то, что я хочу. Мои чувства и позиция в этом вопросе не изменились и не исчезли. Что мне делать?”

Я сказал: “Прежде всего вам нужно вернуться, почувствовать и пережить ваше чувство желания чего-то. Во-вторых, я посоветовал бы снова и снова и снова создавать чувства желания, пока вы не сможете наблюдать или свидетельствовать это чувство. Затем вам нужно быть готовой иметь злость и не иметь злость. Я имею в виду, что если вы делаете упражнения, для того чтобы избавится от чего-то, вы сопротивляетесь тем чувствам, от которых стараетесь избавиться. Вам нужно обладать свободой иметь и свободой не иметь чувства. Затем, когда вы увидите, что чувства и пространство состоят из одного вещества, вы можете заметить или заинтересоваться тем, что происходит.” “Заметить” и “заинтересоваться”—важные слова. Вы можете использовать слово “любопытство”, позволяя чему угодно произойти, когда чувство рассматривается как то же самое, что и окружающая его пустота. Помните (как говорилось в главе 4), эти упражнения выполняются без намерения.

Это не значит, что вы должны отказаться от того, что хотите от мужа. Но это значит, что когда вы разовьете способность наблюдать, как пустота организуется в форму, а форма возвращается обратно в пустоту, станет яснее выбор, что делать и чего не делать по отношению к вашим взаимоотношениям.

Физическое тело

Нужно заметить еще одну вещь. У физического тела есть определенные органические, биологические функции. Грубо говоря, по выражению моего индийского учителя: “Все наше время мы тратим на то, чтобы есть, спать, срать и ебаться, или зарабатывать больше денег, чтобы получить для этого лучшее место.” Реакции тела не поддаются проработке. Телу нужно есть, спать, срать и ебаться. Проблемы возникают, когда секс становится заменителем недостатка любви, или еда становится заменителем безопасности или комфорта. Сон или усталость могут быть депрессией или способом сопротивления какому-то чувству. Этот процесс, при котором индивид сублимирует* или заменяет едой недостаток самоуважения, поддается проработке. Квантовая психология не говорит, как многие духовные дисциплины, о воздержании или сопротивлении функциям тела, например еде, сексу или сну. Скорее квантовая психология утверждает, что сублимацию или замену потребности в любви на навязчивое желание есть, можно демонтировать, распознав его источник, пустоту. Функции тела сохраняются; а саморазрушительная склонность людей к сублимации лишает людей чувства свободы получать то, чего они на самом деле хотят. Именно сопротивление функции тела или воздержание вызывает проблемы. Почему? Потому что на чувство сексуальности навешивается ярлык “грязное” или “низкое”. Этому чувству нужно сопротивляться. И эти чувства нужно сохранять, чтобы знать чего нельзя иметь. В дальнейшем это вызывает сублимацию или замену.

Известный психиатр Вильгельм Райх даже утверждает, что воздержание от сексуального оргазма заглушает естественную способность тела разряжать энергию. Эта энергия, вместо того чтобы выходить через половые органы, должна куда-то идти. Куда она идет? Райх выдвигает предположение, что энергия идет вверх к голове, вызывая больше мыслей. Следовательно, сексуальное воздержание, исповедуемое восточными духовными учениями как способ достижения “совершенно спокойного и уравновешенного” ума, может давать противоположные результаты. В моем случае это явно было так, потому что энергия не выходила наружу, а шла в мою голову и в дополнительные мысли.

Больше того, Райх убежденно заявляет, что вынужденное сексуальное воздержание нагнетает энергию вверх в фантазию, вызывая воображаемую мистификацию мира. Именно поэтому члены духовной целомудренной коммуны, в которой я был, и я в том числе, часто мистифицировали все в фантазии о богах и богинях, это была одна из сторон “магического мышления” в нашей повседневной жизни. Этим можно объяснить и мистификацию учителей и гуру. Навязанное воздержание в коммуне, где я жил, вызывало мистификацию “могущества” мужчины или женщины—Гуру. Нередко преданные переносили магические свойства на учителя, говоря, например: “Он точно знает, чего я хочу”, или: “Он знает все мои мысли и желания”. Источник такой “магической” мистификации можно проследить до состояний возвращения в детство, когда мама и папа ответственны за вас и провели много бессонных ночей, удовлетворяя ваши потребности.+

Нередко родители говорят: “Если тебе это нужно, я дам тебе это.” Ребенок берет этого идеализированного, одухотворенного родителя, и переносит его качества на гуру или бога. Ребенок верит, что услужение родителю даст ему то, чего он хочет от родителя; это тоже переносится на внешнего учителя или бога.

Можно провести параллели между услужением гуру, или Богу, и услужением маме с папой. Со-зависимость или неизбежная зависимость ребенка от родителей в выживании, может сохраняться у взрослого в состоянии возврата в детство, когда он переносит качества своих мамы и папы на “идеализированного” учителя. В середине семидесятых я называл “трансперсональным переносом” этот процесс, при котором ребенок придает магическую власть богу, гуру, или учителю. Духовные пути, которые так часто даются как единственное решение—это просто трансы, переданные от родителей детям. Например, ребенку говорят: “Если будешь хорошим, получишь любовь”. Мистифицированный учитель (перенесенный идеализированный родитель) говорит: “Будь хорошим, следуй моим правилам, и получишь освобождение, блаженство, любовь, и так далее”. Просветлением моего отца был дом в пригороде и двое детей. Небеса многих учителей—... заполните пробел. Я говорю об этом, потому что квантовая психология не претендует на роль единственного пути.

Квантовая психология не говорит о хорошем и плохом. В индийском монастыре мы с моими друзьями всегда ждали, когда “божественный тесак” сделает то, чего мы не должны были делать или думать, точно так же как и в детстве. Один учитель сказал, что: “Люди гораздо умнее Бога. Люди знают все о хорошем и плохом, правильном и неправильном, высоком и низком, грехе и добродетели. Бог об этом ничего не знает. БОГ ПРОСТО ЕСТЬ.”

Один участник семинара сказал: “У меня ничего не осталось. Я чувствую себя опустошенно и немного подавлено.”

Я прочитаю цитату из работы известного физика Джона Уилера:

“Ничто-жность пространства можно рассматривать как состоящую из фундаментальных кирпичиков. Если мы исследуем его микроскопически, мы обнаружим, что структура пространства-времени, или “супер-пространства”, состоит из бурлящего моря пузырьков.” (ДеВитт и Уилер, 1968)

Это можно полнее понять в контексте китайской философии, а точнее даосизма. Китайцы используют слово “Ци” для обозначения основной энергии, излучаемой из этой живущей дышащей пустоты. Ци может сгущаться в объекты или рассеиваться в пустоту.

“Когда Ци сгущается, оно становится видимым, так что появляются формы отдельных вещей, когда оно рассеивается, оно уже не заметно и нет форм. Великая Пустота состоит не из чего иного, как Ци; это Ци неизбежно сгущается, образую все вещи; и эти вещи неизбежно рассеиваются, образуя (снова) Великую Пустоту.” (Фун, 1958:279,228)

На языке физики, Уилер говорит, что эти пузырьки—плоть и кость пустого пространства, и составляют то, что Уилер называет “квантовой пеной”. Он пишет:

“Пространство квантовой геометрической динамики можно сравнить со слоем пены, разлитым по медленно колыхающемуся ландшафту ... Постоянные микроскопические изменения в слое пены, по мере появления новых пузырьков и исчезновения старых, символизируют квантовые флуктуации в геометрии.” (ДеВитт и Уилер, 1968)

Но это знание из физики нужно пережить и узнать непосредственно. Цель этих упражнений, всех наших тренингов и семинаров под названием “Квантовая психология”, не в том чтобы добавить еще одну систему убеждений, а скорее в том чтобы предоставить в распоряжение подходы, обеспечивающие опытное знание того, что физика уже доказала.

Больше того, упомянутые Уилером пузырьки сравнимы и похожи на части(цы), или я-роли. На семинарах люди часто переживают эти я-роли как пузырьки, плавающие в пустоте. Когда пустота и пузырек как часть(ица) рассматриваются как одно и то же, остается ничто-жность или то, что Уилер называет “кирпичиками” существования. Ничто становится чем-то (при сгущении), что-то (сгущенное ничто) становится ничем при рассеивании или демонтаже. Об этом говорит Лама Говинда:

“Отношение формы и пустоты представляется не как состояние взаимно исключающих противоположностей, а только как два аспекта одной и той же реальности, которые существую вместе и постоянно сотрудничают.” (Говинда, 1974:223)

Уилер говорит, что “ничто-жность—это кирпичики вселенной”. Пустота состоит из того же вещества, что и частицы, будь это чувство, мысль, эмоция и т. д. Все они одно и то же. Теперь вернемся к высказыванию:

“Я чувствую себя опустошенно и подавлено”. Люди прикрепляют суждения, оценки и решения к тому, что означает переживание или пустота, например что это “нехорошо” или что “я опустошен и подавлен”. Это ярлыки, которые прикрепляются к чистой пустоте. Когда нет оценки или решения о том, что означает пустота, остается только ЕСТЬ-НОСТЬ.

Недавно я работал с клиенткой, которая постоянно пыталась заполнить пустой вакуум, который она чувствовала внутри; она называла его “нежелательным”. Пытаясь наполнить это пустой вакуум, она сопротивлялась пустому пространству. Когда мы начали “проводить терапию”, она пережила на опыте, что пустота всегда есть, что именно из нее все приходит, и туда уходит. Ее словами: “Все мое восприятие изменилось. Я чувствую себя спокойно и умиротворенно.” Через неделю она сказала: “Где вы были двадцать лет назад, когда я принимала наркотики. Это лучше, чем наркотики.” Другая клиентка жаловалась на навязчивое переедание. Я понял, что она сопротивляется пустоте и пытается “заполнить ее” едой. Это очень часто встречается у переедающих, сопротивление пустоте. Интересно, что буддисты часто говорят, что наше самое большое сопротивление—сопротивление “ничему”.*

Если вы считаете, что пустота—это “нехорошо”, то заметьте свой ярлык или оценку насчет ее, и поймите, что это всего лишь ярлык, а не то, кто вы на самом деле. Затем рассмотрите ярлык, часть-ицу и пустоту как состоящие из одного и того же вещества.

На другой день я работал с мужчиной в депрессии. Я спросил его: “Как вы переживаете депрессию?” Он сказал: “Как пустоту, вакуум, ничто.” Этот клиент обозначил пустоту депрессией. Через неделю мой буддийский друг сказал: “Я только хочу пережить блаженство ПУСТОТЫ.” Он обозначил пустоту блаженством. Я засмеялся, потому что понял, что половина моих знакомы старается попасть в пустоту, а другая половина старается из нее выбраться. Все дело в обозначениях.

Другой участник семинара сказал: “А как же насчет просветления?” Я ответил, сказав: “На языке Буддизма, абсолют называется “нирваной”, а этот мир называется “самсарой”. Будда осознал, что поскольку пустота—то же самое, что и окружающая нас форма, или по выражению Эйнштейна, “Все—пустота, а форма—сгущенная пустота”, то считать одно отличающимся от другого значило бы не видеть то, что есть. Перефразируя Будду, тот, кто стремится к абсолюту (нирване), невежда; тот, кто стремится к миру (самсаре), невежда.

Так как пустота и форма—одно и то же, то стремится к одному и противостоять другому означало бы не понимать природу вселенной; видеть только явный порядок, а не неявное, квантовое единство. Это приводит нас к историческому утверждению Будды:

“Нирвана (абсолют)—это самсара, Самсара (мир)—это нирвана.”

Уиттекер, известный физик, говорит об этом так:

“В концепции Эйнштейна пространство—это уже не сцена, на которой исполняется драма физики; оно само—одно из действующих лиц.” (Уиттекер, 1948)

А как же насчет просветления? Может быть, это просто еще одно понятие, окруженное пустотой.

И наконец, один обучающийся заметил: “У меня тогда не остается никакой модели, ничего, чтобы выяснить, кто я такой.”

Я ответил цитатой индийского учителя, с которым я работал: “Чтобы выяснить, кто вы такой, вы должны как прыгун с шестом через перекладину, чтобы перейти на другую сторону, отбросить шест, вы должны аналогично отбросить свои концепции и модели реальности.”

Это приводит нас к следующей главе. Теперь, когда перед нами пустота, кто мы?

Глава 9

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.