Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Техника проведения исследования



В начале исследования испытуемым дается инструкция: «Сей-час вам будут даны карточки с напечатанными на них разными предложениями. Вы должны внимательно посмотреть на предло-жение каждой карточки и составить по нему небольшой (в преде-лах пяти минут) связный рассказ, так, чтобы в нем была отражена ситуация самого предложения («настоящее»), ее истоки — то, что, по вашему мнению, привело к ней («прошлое»), и ее исход — то, чем она, по вашему мнению, закончится («будущее»). Дайте пол-ную свободу фантазии! Говорите о чем хотите, о чем угодно! Же-лательно, чтобы предъявленное вам предложение вписалось в рассказ».

Уточняется, нет ли у испытуемых каких-либо вопросов, поняли ли они, что им предлагается сделать. В случаях наличия вопросов дается развернутое пояснение. Затем предлагается начать выпол-нение задания.

Как правило, повторения инструкции не требуется. В редких случаях мы повторяли ее и перед вторым предложением набора, но это повторение носило обычно цель дополнительной стимуля-ции испытуемого при недостаточно активном выполнении зада-ния. Обязательными условиями проведения исследования являет-ся наличие оптимального контакта экспериментатора с испытуе-мым и не препятствующее исследованию клиническое состояние самого испытуемого. В случаях выраженной тревоги, возбужде-ния, депрессии в рассказах будет отражаться не столько присущая испытуемому личностная структура, сколько особенности его ак-туального психического состояния. Информация, полученная в таких случаях, будет в основном характеризовать эмоциональное состояние испытуемого во время исследования, а не вскрывать его личностные особенности.

Все высказывания испытуемых, особенности их поведения во время исследования тщательно записываются. Регистрируется общее затраченное на рассказ время и так называемое латентное время, то есть время, прошедшее с момента предъявления сти-мульного предложения и до начала высказываний испытуемого.


Если испытуемый затрачивает на рассказ более 5 минут, то его не прерывают, а продолжают все записывать до прекращения им рассказа. Тест проводится индивидуально с каждым испытуемым. Как правило, целесообразно проведение исследования в течение двух дней — по 10 предложений ежедневно. Это не является обя-зательным условием и в зависимости от конкретной ситуации возможно проведение исследования в течение одного дня с пере-рывом после 10-го предложения в течение 15—30 минут. Часто сами испытуемые говорят о том, что они не устали и просят про-должить исследование, или наоборот.

Все высказывания испытуемого тщательно записываются ис-следующим. Тем не менее возможно разрешить и самому испы-туемому записывать свой рассказ, особенно если он об этом про-сит. Мотивировки таких просьб почти всегда сводятся к тому, что собственноручная запись рассказов является более свободной: «Я могу записать то, что не хочу говорить вслух». В отношении бе-лой карточки дается следующая инструкция: «Посмотрите на эту пустую карточку и представьте себе на ней какое угодно предложе-ние. Запишите его, подчеркните, а потом составьте по нему рас-сказ точно так же, как вы уже составляли раньше. Помните, что вы должны дать полную свободу своей фантазии!». Если испы-туемый говорит слишком быстро, так, что за ним очень трудно записывать, то следует (ни в коем случае не прерывая его) начать повторять вслух то, что он произносит. Как правило, в подобных случаях темп речи испытуемых замедляется.

Когда испытуемый по одному предложению составляет не-сколько рассказов, то все они записываются. Затем просят вы-брать тот из них, который он считает самым значительным.

Опрос испытуемого в связи с проведением ВПТ осуще-ствляется двукратно. Во-первых, перед началом проведения теста собирают об испытуемом подробные сведения. Затем, уже имея их, проводят ВПТ. После проведения теста уточняются некоторые обнаруживающиеся в ходе его проведения интересующие иссле-дующего моменты. Такой порядок дает возможность оптимально подойти к оценке личностных особенностей испытуемого и, как правило, очень положительно воспринимается им, так как показы-вает, по его мнению, более полное соучастие врача или психолога в решении проблем пациента.


При отказе испытуемого от проведения исследования тем не менее все же делаются «мягкие» попытки его стимуляции, однако делается это очень осторожно. Если испытуемый и далее не со-глашается на проведение исследования, то оно прекращается.

Крайне редко, но можно давать предложения испытуемым на дом для составления рассказов. И в этом случае надо стремиться к фиксированию затрачиваемого на составление рассказов времени, об этом просят испытуемых. Случаи, когда рассказы можно дать испытуемым домой, всегда должны быть обусловлены их личной просьбой, их заинтересованностью в проведении данного вида психологического исследования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.