Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тест выбора цвета Люшера



Тест выбора цвета Люшера разработан швейцарским психоло-гом М. Люшер (1947) и рассматривается как проективный метод, направленный на опосредованное изучение личности. В полном варианте теста используются 73 цветные карточки 25 различных цветов и оттенков. При проведении обследования по полному тес-ту Люшера в первой части исследования испытуемый располагает в порядке привлекательности черный, три оттенка серого и белый цвет. Во второй части испытуемый упорядочивает восемь класси-ческих цветов (составляющих сокращенный набор). В третьей, заключительной, части испытуемый осуществляет выборы попар-но сначала между основными четырьмя цветами, затем между че-тырьмя оттенками каждого из основных четырех цветов. Полный тест Люшера основан на сложной теоретической модели эмоцио-нального состояния — так называемом «эмоциональном кубе».


Чаще используется сокращенный набор, состоящий из 8 цвет-ных карточек. Четыре цвета — синий (темно-синий), желтый, красный и зеленый считаются основными, базисными, «психоло-гическими первоэлементами». К дополнительным цветам относят-ся ахроматические — коричневый (смесь желто-красного и черно-го), нейтральный серый, не содержащий никакого цвета и потому якобы не оказывающий какого-либо существенного воздействия на обследуемого, и черный, который рассматривается как «отри-цание цвета». Фиолетовый цвет не является ни основным, ни до-полнительным. Перед обследуемым на белом фоне полукругом раскладывают карточки и просят его выбрать из них одну, окрашенную в наибо-лее приятный ему цвет. При этом обследуемого предупреждают, что на выбор не должны влиять ни его вкус, ни доминирующий в моде цвет, ни окраска интерьера. Выбранную обследуемым кар-точку переворачивают и откладывают в сторону, после чего его просят вновь выбрать из оставшихся наиболее для него приятную карточку. Таким образом исследование проводится до конца, и в результате исследующий получает возможность зафиксировать полученный цветовой ряд. Для обозначения оценки цвета обсле-дуемым прибегают к символам:
явное предпочтение +
предпочтение х безразличное отношение =
антипатия, неприятие -С помощью этого цветового ряда устанавливается ран- жирование карточек в нисходящем порядке. Интерпретация результатов производится с учетом категорий функции и структуры цвета. Принципы работы теста Люшера основаны на 2-х положениях: 1, каждый цвет характеризует определенную человеческую потребность ассоциируется с ней, является символом этой потребности. 2, структура цветовых предпочтерний человека позволяет выявить структуру этой потребности. Сила потребности определяется степенью привлекательности того цвета, котрый ей соответствует. Под функцией цвета М. Люшер понимает субъективное отношение обследуемого к цвету, обусловленное его эмоциональным состоянием в момент исследования.  

Структура цвета определяется якобы объективным знанием цвета, его психологического содержания. В соответствии с функцией и структурой цвета с помощью специальных таблиц получают стандартные характеристики личностных свойств обследуемого.

Приводим в качестве примера сокращенное психологическое опи-сание структурного значения одного из основных цветов: так, си-ний цвет символизирует глубину чувства и является концентричным (то есть занятым сферой субъективного), пассивным, воссоединяю-щим, гетерономным, чувствительным, его аффективные компоненты — спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь и привязан-ность. Синий с функцией «+» в 1-й позиции указывает, что субъект будет действовать путем создания вокруг себя обстановки эмоцио-нального покоя, благожелательности со стремлением избежать каких-либо конфликтов или действий, требующих энергии и мобилизации сил. Синий со знаком «-» наоборот, указывает на неудовлетворен-ность ситуацией, на неспособность самому изменить ее (эти качест-ва сочетаются с неуступчивостью, сопротивлением воздействиям со стороны), на раздражительность, беспокойство, склонность скры-вать свою ранимость.

В норме основные цвета обычно располагаются в начале и се-редине ряда, то есть занимают первые пять позиций, в то время как дополнительные цвета, как правило, находятся на последних трех местах.

Пытаясь создать психологическую теорию, на которой бази-ровался бы разработанный им тест, М. Luscher дал своеобразную интерпретацию цветов, связанную, по его мнению, с жизнедея-тельностью человека. Так, темно-синий цвет рассматривается им как символ ночи, цвет покоя и пассивности, ярко-желтый — сим-вол дня, это цвет надежды и активности. Таким образом, автор выделяет факторы, управляющие человеком. Ночью (темно-синий цвет) прекращается активность человека, и, наоборот, днем (ярко-желтый цвет) деятельность человека, его активность стимулиру-ются. Эти гетерономные цвета рассматриваются М. Luscher как неподконтрольные человеку. Два других базисных цвета — крас-ный и зеленый — рассматриваются как автономные, саморегули-рующие. При этом красный цвет символизирует нападение, а зе-леный — защиту.

Помимо критериев гетеро- и автономности М. Luscher пользу-ется еще факторами активности и пассивности.


Синий цвет — гетерономно-пассивный, желтый — гетерономно-активный, красный — автономно-активный, зеленый — авто-номно-пассивный. Таким образом, цвета связываются с жизнедея-тельностью человека и функционированием личности. Выбор цвета в пределах основных цветов относится к сознательной сфе-ре психики, в пределах дополнительных цветов и оттенков связы-вается с бессознательной сферой. В случае, если потребность, вы-раженная основным цветом, является очень слабой или пол-ностью удовлетворенной, то цвет, который ассоциируется с этой потребностью, является индифферентным, то есть находится в середине ряда. Он не является ни приятным, ни противным. Когда соответствующая потребность усиливается, то символизирующий ее цвет становится более привлекательным, перемещаясь в начало раскладки. Если потребность становится настолько сильной, что удовлетворить ее в полной мере не представляется возможным, то цвет, который характеризует эту потребность, становится непри-ятным и занимает одно из первых мест в ряду.

Вопрос о возможностях применения теста Люшера в патопси-хологии представляется нам спорным, и решение его не может быть однозначным. Тест Люшера выявляет эмоциональное со-стояние человека, которое может существенно меняться в зави-симости от ситуации.

Создаваемая в процессе исследования ситуация выбора цвета является весьма специфичной и не может отождествляться с пове-денческой реакцией обследуемого в любой ситуации вообще. Такая расширительная трактовка совершенно неправомерна. Более того, известные трудности представляет оценка самого акта выбора. Вы-бор цвета — сложная форма деятельности, зависящая от ряда су-щественных моментов, переменных, имеющих важное значение бу-дучи взятыми по отдельности и в различных сочетаниях. R. Meili (1961) совершенно справедливо указывает, что в настоящее время мы еще не можем достаточно полно оценить реакцию выбора. Ссы-лаясь на исследования самого М. Luscher и М. Pfister, R. Meili го-ворит о том, что выбор в ситуациях, моделируемых с помощью тес-тов Люшера и Пфистера (тест цветных пирамид), зависит не толь-ко от реакции на цвет. На него оказывает влияние ситуация, в кото-рой он происходит. Выбор цвета существенно зависит от мотивов деятельности (нужно ли что-то сделать с цветной карточкой или нет), от того, из какого количества цветных карточек обследуемый


производит выбор — из двух или из большего количества. Можно лишь утверждать, считает R. Meili, что существует зависимость выбо-ра цвета от настроения. В. П. Урванцев (1981) пишет о том, что на предпочтение того или иного цвета влияют слишком многие факто-ры, включающие как особенности цветового стимула, так и инди-видуально-типологические особенности человека. Так, к особен-ностям стимула автор относит влияние утомляемости и адаптации на эмоциональную оценку цвета, размеры цветного образца, аф-фективный контраст при рассматривании серии хроматических образцов, отличающихся по аффективному значению, цвет фона, насыщенность и яркость цветного образца. К особенностям вос-приятия цвета, зависящим от обследуемого, по Л. П. Урванцеву, относятся индивидуальная аффективная чувствительность к цвету, возраст, социокультуральные характеристики, пол, эмоциональное состояние в момент исследования (например, спокойное состоя-ние или психическая напряженность). Большинство из этих факто-ров в тесте Люшера не учитываются, что ни в коем случае не ком-пенсируется его строгой стандартизацией.

Еще более сомнительными являются теоретические обо-снования теста Люшера. Как и все другие авторитетные спе-циалисты в области психодиагностики, R. Meili пишет о том, что необходимое условие использования теста в практике — это тща-тельная научная разработка его основ. В основе теста Люшера не лежит какая-либо серьезная научная теория. Тест Люшера основан на положении о том, что субъективный смысл цветов для всех людей является одинаковым, но это допущение не всегда соответ-ствует действительности.

Приведенные выше рассуждения М. Luscher относительно структуры основных цветов основаны на сугубо мифотворческой символике и могут рассматриваться как спекулятивные. J. De Zeeuw (1957), анализируя тест Люшера, пишет о том, что некото-рые эмпирические данные, особенно полученные в клинике пси-хических заболеваний W. Furrer (1953), представляются ценными, интересными, но теория М. Luscher в большей своей части непри-емлема; и тест и интерпретация получаемых с его помощью дан-ных нуждаются в объективизации.

Приведенное выше не является поводом для полного отказа от теста Люшера. Отрицая возможность использования его для по-лучения сколько-нибудь полной, развернутой характеристики личности, следует подтвердить воз-


можность его применения для оценки эмоциональной сферы лич-ности. В связи с этим определенный интерес представляют пока-затели функции цвета, отражающие субъективное восприятие цвета обследуемым. Такой подход раскрывает достаточно инте-ресные перспективы использования теста Люшера в патопсихоло-гии для сравнения различных аффективных состояний в индиви-дуальных и особенно групповых исследованиях. Здесь тест Лю-шера может объективно показать динамику эмоционального со-стояния больного и, возможно, его глубину.

Специальных возрастных ограничений при использовании теста Люшера не существует, однако валидность его при работе с дошкольниками не доказана, а вероятность ошибок в этом возрас-те достаточно высока.

В последние годы появились основанные на научном клинико-психологическом подходе экспериментальные работы, в которых использовался тест выбора цвета Люшера. Так, С. Н. Боков (1988) применил методику Люшера для изучения аффективности больных параноидной шизофренией. Им была показана возможность ис-пользования этой методики для диагностики динамики мотиваци-онных нарушений у больных и установлено нарастание мотиваци-онной дезорганизованности (амотивационности) по мере увеличе-ния срока давности заболевания. Сходные с этими результаты были получены несколько ранее и В. А. Москвиным (1987), применив-шим тест Люшера у больных непрерывно-прогредиентной шизоф-ренией и возбудимых психопатических личностей и показавшим возможность использования методики для диагностики нарушений целеобразования, однако в его работе, в отличие от первой, не при-менялся динамический подход к оценке результатов.

Н. В. Агазаде (1988) методика Люшера была применена с це-лью выявления суицидальных тенденций. Автор указывает на то, что у здоровых испытуемых без аутоагрессивных переживаний цветовая пара эталонов № 3 и 4 (красный и желтый цвета) встре-чается во второй половине раскладки довольно редко (4—10 %), в то время как при суицидальных явлениях — более чем у половины испытуемых. Помимо этого, нередко наблюдалась также выражен-ная негативная эмоциональная реакция при выборе большей час-ти цветовых эталонов с высказываниями о неприятности всех предлагаемых цветов.


Т. А. Айвазян и И. А. Таравкова (1990), использовав цветовой тест Люшера в комплексном психолого-диагностическом обсле-довании больных гипертонической болезнью, делают вывод о возможности его применения в качестве скрининг-теста для выяв-ления группы больных с более высоким уровнем невротизации, тревоги, наиболее нуждающихся в проведении психотерапевтиче-ского вмешательства. При этом авторы указывают на необходи-мость проведения дальнейших работ по валидизации методики.

Л. Н. Собчик(1990) на основе теста Люшера предложила метод цветовых выборов (МЦВ). Обоснование метода подробно изло-жено во втором выпуске серии «Методы психологической диаг-ностики» (1990). Осуществлена попытка выявлять при помощи МЦВ прежде всего гипер- или гипостенический тип реагирова-ния. Представляют практическую ценность рекомендации по оп-ределению уровня тревожности при помощи МЦВ. Если основ-ные цвета, к которым относятся первые четыре, занимают одну из трех последних позиций ряда, это свидетельствует о неу-довлетворенности той или иной потребности, которая становится источником неудовлетворенности. По тому, расположены ли ос-новные цвета на последних позициях, оценивается тревога. На показатель тревоги влияет также появление дополнительных цве-тов (6, 7, 0) на одной из трех первых позиций. Тревога вычисляется в баллах по специальной схеме, ее максимальный показатель — 12 баллов.

Комбинация из 2, 3 и 4 цветов (в любой последовательности) на-зывается «рабочей группой», расположение ее в начале ряда выявляет хорошую работоспособность. «Разбитая» рабочая группа свидетель-ствует о снижении работоспособности.

Представляют интерес данные, полученные при помощи МЦВ Ю. А. Александровским, Л. Н. Собчик (1993) при исследовании здоровых лиц с гармоничным складом личности, акцентуирован-ных личностей, больных неврозами и неврозоподобными (патоха-рактерологическими) развитиями. Для здоровых характерными были предпочтение основных цветов, отсутствие показателей тревоги. Для акцентуированных личностей и лиц с доболезнен-ным эмоциональным напряжением характерны расположение цве-тов 6,0,5 или 7 на первых позициях, сдвиг рабочей группы вправо. При невротических состояниях цвета 6,0,7,6,0 или 6, 7 — на пер-вых позициях. Рабочая группа разбита, основные цвета — на по-следних позициях. При патологических развитиях


наблюдается соединение ахроматических и основных цветов на первых позициях, не полностью собрана рабочая группа, основ-ные цвета могут оказаться в индифферентной зоне (5-я—6-я по-зиции).

Подводя итоги исследований по МЦВ больных шизофренией и пограничными психическими расстройствами, Л. Н. Собчик дела-ет вывод о том, что методику нельзя считать стандартизованной.

В. М. Блейхер, С. Н. Боков (1994) применили сокращенный (восьмицветный) вариант теста Люшера для изучения связи функционального состояния отделов вегетативной нервной сис-темы и выбора цвета. Результаты проведенного ими исследования позволяют сделать вывод о том, что существует определенная связь между преобладающим функциональным состоянием раз-личных отделов ВНС и выбором цвета: при преобладании пара-симпатических влияний достоверно чаще предпочтение отдается зеленому, симпатических — желтому цвету

Применение теста Люшера как самостоятельной методики в практике психологической экспертизы, при профессиональном отборе или для решения задачи оценки персонала совершенно неприемлемо.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.