Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод незаконченных предложений



Метод незаконченных предложений применяется в экспери-ментально-психологической практике давно. C. Д. Владычко (1931) указывает на то, что он был разработан и применялся Н. Ebbinghaus и Th. Ziehen. В экспериментально-психологической лаборатории клиники В. М. Бехтерева метод незаконченных предложений применялся для исследования вооб-ражения (В. В. Абрамов, 1911, С. Д. Владычко, 1931). Существует множество его вариантов.

В педагогической психологии для определения типа личност-ной направленности использовался вариант метода незакончен-ных предложений A. Myersson (1919). Он отличался относительно высокой регламентированностью — окончание предложения об-следуемый должен был выдать из нескольких, предложенных ему. По мнению Н. Д. Левитова (1969), этот вариант был близок к тес-там коллизии. Регламентированность деятельности обследуемого в значительной мере снижает значение методики Мейерсона как проективной. Пример из методики Мейерсона:

В варианте A. F. Payne и A. Rhode обследуемому предлагается 66 незаконченных предложений, которые он должен дополнить. Инструкция содержит указание о необходимости делать это как


можно быстрее, без обдумывания, не пропуская ни одного из предъявленных предложений. На основании анализа и интерпре-таций полученных данных исследователь делает заключение об особенностях отношения обследуемого к окружающим, предста-вителям того же или противоположного пола, друзьям, учителям, людям вообще, каково его отношение к самому себе, своему бу-дущему, деньгам, законам, воспитанию и т. д. При этом могут быть выявлены наличие ипохондричности, мысли о самоубийстве, чрезмерная мнительность. По мнению Т. Bilikiewicz (1960), этот метод применим как для индивидуальных, так и для групповых исследований и помогает выявить скрываемые больным или даже не осознаваемые им переживания. Поэтому автор пишет о важном значении метода незаконченных предложений для построения психотерапевтической и психопрофилактической работы, а также для решения ряда социальных вопросов по устройству в обществе психически больных.

Приводим примеры неоконченных предложений в варианте A. F. Payne и A. Rhode:

Моя профессия...

Будущее...

Хотел бы знать...

Наша семья...

Если бы...

Известен также вариант метода незаконченных предложений J. M. Sacks и S. Levy. Он включает 60 незаконченных предложений, дополнения к ним несколько больше детерминированы руслом на-чала фразы, чем в варианте A. F. Payne и A Rhode. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной мере систему отношений обследуемого к семье, к представи-телям того же или противоположного пола, к половой жизни, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Неко-торые группы предложений имеют отношение к испытываемым больным страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству созна-ния вины, свидетельствуют об его отношении к прошлому и буду-щему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, жиз-ненные цели.

Следует отметить, что некоторые вопросы этого варианта ока-зываются неприятными для обследуемых, так как касаются ин-тимной стороны их жизни. Поэтому Г. Г. Румянцев (1969)


рекомендует в инструкции сообщать испытуемому, что исследо-вание производится с целью тренировки памяти или внимания.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Приводим примеры предложе-ний и варианты ответов с оценкой:

Отношение к семье

По сравнению с большинством других семей моя семья:

1. Плохая, недружная, распалась, несчастливая, мещанская — 2.

2. Не очень хорошая, нервная, менее дружная — 1.

3. Не хуже и не лучше других — 0. Отношение будущему Будущее кажется мне:

 

1. Очень мрачным, печальным, страшным, плохим — 2.

2. Не очень светлым, туманным, неприглядным — 1.

3. Светлым, розовым, неясным, неизвестным; таким же, как на-стоящее — 0.

Количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений, однако более перспективно качественное изучение дополненных предложений, проводимое с учетом анамнестических данных.

Многие больные, особенно рассматривающие исследование как нежелательную для них процедуру и стремящиеся скрыть мир своих глубоких переживаний, дают формально-условные ответы, не отражающие систему их личностных отношений. Исследова-нию методом незаконченных предложений должно предшество-вать установление контакта между исследующим и больным, ос-нованного на доверии.

По данным Г. Г. Румянцева (1969), с помощью метода неза-конченных предложений выявляются характерные для больных шизофренией изменения системы личностных отношений. Мы применяли этот метод для обследования больных эпилепсией (И. В. Крук, 1981) и при неврозоподобных состояниях с целью фор-мирования групп для коллективной психотерапии. Б. Д. Карвасар-ский (1982) отмечает, что метод дает положительные результаты в экспресс-диагностике системы отношений личности, что


представляет интерес для практического врача в его повседневной деятельности, позволяя значительно ярче и полнее осветить об-щую картину нарушения отношений личности, жизненных уста-новок больного, его тенденций (осознанных и неосознанных). По-этому метод незаконченных предложений, крайне простой и не-сложный в интерпретации, может оказаться особенно полезным при пограничных нервно-психических, в том числе и психосо-матических заболеваниях.

Метод Вартегга

Предложенный знаковый (рефлексографический) тест Е. Wartegg (1963) рассматривает как психодиагностический, заклю-чающийся в графическом продолжении планомерно варьирован-ных зрительных графических раздражителей.

Обследуемому предлагают лист бумаги с белыми на черном фоне плоскостями для рисунка. Всего таких квадратов-плоскостей 8. Каждый квадрат содержит знаки-раздражители: точку, волни-стую линию, отрезки прямых в разных положениях, заштрихо-ванный квадрат, полуокружность, пунктирную полуокружность.

Исследующий предлагает больному продолжить уже внесен-ные в квадрат знаки, рассматривая их как начальные линии и со-ставной элемент рисунка. Последовательность заполнения квад-ратов и необходимое для этого время не регламентируются. Пе-ред обследуемым кладут карандаши — простые и цветные. По мнению большинства исследователей, тест Вартегга должен быть отнесен к проективным методам. К. Мейли (1969) проводит парал-лель между методами Вартегга и Роршаха на основе того, что оба они построены на переработке и интерпретации заданных стиму-лов.

Теория, созданная Е. Wartegg для объяснения полученных этим методом данных, представляется нам эклектической и спорной. Автор пытался сообразовать результаты своих исследований с принципами патофизиологии высшей нервной деятельности И. П. Павлова. Так, диффузная чернота рисунка, асимметричная и ску-ченная персеверация знака, каракули рассматриваются им как проявление преобладания в коре большого мозга процесса воз-буждения, тогда как персеверативные штрихи на краю поля ри-сунка, симметричное повторение знаков или штрихов должны свидетельствовать о доминировании коркового торможения. Дис-социация между содержанием


рисунка и его интерпретацией расценивается как проявление на-рушений взаимоотношений между сигнальными системами. На основе такого рода анализа Е. Wartegg строит якобы присущий ка-ждому больному «рефлексографический профиль». Еще более со-мнительно построение «характерологического профиля», осно-ванного на достаточно произвольной оценке участия в рисунке тех или иных знаков. Знакам-раздражителям приписываются из-вестные характерологические свойства. Так, рисунки по второму знаку (волнистая линия) анализируются в плане характеристики таких свойств обследуемого, как аффективность, контактность; по третьему знаку (три последовательно увеличивающиеся прямые вертикальные линии) — целеустремленность. Нам представляет-ся, что произвольность этой символики в известной мере напоми-нает построения психоаналитиков.

Критически относясь к теоретической надстройке, мы апроби-ровали в нашей лаборатории (А. Г. Чередниченко, 1985) метод Вартегга при обследовании больных эпилепсией и шизофренией. Обнаружено убедительное различие данных, полученных у боль-ных обеих групп. При оценке результатов обращали внимание на такие показатели, как характер рисунка (реалистичность, симво-личность, склонность к детализации), выбор цвета, привнесение в рисунок графически-вербальных компонентов, «стандартность» рисунка, его интерпретация обследуемым.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.