Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А Голынкина, А. М. Эткинд, 1993)



Методика является оригинальной отечественной адаптацией шкалы локуса контроля Дж. Роттера (J. В. Rotter), созданной в США в 60-е гг.

Теоретической основой методики выступает положение о том, что одной из важнейших психологических характеристик лично-сти является степень независимости, самостоятельности и актив-ности человека в достижении целей, развитие чувства личной от-ветственности за происходящие с ним события. Исходя из этого, различаются лица, локализующие контроль за значимыми для се-бя событиями


вовне (экстернальный тип контроля), то есть полагающие, что происходящие с ними события являются результатом внешних сил — случая, других людей и т. д., и лица, имеющие внутреннюю ло-кализацию контроля (интернальный тип контроля) — такие люди объясняют значимые события как результат своей собственной деятельности.

В отличие от концепции Дж. Роттера, постулировавшей уни-версальность локуса контроля индивида по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталки-ваться, авторы методики УСК, основываясь на результатах мно-гочисленных экспериментальных исследований, показали недос-таточность и малоприемлемость трансситуативных взглядов на локус контроля. Они предложили измерение локуса контроля как многомерного профиля, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности. Поэтому в методике выделяются несколько шкал — общей интернальности Ио, интернальности в области достижений Ид, интернальности в области неудач Ин, интернальности в семейных отношениях Ис, интернальности в области производственных отношений Ип, ин-тернальности в области межличностных отношений Ими интер-нальности в отношении здоровья и болезни Из.

Методика состоит из 44 утверждений, на каждое из которых испытуемый должен выбрать один из 6 предлагаемых вариантов ответов (совершенно не согласен, не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, согласен, полностью согласен). Для удобства об-работки целесообразно использовать специальные бланки. Обра-ботка методики заключается в подсчете с помощью ключей сырых баллов и последующем переводе их в стены (от 1 до 10).

Приводим содержание отдельных утверждений методики:

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от собственных способностей и усилий чело-века.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.


27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любо-

го. 42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои воз-

можности, должны винить в этом только самих себя.

Методика имеет чрезвычайно широкое использование для ре-шения самых разнообразных практических задач психологии, ме-дицины, педагогики и т. п. Показано, что интерналы предпочита-ют недирективные методы психотерапии, тогда как экстерналы — директивные (С. V. Abramowicz, S. I. Abramowicz, N. В. Robak, С. Jackson, 1971); обнаружена положительная корреляция экстер-нальности с тревожностью (Е. С. Butterfield, 1964; D. S. Strassberg, 1973); с психическими заболеваниями, в частности, с ши-зофренией (R. L. Cromwell, D. Rosenthal, D. Schacow, Т. P. Zahn., 1968; Т. J. Lottman, A. S. DeWolfe, 1972 ) и депрессией (S. I. Abramowicz, 1969); имеются указания на связь тяжести симптома-тики с выраженностью экстернальности (J. Shibut, 1968) и суици-дальными тенденциями (С. Williams, J. В. Nickels, 1969) и т. д.

Е. Г. Ксенофонтовой (1999) разработан новый вариант мето-дики УСК, в котором упрощается проведение исследования для испытуемых (предполагаются альтернативные ответы типа «да» — «нет») и вводится ряд новых шкал («Предрасположенность к самообвинению») и субшкал («Интернальность при описании личного опыта», «Интернальность в суждениях о жизни вообще», «Готовность к деятельности, связанной с преодолением трудно-стей», «Готовность к самостоятельному планированию, осущест-влению деятельности и ответственности за нее», «Отрицание ак-тивности», «Профессионально-социальный аспект интернально-сти», «Профессионально-процессуальный аспект интернально-сти», «Компетентность в сфере межличностных отношений», «Ответственность в сфере межличностных отношений»).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.