Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исследование уровня притязаний



Понятие уровня притязаний разрабатывалось психологами школы К. Lewin. В частности, была создана методика эксперимен-тального исследования уровня притязаний Р. Норре (1930). В экс-перименте установлено, что уровень притязаний зависит от того, насколько успешно выполняются обследуемым эксперименталь-ные задания. В. Н. Мясищев (1935) различал две стороны уровня притязаний — объективно-принципиальную и субъективно-личностную. Последняя тесно связана с самооценкой, чувством неполноценности, тенденцией самоутверждения и стремлением видеть в показателях своей деятельности снижение или повыше-ние трудоспособности. Автор указывал, что соотношением этих моментов и определяется уровень притязания больных, особенно при психогенных заболеваниях.

Уровень притязаний не является однозначной, стабильной личностной характеристикой (Б. В. Зейгарник, 1969, 1972; В. С. Мерлин, 1970). Можно различить исходный уровень притязаний, определяющийся степенью трудности заданий, которые человек считает выполнимыми для себя, соответствующими его возмож-ностям. Далее можно говорить об известной динамике уровня притязаний в соответствии с тем, насколько уровень притязаний оказался адекватным уровню достижений. В результате де-ятельности человека (это относится и к условиям экспери-ментальной ситуации) устанавливается, наконец, некоторый ти-пичный для данной личности уровень притязаний.

В формировании уровня притязаний большую роль играет со-ответствие деятельности обследуемого его предположениям


о степени сложности заданий, выполнение которых приносило бы ему удовлетворение. В. С. Мерлин (1970) придавал большое зна-чение социальным факторам, считая, что в одной и той же дея-тельности существуют различные социальные нормы достижений для разных социальных категорий в зависимости от должности, специальности, квалификации индивида. Этот фактор играет из-вестную роль и в условиях экспериментального исследования уровня притязаний — даже правильное выполнение эксперимен-тальных заданий при определенной самооценке обследуемого может не восприниматься им как успешное. Отсюда вытекает принцип важности значения подбора экспериментальных заданий.

Характер реакции обследуемого на успех или неуспех в пер-вую очередь определяется тем, насколько устойчива у него само-оценка. Анализируя динамику уровня притязаний, В. С. Мерлин находил, что легкость или трудность приспособления личности к деятельности путем изменения уровня притязаний зависит от свойств темперамента (тревожность, экстра- или интровертиро-ванность, эмоциональность) и от таких сугубо личностных свойств, как начальный уровень притязаний, адекватность или неадекватность самооценки, степень ее устойчивости, мотивы са-моутверждения .

Помимо самооценки, в динамике уровня притязаний сущест-венную роль играют такие моменты, как отношение обследуемого к ситуации эксперимента и исследующему, оценка деятельности обследуемого экспериментатором, регистрирующим в ходе опыта успех или неуспех, характер экспериментальных заданий.

В лаборатории Б. В. Зейгарник разработан вариант методики исследования уровня притязаний (Б. И. Бежанишвили, 1967). Пе-ред больным двумя рядами раскладывают оборотной стороной вверх 24 карточки. В каждом ряду (от 1 к 12 и от 1 а к 12а) карточки содержат вопросы нарастающей сложности, например:

1. Написать 3 слова на букву «Ш».

а. Написать 5 слов на букву «Н». 3. Написать названия 5 городов на букву «Л».

3а. Написать 6 имен на букву «Б». 10. Написать фамилии 5 писателей на букву «С».


10а. Написать фамилии 5 известных советских киноартистов на букву «Л». 12. Написать фамилии 7 французских художников.

12а. Написать фамилии известных русских художников на букву «К».

Обследуемому сообщают, что в каждом ряду карточки распо-ложены по возрастающей степени сложности задания, что парал-лельно в двух рядах лежат карточки одинаковой трудности. Затем ему предлагают соответственно своим возможностям выбирать задания той или иной сложности и выполнить их. Обследуемого предупреждают о том, что на каждое задание отпускается опреде-ленное время, но какое — ему не говорят. Включая секундомер каждый раз, когда обследуемый берет новую карточку, ис-следующий при желании может сказать обследуемому, что он не уложился в положенное время и поэтому задание считается невы-полненным. Это позволяет исследующему искусственно создавать «неуспех».

Опыт тщательно протоколируется. Обращается внимание на то, насколько уровень притязаний больного соответствует его возможностям (интеллектуальному уровню, образованию) и как он реагирует на успех или неуспех.

Одни больные после успешного выполнения, например, третьего задания сразу же берут 8-ю или 9-ю карточку, другие, на-оборот, крайне осторожны — правильно выполнив задание, они берут карточку либо той же степени сложности, либо следующую. То же самое при неуспехе — одни обследуемые берут карточку той же сложности либо незначительно менее трудную, тогда как другие, не выполнив девятое задание, переходят на второе или третье, что свидетельствует о крайней хрупкости у них уровня притязаний. Возможно и такое поведение больного, когда, не-смотря на неуспех, он продолжает выбирать задания все более сложные. Это свидетельствует о недостаточности критичности мышления.

Н. К. Калита (1971) установила, что применяемые в варианте Б. И. Бежанишвили вопросы, направленные на выявление обще-образовательного уровня, трудно поддаются ранжированию. Сте-пень их трудности определяется не только объемом жизненных знаний и уровнем образования обследуемого, но во многом зави-сит и от круга его интересов. В поисках более объективных кри-териев установления


степени сложности заданий Н. К. Калита предложила использо-вать картинки, отличающиеся друг от друга количеством элемен-тов. Здесь критерием сложности является количество различий между сравниваемыми картинками. Кроме того, контрольными обследованиями можно установить время, затрачиваемое здоро-выми на выполнение задания различной степени сложности. В остальном проведение исследования уровня притязаний в моди-фикации Н. К. Калиты не изменилось.

Для проведения исследования могут быть использованы и за-дачи другого рода, при подборе которых можно относительно объективно установить их градацию по степени сложности: куби-ки Кооса, одна из серий таблиц Рейвена. К каждому из заданий необходимо подобрать параллельное, примерно равное по степе-ни трудности.

Результаты исследования могут быть представлены для боль-шей наглядности и облегчения их анализа в виде графика.

Представляют интерес исследования уровня притязаний с оценкой некоторых количественных показателей. Такое исследо-вание может иметь значение для объективной характеристики степени психического дефекта обследуемого. Попытка модифи-кации методики исследования уровня притязаний была предпри-нята В. К. Гербачевским (1969), использовавшим для этого все субтесты шкалы Д. Векслера (WAIS). Однако модификация В. К. Гербачевского представляется нам сложной для патопсихологиче-ского исследования, и поэтому мы несколько модифицировали вариант методики Зейгарник — Бежанишвили. Согласно инст-рукции обследуемый должен из 24 карточек, содержащих различ-ные по своей трудности вопросы, выбрать соответственно своим возможностям 11 (из них учитываются первые 10). Время ответа не регламентируется, то есть важно учесть фактическое выполне-ние заданий, однако обследуемому советуют при невозможности ответить на вопрос сразу же сказать об этом. Учитывая известное нарастание трудности заключенных в карточках вопросов, ответы соответственно оцениваются в баллах, например, правильный от-вет на карточке № 1 и № 1а - в 1 балл, № 2 и № 2а - в 2 балла, № 8 и № 8а - в 8 баллов и т. д. При этом так же, как и по В. К. Гербачевскому, определяется величина уровня притязаний (сум-марная оценка выбранных карточек) и уровня достижений (сумма набранных


очков). Кроме того, вычисляется средний показатель, определяю-щий тенденцию деятельности после успешного или неуспешного ответа. Например, если обследуемый ответил на 7 из 10 вопросов, подсчитывается отдельно сумма баллов по карточкам, выбранным после успешного ответа, и делится на 7. Аналогично определяется средний показатель тенденции деятельности после 3 неуспешных ответов. Для оценки выбора карточки после последнего ответа об-следуемому предлагают неучитываемое 11-е задание.

Методика исследования уровня притязаний, как показывает практический опыт, позволяет обнаружить личностные особенно-сти больных при шизофрении, маниакально-депрессивном (цир-кулярном) психозе, эпилепсии, психопатиях, церебральном атеро-склерозе, других органических поражениях головного мозга, про-текающих с характерологическими изменениями.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.