Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы (методики) для исследования личности



Личность является наиболее сложным психическим конструк-том, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факто-ров существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению


личности — различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответст-венно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.

В последние годы значительно возрос интерес к иссле-дованиям личностных особенностей психически больных как в патопсихологии, так и в клинической психиатрии. Это объясня-ется рядом обстоятельств: во-первых, изменения личности обла-дают в известной мере нозологической специфичностью и могут быть использованы для решения вопросов дифференциальной диагностики; во-вторых, анализ преморбидных свойств лично-сти может оказаться полезным в установлении возможных при-чин происхождения ряда заболеваний (и не только психических, но и соматических, например язвенной болезни, заболеваний сердечно-сосудистой системы); в-третьих, характеристика лично-стных изменений в течении заболевания обогащает наши пред-ставления о его патогенетических механизмах; в-четвертых, учет особенностей личности очень важен для рационального построе-ния комплекса реабилитационных мероприятий. Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам ни представлялся, который может дать целостную характеристику личности. С помощью экспериментального исследования мы получаем лишь частич-ную характеристику личности, которая нас удовлетворяет по-стольку, поскольку она оценивает определенные личностные про-явления, имеющие значение для решения конкретной задачи.

В настоящее время известно множество экспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности. Они, как уже указывалось, различаются особенностями подхода к самой проблеме (речь идет о различии принципиальном, методологическом), разнообразием интересов исследователей (личность изучается в педагогической психоло-гии, в психологии труда, в социальной и патологической психоло-гии и т. д.) и направленностью на различные проявления лич-ности. Конечно, интересы исследователей и стоящие перед ними задачи нередко совпадают, и этим объясняется то, что методики исследования личности в социальной психологии берутся на вооружение патопсихологами, методики


патопсихологии заимствуются специалистами, работающими в области психологии труда.

Не существует даже сколько-нибудь четкой и тем более обще-принятой классификации методов, используемых для исследова-ния личности. В. М. Блейхером и Л. Ф. Бурлачуком (1978) пред-ложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности:

1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д.);

2) специальные экспериментальные методы (моделирование оп-ределенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппара-турные методики и т. д.);

3) личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке;

4) проективные методы.

Как будет видно из дальнейшего, разграничение этих четырех групп методов весьма условно и может быть использовано глав-ным образом в прагматических и дидактических целях.

К. Леонгард (1968) считал наблюдение одним из важнейших методов диагностики личности, отдавая ему предпочтение в срав-нении с методиками типа личностных опросников. При этом он придает особое значение возможности наблюдать человека непо-средственно, изучать его поведение на работе и в домашней обста-новке, в семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и при большом количестве собравшихся. Подчеркивается особенная важность наблюдения над мимикой, жестикуляцией и интона-циями обследуемого, являющимися часто более объективными критериями личностных проявлений, чем слова. Наблюдение не должно быть пассивно-созерцательным. В процессе наблюдения патопсихолог анализирует те явления, которые он видит, с точки зрения деятельности больного в определенной ситуации и с этой целью оказывает известное влияние на складывающуюся ситуа-цию с тем, чтобы стимулировать определенные поведенческие реакции обследуемого. Наблюдение - это преднамеренное и це-ленаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (М. С. Роговин, 1979). В клинической беседе анализируются осо-бенности биографии больного, присущие ему особенности лично-стных реакций, его отношение


к собственному характеру, особенности поведения обследуемого в конкретных ситуациях. Последние К. Леонгард рассматривал как важнейший методический пункт в анализе личности. М. С. Лебе-динский (1971) особое внимание в исследовании личности боль-ного уделял изучению дневников и автобиографий, составляемых им по просьбе врача, либо ведущихся и раньше.

Для исследования личности в процессе деятельности приме-няются специальные методики, о которых речь будет идти ниже. Следует лишь отметить, что для опытного психолога такой мате-риал дают и любые психологические методики, направленные на исследование познавательной деятельность. Например, по резуль-татам пробы на заучивание 10 слов можно судить о наличии апа-тических изменений у больного шизофренией (кривая запомина-ния типа "плато"), о завышенном или заниженном уровне при-тязаний и т. п.

Значительные методические и методологические трудности возникают перед психологом в связи с использованием личност-ных опросников. Личностные характеристики, получаемые в пла-не самооценки, представляют значительный интерес для патопси-холога, однако при этом нередко упускается из виду необходи-мость сопоставления данных самооценки с показателями, объек-тивно представляющими личность. Из наиболее часто употреб-ляемых личностных опросников только ММPI располагает удов-летворительными оценочными шкалами, позволяющими судить об адекватности самооценки обследуемого. Недостатком конст-рукции многих личностных опросников следует считать их явную для обследуемого целенаправленность. Это в первую очередь от-носится к монотематическим опросникам типа шкалы тревоги.

Таким образом, информацию, получаемую с помощью лично-стных опросников, можно адекватно оценить лишь при сравнении ее с данными объективной оценки личности, а также при допол-нении ее результатами исследования личности в процессе дея-тельности, проективными методами. Подбор методик, дополняю-щих тот или иной личностный опросник, определяется во многом задачей исследования. Например, при изучении внутренней кар-тины болезни позиция больного по отношению к своему заболе-ванию существенно уточняется введением в эксперимент методик типа незаконченных предложений.


Под проективными мы понимаем такие методики опо-средованного изучения личности, которые базируются на по-строении специфической, пластичной ситуации, создающей в си-лу активности процесса восприятия наиболее благоприятные ус-ловия для проявления тенденций, установок, эмоциональных со-стояний и других особенностей личности (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1976, 1978). Е. Т. Соколова (1980) считает, что проектив-ный метод, ориентированный на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, является практически един-ственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Если боль-шинство психологических приемов, считает Е. Т. Соколова, на-правлено на изучение того, как и за счет чего достигается объек-тивный характер отражения человеком внешнего мира, то проек-тивные методики ставят своей целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», при-чем последние далеко не всегда объективны, не всегда, как прави-ло, личностно значимы.

Следует помнить, что диапазон проективных методик значи-тельно шире того перечня методических приемов, которые тради-ционно включаются в эту группу методик (В. М. Блейхер, Л. И. Завилянская, 1970, 1976). Элементы проективности можно найти в большинстве патопсихологических методов и методик. Более того, есть основания полагать, что беседа с обследуемым, направ-ленная особым образом, может содержать элементы проективно-сти. В частности, это может быть достигнуто при обсуждении с больным тех или иных жизненных коллизий или содержащих глу-бокий подтекст произведений искусства, явлений общественной жизни.

Патопсихологические методики в аспекте проблемы проек-тивности проанализированы В. Э. Реньге (1976). При этом уста-новлено, что ряд методик (пиктограммы, исследование самооцен-ки, уровень притязаний и др.) имеет в основе неоднозначную для больного стимуляцию и не ограничивает рамки «выбора» ответов. Возможность получения относительно большого количества отве-тов обследуемого в значительной мере зависит от особенностей проведения патопсихологического эксперимента. Важным факто-ром при этом является, по В. Э. Реньге, неосознанность обследуе-мым истинных целей применения методик.


Это обстоятельство, например, было учтено в модификации мето-дики TAT H. К. Киященко (1965). По нашим наблюдениям, в зна-чительной мере принцип проективности присущ методике клас-сификации. В связи с этим следует согласиться с В. Э. Реньге, что не существует методик для исследования только личностных осо-бенностей или только познавательных процессов. Основную роль играет создание возможно более благоприятных условий для ак-туализации в процессе выполнения задания фактора проек-тивности, что в известной мере определяется не только знаниями, умением психолога, но и является особым искусством.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.