Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функциональные пробы и тесты в патопсихологии



Психометрические тесты, использование которых в клиниче-ских целях до сих пор остается дискуссионным, существенно от-личаются от разработанных советскими патопсихологами и ши-роко ими применяемых методик типа функциональных проб.

Психологический тест — это испытание определенной функ-ции с помощью изучения стандартизованных реакций личности на стимулы, четко регламентированные по степени трудности и времени выполнения задания, которое позволяет установить уро-вень развития этой функции по сравнению с усредненными пока-зателями, характерными для данной популяции.

Тесты являются весьма аморфной группой психологических методик. Они различаются диапазоном применяемых приемов. Достаточно сравнить два таких теста, предназначенных для ис-следования интеллектуального уровня, как метод Векслера, вклю-чающий 11 экспериментальных методик, и «Шкалу домино», представленную набором достаточно однородных заданий, рас-положенных по степени нарастания их трудности. В связи с этим следует помнить указание крупного специалиста в области


тестологии A. Anastasi (1982) относительно того, что названия тестов далеко не всегда соответствуют тому, что они в дей-ствительности измеряют.

По направленности («Что исследуется тестом?») можно выде-лить тесты интеллекта, интересов, знаний и умений, специальных способностей, характерологические (личностные), тесты для ис-следования отдельных функций — памяти, внимания, подвижно-сти психических процессов и т. д. (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1978).

Уже при создании первых психологических тестов были раз-работаны известные требования к ним («психографический ми-нимум»), которым тест должен соответствовать в обязательном порядке (W. Stern, 1912): высокая симптоматическая ценность (то есть связь с определенными психическими особенностями лично-сти); широкая симптоматическая ценность — полное и разносто-роннее выявление интересующей нас индивидуальной особенно-сти; универсальность, пригодность или легкая приспособляемость к испытанию различных категорий индивидуумов; краткость; техническая простота; легкость и простота количественного уче-та; наличие известных норм или масштаба, в зависимости от ко-торых общая оценка результатов является положительной или от-рицательной.

В патопсихологии возможность использования психо-логических тестов обычно рассматривается в плане их про-тивопоставления методикам типа функциональных проб, при этом подчеркивается сугубо измерительная направленность тес-тов на оценку отдельных функций, без изучения структуры пси-хического дефекта. В то же время указывается, что патопсихоло-гические методики типа функциональных проб дают углублен-ный качественный анализ экспериментальных данных, выигры-вающий от их статистической обработки, но лишены присущих тестам жесткой регламентированности заданий и стандартизации возможных в эксперименте проявлений психической дея-тельности.

Вопрос о применении в патопсихологии тестов не может ре-шаться альтернативно. Различия методического характера между тестами и патопсихологическими методиками типа функциональ-ных проб позволяют говорить о возможности их сочетанного применения в зависимости от задач исследования. О правомерно-сти такой постановки вопроса писал С. Л. Рубинштейн (1935), предлагавший


дополнять тесты другими методическими средствами. Эту точку зрения отстаивал и К. К. Платонов (1977).

Касаясь вопроса о возможности применения тестов в патопси-хологии, В. Н. Мясищев (1971) также указывал на рациональность комбинирования данных стандартного и нестандартного исследо-вания, предостерегал против тестирования и подсчета без умения психологического наблюдения, правильного истолкования, осно-ванного на знании многообразия свойств личности, умения охва-тить личность в ее развитии, в неразрывном сочетании биоло-гических и органических «условий личности» и «самой лично-сти», представляющей систему общественно обусловленных от-ношений. Однако такая постановка вопроса требует уточнения показаний к применению психометрических тестов.

Даже психологи, развивающие тестологическое направление (D. Rapaport, 1945), не придают первостепенного значения показа-телю IQ и выдвигают на передний план значение разброса, то есть анализа оценок, полученных при сравнении выполнений заданий по различным субтестам Д. Векслера. Таким образом, значение IQ — показателя межличностного, интериндивидуального — отсту-пает перед фактором разброса, имеющим внутриличностное, интраиндивидуальное значение.

Поставлена под сомнение характеристика IQ как показателя степени развития интеллекта. Этому в немалой мере способствуют наблюдения относительно упражняемости ряда свойств, характе-ризующих IQ (Л. В. Занков, 1963). Л. А. Вяткина (1970) рассмат-ривает результат испытаний по Д. Векслеру как характеристику не задатков, а достигнутого уровня умственного развития. Однако и как показатель умственного развития IQ снабжает исследователя не абсолютными, а лишь относительными данными приме-нительно к определенной группе обследуемых. A. Anastasi счита-ет, что IQ — это только условный способ выражать оценку в не-которых видах тестов, и так его нужно интерпретировать. Таким образом, IQ в последнее время рассматривается как эмпирический показатель, лишь относительно свидетельствующий о состоянии функции интеллекта. С этим связано то, что многие исследователи отказываются пользоваться самим понятием IQ, прибегая к поня-тиям «суммарный показатель», «статистический показатель», «общий корригированный показатель».


Возражая против сугубо измерительной направленности тес-тов, Б. В. Зейгарник(1971) пишет о том, что измерение коэффици-ента психических способностей можно признать правомерным лишь в том случае, если рассматривать умственное развитие толь-ко как количественный рост этих способностей, а болезнь как их регресс. Понимая, что развитие не является одним лишь количест-венным ростом способностей, отрицая представление о психиче-ской болезни как о едином механизме распада, как бы являющего-ся негативом по отношению к развитию, нельзя сводить исследо-вание психических функций к простому их измерению, игнорируя своеобразие качественных патопсихологических характеристик при различных заболеваниях.

Можно думать, что решение вопроса о диагностическом зна-чении тестов в патопсихологии неоднозначно. Полученные при исследовании по Д. Векслеру данные опираются на математиче-ски обработанные результаты обследований больших групп боль-ных различной нозологической принадлежности и не всегда при-менимы в решении вопросов индивидуальной нозологической диагностики. Сам Д. Векслер в интерпретации получаемых с по-мощью его метода результатов при обследовании больных ши-зофренией придавал большое значение их качественному анализу. Так, при этом отмечалось несоответствие правильности решения задания степени его трудности, акцентировалось внимание на вы-явлении в процессе исследования таких особенностей мышления, как резонерство, тенденция к чрезмерным обобщениям, то есть свойств, не поддающихся количественному определению.

Есть и еще одна сторона вопроса. Даже такой относительно разносторонний по методическим приемам тест, как интеллекту-альная шкала Д. Векслера, не может претендовать на универсаль-ную валидность. В частности, этот тест не включает ряд методик, особенно хорошо зарекомендовавших себя при выявлении шизоф-ренических расстройств мышления, например методик классифи-кации, исключения, образования пиктограмм и т. п. Объяснение переносного смысла пословиц у ряда больных шизофренией оказы-вается сохранным, и гораздо более ценной в информативном от-ношении при этом заболевании является методика соотнесения пословиц с фразами. Диагностическая ценность теста Д. Векслера неодинакова при различных вариантах


клинического задания, которым руководствуется патопсихолог. Она значительно выше, когда проводится дифференциальная ди-агностика шизофрении и органических поражений головного моз-га, и сводится главным образом к качественной интерпретации результатов при отграничении шизофрении от психопатий или невротических состояний. В этом отношении представляют инте-рес данные G. Dahl (1968), исследовавшего психопатологически контрастные группы психически больных (шизофрения, орга-нические поражения головного мозга, неврозы), сходных по полу, возрасту и IQ. Существенных диагностических различий он при этом не обнаружил. Лишь мозаичный субтест (кубики Кооса) от-личал больных с органическими заболеваниями головного мозга от больных шизофренией и неврозами. На этом основании G. Dahl предостерегает от некритического использования теста Д. Векс-лера для решения вопросов клинической диагностики.

В то же время исследование интеллектуальной деятельности с помощью тестов позволяет получить данные, характерные для обследуемого в сравнении с другими пациентами той же возрас-тной группы, определяющие в том или ином отношении его ин-дивидуальные особенности.

Возможность стандартизированной оценки достигнутых при обследовании результатов имеет положительное значение при характеристике глубины психического дефекта отдельного боль-ного или группы больных общей нозологической принадлежно-сти. Кроме того, тщательный и тонкий качественный анализ ре-зультатов при учете их количественного значения оказался весьма результативным в определении личностных особенностей обсле-дуемых (И. Н. Гильяшева, 1969,1971).

Можно думать, что психометрические тесты окажутся полез-ными при обследовании какой-либо категории больных в динами-ке, на различных этапах течения заболевания и онтогенеза. Пра-вомерность такого подхода показана D. Bromley (1966), использо-вавшей метод Д. Векслера для характеристики функций интел-лекта при старении. Преобладающая масса исследований интел-лекта при старении произведена методом «поперечных срезов». Изучение динамики интеллекта путем «поперечных срезов» дает средние данные для разных возрастных групп. При этом стирают-ся индивидуальные различия, картина того или


иного процесса получается интегративной, выявляет опре-деленную тенденцию.

Развитие и спад интеллектуальной функции можно проследить в одной и той же группе лонгитудинальным («продольным») мето-дом. Так, при этом можно выявить внезапные скачки интеллекту-ального уровня на некоторых онтогенетических этапах у отдель-ных лиц, проследить роль соматических и социальных факторов в возникновении этих скачков или спадов. Кроме того, при такой организации исследования можно учесть исходный уровень ин-теллектуальной деятельности. Однако для проведения лонгитуди-нального исследования требуется подготовка идентичных и доста-точно выверенных наборов субтестов. Наиболее результативным D. Bromley считает сочетание обоих методов — «поперечных срезов» и лонгитудинального.

Вопрос об использовании тестов в патопсихологии еще далек от окончательного решения. Категоричность суждений здесь мо-жет оказать плохую услугу. Мы хотели лишь высказать мнение, основанное на некотором опыте их применения. Можно, однако, полагать, что наиболее правильным было бы их применение в общем комплексе патопсихологического исследования наряду с другими преимущественно качественными методиками и при выработке определенных показаний к их использованию.

Следует также помнить, что тесты в патопсихологии могут использоваться лишь при решении весьма узких, конкретных за-дач, так как ни один, даже самого широкого диапазона тест не да-ет достаточно всестороннего представления о психической дея-тельности обследуемого.

М. Г. Ярошевский (1974), рассматривая дискуссионность про-блемы о возможности применения тестов в психологии, подчер-кивает, что тест не может помочь в установлении причинных свя-зей в психической деятельности, он лишь позволяет фиксировать результаты деятельности, не связывая их с определенными пере-менными в той или иной психической функции. Тем не менее, считает М. Г. Ярошевский, тест позволяет выявить определенные закономерности (вероятностные, статистические). Эти за-кономерности столь же реальны, как и строго причинные, дина-мические, и знание их обогащает прогностические возможности психолога. Ошибка же тестологии заключается в попытке с по-мощью статистики восполнить пробелы


в знании о динамике умственного развития, его механизмах и за-кономерностях.

В патопсихологическом исследовании тесты могут играть вспомогательную роль, например, как указывалось выше, при не-обходимости ранжирования степени выраженности интеллекту-ального дефекта в группе больных одинаковой нозологической принадлежности. Мы можем вводить тесты на определенных эта-пах обследования больного, например для исследования у него памяти, для выявления инертности психических процессов, но получить целостную характеристику мыслительной деятельности и аффективно-личностной сферы больного с помощью одних тес-тов невозможно. Используя лишь одни тесты, патопсихолог в из-вестной мере сужает свои возможности изменять по ходу экспе-римента тактику

В отличие от психометрических тестов методики типа функ-циональных проб позволяют исследующему прибегать к гибкой тактике оценок качества работы обследуемого, учитывать его ин-дивидуальность и конкретную задачу исследования на данном этапе, оказывать больному дозированную помощь, позволяющую определить зону его ближайшего развития (А. Я. Иванова, 1976; В. В. Николаева, Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, 1979).

Кроме того, суммарные оценки, получаемые при исследовании с помощью тестов, в ряде случаев маскируют индивидуально-личностные типологические особенности, присущие обследуемо-му и до болезни. Например, характерная для больного и раньше медлительность сенсомоторики может привести при исследовании по методу Д. Векслера к заключению об интеллектуальной недос-таточности.

Необходимо также остановиться еще на одном вопросе, имеющем методически важное значение. Особая регламентиро-ванность тестовых исследований способствовала созданию иллю-зии о возможности работать с тестами, не имея специальной под-готовки. Такой «исследователь» в силу своей несостоятельности при интерпретации полученных ответов, как правило, получает ошибочные результаты, объективность которых он отстаивает, будучи уверенным в непогрешимости метода. Нам кажется совер-шенно недопустимым, чтобы исследования проводили люди, не владеющие знаниями в области патопсихологии и не умеющие проводить патопсихологические эксперименты с помощью тради-ционных методов.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.