Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обращение за помощью к кому-либо, кроме Аллаха



Это неуместное сравнение и ошибочное предположение породили одно из величайших заблуждений, в которое попали многие рядовые мусульмане и даже некоторые видные религиозные деятели. Речь идет об обращении за помощью к пророкам и праведникам. Когда с ними приключаются несчастья, они начинают молить о помощи их вместо Аллаха, и можно увидеть, как целые группы людей собираются возле некоторых могил и просят покойников помочь им в разных делах, словно эти усопшие слышат их. Они взывают к ним на разных языках, словно они понимают языки разных народностей и различают между ними, если даже множество людей обращается к ним в один миг! Поистине, это – не что иное, как приобщение сотоварищей к Всевышнему Аллаху в обладании божественными качествами. Однако многие люди не понимают этого, и по этой причине они впали в такое чудовищное заблуждение.

Такие воззрения изобличаются целым рядом коранических откровений. Всевышний сказал: «Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого» (аль-Исра, 56). Похожих аятов в Коране много. На эту тему написано много книг и статей.[24] И кто испытывает сомнения по этому поводу, тот может прочесть их, и истина непременно станет ясна ему, если на то будет воля Аллаха. Тем не менее, я счел полезным процитировать здесь высказывания некоторых богословов ханифитского толка, чтобы никто не предположил, что этого мнения не придерживались сторонники известных религиозно-правовых школ – мазхабов.

Абу ат-Таййиб Шамс аль-Хакк аль-Азимабади в книге "ат-Талик аль-Мугни аля Сунан ад-Даракутни" писал:

– Отвратительным грехом, чудовищной ересью и опасным новшеством является обращение за помощью к шейху Абд аль-Кадиру аль-Джилани, да смилостивится над ним Аллах, которое для еретиков стало обычным делом. Они говорят: "О шейх Абд аль-Кадир аль-Джилани, сделай то-то ради Аллаха", возносят молитвы в направлении Багдада и совершают множество подобных этим грехов. Они приобщают к Аллаху сотоварищей в поклонении и не ценят Его должным образом. Эти невежды не знают, что шейх, да смилостивится над ним Аллах, никому не способен принести пользу и никого не может уберечь от зла даже весом с крошечную частичку. Почему же они просят его помочь им и удовлетворить их нужды?! Неужели Аллаха не достаточно Его рабам?!! Защитит нас, Боже, чтобы мы никого не приобщали к Тебе в сотоварищи и никого из твоих творений не возвеличивали так, как возвеличиваем Тебя.

В "аль-Базазийе" и в других сборниках фетв сказано: «Кто говорит, что души шейхов присутствуют рядом с нами и знают о нас, тот становится неверующим».[25]

Шейх Фахр ад-Дин Абу Саад Усман аль-Джайяни б. Сулейман аль-Ханафи в своей книге "ар-Рисала" сказал: «Кто полагает, что умершие распоряжаются судьбами наряду с Аллахом, и убежден в этом, тот является неверующим». Похожее высказывание приводится и в книге "аль-Бахр ар-Раик".

Кадий Хамид ад-Дин Накури аль-Хинди в книге "ат-Тауших" сказал: «Среди них есть такие, которые во время невзгод и несчастий взывают к пророкам и угодникам и верят в то, что их души присутствуют рядом с нами, слышат молитвы и знают о наших нуждах. Это – не что иное, как отвратительное язычество и явное невежество. Всевышний Аллах сказал: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тому, кто не ответит им до Дня воскресения и кто не ведает об их зове?!» (аль-Ахкаф, 5)».

В сочинении "аль-Бахр ар-Раик" (3/94) также говорится: «Если кто-либо вступает в брак на основании, беря в свидетели Аллаха и Его посланника, то его брак считается недействительным, а сам он становится неверующим из-за своей веры в то, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, известно сокровенное».[26]

Похожие высказывания можно встретить в собраниях фетв Кади-хана и аль-Айни, в сборниках "ад-Дурр аль-Мухтар" имама аль-Касани и "аль-Аламкирийя", а также во многих других сочинениях ханифитского толка. Что же касается Корана и Пречистой Сунны, то в них содержится бесчисленное количество текстов, изобличающих саму суть язычества и порицающих тех, кто приобщает к Аллаху сотоварищей. Наш учитель ас-Сеййид Мухаммад Назир Хусейн ад-Дахлави написал убедительную статью, посвященную опровержению этой скверной ереси.[27]

Второй рассказ – о том, как над могилой Посланника, мир ему и благословение Аллаха, были проделаны отверстия

Ад-Дарими в "ас-Сунане" (1/43) сказал:

– Абу ан-Нуман рассказал нам, что Саид б. Зейд рассказал им, что Амр б. Малик ан-Нукри рассказал им, что Абу аль-Джауза Ауф б. Абдуллах рассказывал: «Однажды в Медине наступила сильная засуха, и люди пожаловались на это Аише. Она сказала: "Ступайте к могиле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и проделайте над ней отверстие, чтобы между ним и небом не было преграды". Люди сделали это, и полил сильный дождь, благодаря которому выросла трава, верблюды потучнели так, что лопались от жира. Тот год прозвали годом "лопания"».

Цепочка рассказчиков этого хадиса слабая, и на него нельзя опираться по трем причинам.

Во-первых, Саид б. Зейд, брат Хаммада б. Зейда, был слабым рассказчиком. Аль-Хафиз Ибн Хаджар в "ат-Такрибе" сказал: «Он был правдивым рассказчиком, но допускал ошибки». Аз-Захаби в "аль-Мизане" сказал: «Йахья б. Саид считал его слабым. Ас-Саади сказал: "На него нельзя опираться (ليس بحجة), и его хадисы считаются слабыми". Ан-Насаи и некоторые другие назвали его несильным. Ахмад сказал: "Он был неплохим рассказчиком (ليس به بأس), хотя Йахья б. Саид говорил, что он обладал неподобающими качествами (كان لا يستمرئه)"».

Во-вторых, этот хадис прерывается на Аише и не восходит до Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И даже если бы он был достоверным, его все равно нельзя было бы рассматривать в качестве убедительного аргумента, потому что он касается такого вопроса, по которому отдельные сподвижники могли иметь свое мнение. Их мнение может быть правильным, а может быть ошибочным, и поэтому мы не обязаны руководствоваться им при любых обстоятельствах.

В-третьих, рассказчик по прозвищу Абу ан-Нуман – это Мухаммад б. аль-Фадль, также известный как Арим ("сильный", "неукротимый"). Он заслуживал доверия, но в конце своей жизни стал путаться (اختلط). Аль-Хафиз Бурхан ад-Дин аль-Халаби упомянул его в числе тех рассказчиков, которые путались. В своей книге "аль-Мукаддима" (с. 391) он писал: «Их хадисы принимаются от тех, кто обучался у них до того, как они стали путаться. В то же время они не принимаются от тех же, кто обучался у них после этого, и в тех случаях, когда мы не знаем, когда именно от них услышали этот хадис».

В данном случае мы не знаем, когда ад-Дарими услышал этот хадис от Абу ан-Нумана – до того, как тот стал путаться, или после этого. Следовательно, это сообщение не принимается, и на него нельзя опираться.[28]

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в книге "ар-Радд аля аль-Бакри" сказал:

– История о том, что в могиле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, проделали отверстие для того, чтобы пошел дождь, рассказанная от имени Аиши, является неправдивой, и цепочка рассказчиков этого сообщения недостоверная. Лживость этой истории подтверждается и тем, что при жизни Аиши в доме не было никакого отверстия. Напротив, он оставался таким, каким он был во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Одна часть его была покрыта кровлей, а другая – нет, и лучи солнца попадали в него. Об этом сообщается в хадисе, который приводится в обоих "ас-Сахихах". Передают от имени Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал послеполуденный намаз, когда лучи солнца все еще попадали в ее комнату, и тени не было. Эта комната так и осталась при мечети Посланника, мир ему и благословение Аллаха, а потом стала ее частью. Впоследствии вокруг комнаты Аиши, в которой вырыли могилу, построили высокую стену, а в потолке проделали отверстие, чтобы в нее можно было спуститься при необходимости, если там нужно было подмести или прибрать. Что же касается рассказа о том, что отверстие существовало при жизни Аиши, то это – явная ложь. И даже если бы он был достоверным, он все равно бы свидетельствовал лишь о том, что сподвижники не заклинали Аллаха кем-либо из творений, не искали близости к Нему посредством умершего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и не просили Его помочь им ради него. Напротив, из этого рассказа следует, что они якобы проделали отверстие, чтобы через него на Пророка, мир ему и благословение Аллаха, снизошла милость. В нем ничего не говорится о том, что они заклинали Аллаха именем Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Между этими двумя вещами большая разница! Одно творение может помочь другому, помолившись за него, или сделав для него доброе дело. Всевышний Аллах же любит, когда люди пытаются приблизиться к Нему посредством своей веры, праведных поступков, молитв за благословение и благополучие Пророка, мир ему и благословение Аллаха, посредством любви к нему, покорности ему и близости к нему. Аллах желает, чтобы мы именно так пытались приблизиться к Нему. Если же кто-либо хочет приблизиться к Аллаху посредством того, что угодно ему самому, а не посредством веры или праведных деяний, то его усилия окажутся бесполезными. Об этом говорят и здравый смысл, и шариат.

Что касается логических аргументов, то если Аллах любит конкретного человека, ради которого я прошу Его удовлетворить мою просьбу, то этого недостаточно для того, чтобы Он удовлетворил ее. Нужно, чтобы либо я, либо этот человек предприняли для этого какие-то шаги. Например, если он попросит за меня, или если я уверую в него и возлюблю его, то это, непременно, приблизит меня к цели. Но если я просто прошу помочь мне ради него, то это ничем не поможет мне, поскольку для этого нет никакого повода.

Что же касается шариатских доводов, то известно, что все обряды поклонения основываются на следовании примеру Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а не на религиозных новшествах. Никто не имеет права узаконивать в религии то, что не дозволено Аллахом. Никто не имеет права молиться в сторону чьей-либо могилы, говоря, что его могила заслуживает такого почитания больше, чем Кааба. По этому поводу есть достоверный хадис, приведенный в "ас-Сахихе": «Не садитесь на могилы и не молитесь в их сторону». Несмотря на это, некоторые из крайних еретиков молятся в сторону могил своих шейхов, иногда даже поворачиваясь спиной к кибле[29]. Они молятся в направлении могилы какого-либо шейха и называют ее "киблой для избранных". И получается, что Кааба – это кибла для простых людей! Другие еретики считают, что намаз возле могил их шейхов превосходит намаз в мечетях, в том числе – в Заповедной Мечети, в мечети Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и в мечети аль-Акса. Многие считают, что мольба, вознесенная возле могил пророков и праведников, лучше мольбы, обращенной к Аллаху в мечети. А ведь каждому богослову, изучившему ислам, известно, что все это противоречит мусульманскому шариату. И кто не опирается на Коран и Сунну в этом и в других вопросах, тот непременно сам впадает в заблуждение, сбивает с пути других и обрекает себя на погибель. Каждый раб обязан принять шариат Мухаммада – совершенный, светлый, ясный. Каждый должен признать, что этот шариат ниспослан для того, чтобы мы обрели благо в его самой совершенной форме и могли избавиться от зла полностью или частично. И если какой-либо из обрядов поклонения или какую-либо форму крайнего воздержания люди считают хорошим и полезным поступком, тогда как в шариате ничего не сказано по этому поводу, то мы должны знать, что вреда от этого больше, чем пользы. Ведь, поистине, Мудрый Законотворец не оставил без внимания что-либо из того, что приносит пользу. … Это относится и к молитвам, которые читают ради поклонения Аллаху. Поэтому людям следует читать молитвы, узаконенные шариатом, потому что в них нет недостатков. Все остальные обряды поклонения тоже нужно отправлять так, как это указано в шариате. Это и есть прямой путь. Пусть же Аллах Всевышний ведет им нас и наших верующих братьев.[30]

 

Примечание

Следует знать, что сборник имама ад-Дарими составлен по такому же принципу, что и четыре сборника "ас-Сунан".[31] Поэтому его правильно называть "Сунан ад-Дарими", как это сделал уважаемый шейх Дахман, издавший этот сборник.

Тем не менее, его издавна называют "Муснад ад-Дарими", и это – ошибка, которая не находит никакого подтверждения в словах богословов. Некоторые даже называют его "ас-Сахих", и это – самое неправильное мнение, потому что в него включено много восходящих хадисов со слабыми цепочками рассказчиков. Более того, в нем есть отосланные[32] и неизлечимые[33] хадисы, а также прерванные[34] сообщения, многие из которых переданы через слабые цепочки рассказчиков. К таким сообщениям относится и этот рассказ. Разве ж такой сборник является достоверным?!

Похожую ошибку допускают и некоторых профессора, называющие сборниками достоверных хадисов четыре "ас-Сунана"[35]. Их слова противоречат не только подлинному названию сборников, но и действительности, потому что в них есть много слабых хадисов. Они также противоречат той оценке, которую авторы дали собранным хадисам, ведь иногда они сами указывали на слабость тех или иных преданий. В особенности это относится к имаму ат-Тирмизи, который искусно отмечал слабые хадисы в своем сборнике. Все это хорошо известно тем, кто знаком с этими трудами. Что же касается "ас-Сунана" Ибн Маджи, то в нем встречаются не только слабые, но и выдуманные хадисы. И поэтому назвать эти сборникам "ас-Сахихами" может только невежда или человек, преследующий какие-либо цели.

________________________________

[1] Полное название этой книги шейха аль-Албани "Слабые и выдуманные хадисы и их дурное влияние на общину". – К.Э.

[2] Ибн Касир, "Ихтисар Улум аль-Хадис" с комментариями Ахмада Шакира (с. 59).

[3] Из всего сказанного должно быть ясно, что ссылаться на мнение хафиза Ибн Хаджара по поводу этого хадиса после того, как мы разъяснили, какого рода фальсификациями занимался Атийя, станет только тот, кто потакает своим желаниям. Один из наших оппонентов, в частности, сослался на слова Ибн Хаджара, пытаясь опровергнуть мои замечания по поводу фальсификаций Атийи. Полагаю, что он поступил предвзято, потому что из моих разъяснений ему должно быть ясно, как фальсифицировал хадисы Атийя. И хотя его возражения опровергают его собственные слова, он сделал вид, что не заметил этого, и никак не ответил на мое замечание. Напротив, он предположил, что фальсификации Атийи относились к первому виду, поскольку такие фальсификации не вредят хадису, если в других его версиях рассказчик ясно указывает на того, кто ему рассказал это. Надеюсь, читатели простят меня, если я скажу, что таких богословов можно причислить к фальсификаторам, подобным этому Атийе!!

[4] Аль-Мунзири в "ат-Такрибе" (2/265) сказал: «Этот хадис передал Ибн Маджа с сомнительной цепочкой рассказчиков». В другом месте (1/130-131) он назвал этот же хадис слабым, начав его словами "передают" (روي). В предисловии к своей книге он отметил, что такая формулировка означает, что хадис нельзя считаться хорошим.

[5] В книге "Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа", проанализировав хадис Билала и предыдущий хадис, я пришел к следующему заключению: «Одним словом, этот хадис дошел до нас через две слабые цепочки, одна из которых хуже другой». Некоторые авторы не придали значения этой фразе и возвели на меня навет. Один из них сказал: «Совершенно ясно, что цепочки рассказчиков этих двух хадисов разные от начала до конца. Как же после этого можно называть их одним хадисом и оценивать их одинаково?! Поистине, одно только это уже свидетельствует о степени ошибки того, кто так считает». Пусть же читатель сам рассудит, справедливо ли такое утверждение. И надеюсь, читатель простит меня, если я приведу здесь слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «В ранних пророчествах говорилось: если тебе не стыдно, то поступай, как пожелаешь!»

[6] Имеется в виду автор книги Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани, да смилостивится над ним Аллах. – К.Э.

[7] Богословы разошлись во мнениях по поводу правильного понимания этого хадиса, потому что предлог (ب) может означать "ради", а может означать "посредством". – К.Э.

[8] Имеется в виду, что в одном случае он рассказывал хадис непосредственно от имени Умейи б. Халида, а в другом – от аль-Мухаллаба б. Абу Суфры, от Умейи б. Халида. В терминологии науки о хадисах это называется "путаницей" (الاختلاط).

[9] Арабский глагол (استفتح) используется в значениях "начинать", "делать почин", "просить помощь", "просить открыть", "просить вынести приговор". Ниспослан же был этот аят по поводу слов, которыми Абу Джахль начал битву при Бадре. Передают, что Абдуллах б. Саалаба рассказывал: «Битву при Бадре начал Абу Джахль, сказав: «О Боже, он заставил нас порвать родственные связи и принес нам то, чего мы не знаем. Погуби же его этим утром!» И тогда Аллах ниспослал аят: «Если вы (неверующие) просили вынести приговор, то приговор уже явился к вам» (8:19). Этот хадис передали Ибн Джарир, аль-Хаким и другие, причем аль-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби. – К.Э.

[10] Эти слова из предисловия к книге "аль-Каида аль-Джалила" принадлежат выдающемуся богослову, шейху Мухибб ад-Дину аль-Хатыбу.

[11] Высказывания аль-Хакима и Ибн Хиббана по этому поводу также передали хафиз Ибн Абд аль-Хади в книге "ас-Сарим аль-Манки" (с. 29) и хафиз Ибн Хаджар в "ат-Тахзибе".

[12] Эта оценка шейх-уль-ислама Ибн Теймийи является критикой в адрес рассказчика. Она похожа на оценку, данную хафизом Ибн Хаджаром рассказчику по имени Атийя аль-Ауфи, о котором мы говорили ранее.

[13] Ибн Теймийя, "аль-Каида аль-Джалила", с. 89.

[14] Этот хадис передали Муслим (1/7) и Ибн Хиббан в "ас-Сахихе" (1/27) со слов Самуры б. Джундуба. Его же передал Муслим со слов аль-Мугиры б. Шубы. Он же назвал его известным.

[15] "ат-Такиб аль-Хасис", с. 21.

[16] Этот хадис передали аш-Шафии, ат-Табарани и др.

[17] Ибн Хаджар, "Фатх аль-Бари", 2/397.

[18] Под справедливостью рассказчика подразумевается то, что он был разумным совершеннолетним мусульманином и не был нечестивцем или непорядочным человеком. – К.Э.

[19] Под точностью рассказчика понимается то, что он абсолютно точно запоминал или записывал хадисы. Точность и справедливость являются двумя качествами, которыми обязаны обладать рассказчики достоверных хадисов. – К.Э.

[20] В оригинале "посланник Аллаха".

[21] Имеются в виду имамы-эпонимы четырех религиозно-правовых школ в исламе – мазхабов. Это – Абу Ханифа ан-Нуман б. Сабит (ум. 150 г.х.), Малик б. Анас (ум. 179 г.х.), Мухаммад б. Идрис аш-Шафии (ум. 204 г.х.), Имам Ахмад б. Ханбал (ум. 241 г.х.). – К.Э.

[22] Эти слова шейх-уль-ислама Ибн Теймийи можно трактовать по-разному. Возможно, он говорил со своими оппонентами, опираясь на их собственные убеждения. Известно, что они разделяли религиозные новшества на пять категорий, в том числе – на обязательные и желательные. Возможно также, что он использовал слово "ересь" (البدعة) в его лексическом значении. В этом случае он имел в виду то, что произошло после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но подтверждается шариатскими доводами. Я говорю это, потому что хорошо известно, что Ибн Теймийя не разделял ересь на хорошую и скверную, а считал всякую ересь заблуждением. Это подтверждается и концовкой этой цитаты.

[23] Барзах – промежуточный мир, в котором творения оказываются после смерти и пребывают вплоть до наступления Судного Дня. В барзахе праведники наслаждаются милостью Аллаха, а грешники и неверующие получают мучительное наказание. – К.Э.

[24] Среди них можно выделить труды шейх-уль-ислама Ибн Теймийи "аль-Каида аль-Джалила фи ат-Тавассул ва аль-Васила" и "ар-Радд аля аль-Бакри". Наиболее полным сочинение на эту тему является "Маджмуат ат-Таухид ан-Надждийя".

[25] См. Ибн Нуджейм аль-Мисри, "аль-Бахр ар-Раик" (5/134).

[26] Сюда же можно отнести выражение "Аллаху и Его посланнику лучше знать", которое часто повторяют многие люди. Сподвижники использовали это выражение, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был жив. В наше время говорить так нельзя, и нужно ограничиваться словами "Аллаху ведомо лучше".

[27] Аль-Азимабади, "ат-Талик аль-Мугни", с. 520-521.

[28] Этот скрытый недостаток хадиса остался незамеченным шейхом аль-Гимари в его книге "Мисбах аз-Зуджаджа" (с. 43). Не обратили внимание на это и другие авторы, лишенные Божьей поддержки, которые хотели представить этот хадис достоверным.

[29] Кибла – направление в сторону Каабы, куда поворачиваются лицом все мусульмане во время намазов и некоторых других религиозных обрядов. – К.Э.

[30] Ибн Теймийя, "ар-Радд аля аль-Бакри", с. 68-74.

[31] Имеется в виду, что хадисы в нем расставлены по тематическим разделам и главам. Такие сборники получили название "сунан". В отличие от них, те сборники, в которых хадисы расставлены по именам рассказчиков, называются "муснад". Сборники, в которые авторы включали только те хадисы, которые они считали достоверными, получили название "сахих". – К.Э.

[32] Отосланным (المرسل) называется хадис, в цепочке рассказчиков которого отсутствует имя сподвижника, от которого его последователь услышал его. Отосланные хадисы, в принципе, являются слабыми и не принимаются, потому что они не удовлетворяют такому обязательному условию, как непрерывность цепочки рассказчиков. – К.Э.

[33] Неизлечимым (المعضل) называется хадис, в цепочке которого отсутствуют имена двух или более рассказчиков подряд. Богословы считают такие хадисы слабыми. – К.Э.

[34] Прерванным (الموقوف) называется хадис, повествующий о том, что сказал, совершил или одобрил кто-либо из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В некоторых случаях прерванные сообщения имеют силу хадисов, восходящих до Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В качестве примера можно привести высказывания сподвижников о том, что не является предметом для самостоятельного суждения или лексическим комментарием. – К.Э.

[35] Имеются в виду сборники выдающихся мусульманских ученых Мухаммада б. Йазида Ибн Маджи (ум. 273 г.х.), Абу Давуда ас-Сиджистани (ум. 275 г.х.), Мухаммада б. Исы ат-Тирмизи (ум. 279 г.х.) и Ахмада б. Али ан-Насаи (ум. 303 г.х.).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.