Также «его (да благословит его Аллах и приветствует) сидение между двумя земными поклонами было приблизительно равно по продолжительности времени совершения земного поклона»[524], а иногда «он сидел между земными поклонами (так долго, что) некоторые думали, что он позабыл (о втором поклоне)»[525].
Слова мольбы, обращаемой к Аллаху между двумя земными поклонами
Во время сидения между двумя земными поклонами он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«О Аллах, [в другой версии: Господь мой] прости меня и помилуй меня, [ и дай мне силы], [и возвысь меня] и наставь меня на прямой путь, [и даруй мне прощение] и даруй мне средства к существованию!»[526]
Или иногда он говорил:
2. Рабби-гфир ли, гфир ли
«Господь мой, прости меня, прости меня!»[527].
Он также произносил обе эти мольбы во время совершения дополнительной ночной молитвы[528].
Совершение второго земного поклона
Затем «он произносил такбир и совершал второй земной поклон»[529]. Он приказал так же поступать «человеку, который плохо помолился», сказав ему это вслед за своим велением соблюдать спокойствие между двумя земными поклонами: «...затем произнеси «Аллах Велик! (Аллаху акбар)» и соверши земной поклон, пока все твои суставы не расслабятся [и поступай так же во время каждой своей молитвы]»[530]. Он совершал этот земной поклон точно так же, как и первый. Так же иногда «он поднимал руки при произнесении этого такбира»[531].
Затем «он поднимал голову, произнося такбир»[532] и приказал так же поступать «человеку, который плохо помолился», сказав ему это вслед за своим велением совершать второй земной поклон: «...затем подними свою голову и произнеси такбир»[533]. Он также сказал ему: «[...затем поступай так же во время совершения каждого поясного и земного поклона], ибо если ты будешь так делать, то твоя молитва будет (действительно) полной, а если упустишь что-либо из этого, то твоя молитва будет (до конца) не завершена»[534].
Также иногда «он поднимал руки при произнесении этого такбира»[535].
Сидение для отдыха (джальсат аль-истираха)
Затем «он выпрямлялся сидя [на левой ноге, прямо, пока каждая кость не возвращалась на своё место]»[536].
О вставании для совершения следующего рак‘ата, опираясь на руки
Затем «он поднимался для совершения второго рак‘ата, опираясь (руками) о землю»[537]. Также «во время молитвы он сжимал пальцы в кулак[538], опираясь на руки при вставании»[539].
Второй рак‘ат
«Когда он вставал для совершения второго рак‘ата, то начинал (его) со слов:
«Альхамду лиЛляхи раббиль ‘алямин (Хвала Аллаху, Господу миров!)» (сура «аль-Фатиха», аят 1), не делая (при этом) паузы»[540].
Он совершал этот рак‘ат точно так же, как и первый, за исключением того, что этот рак‘ат был короче первого, о чём уже упоминалось ранее.
Об обязательности прочтения суры «аль-Фатиха» в каждом рак‘ате
Он велел «человеку, который плохо помолился» читать суру «аль-Фатиха» во время каждого рак‘ата, сказав ему это вслед за своим велением читать её в первом рак‘ате[541]: «...и поступай так в течение всей твоей молитвы!»[542]. В другой версии этого хадиса передаётся: «...в каждом рак‘ате»[543]. Он также говорил: «В каждом рак‘ате — чтение («аль-Фатихи»)»[544].
Первый ташаххуд
Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) усаживался для произнесения ташаххуда после совершения второго рак‘ата. Если молитва состояла из двух рак‘атов, как, например, утренняя молитва (фаджр), то «он садился, принимая положение «ифтираш»[545], как и между двумя земными поклонами. Точно так же «он сидел во время совершения первого ташаххуда»[546] в молитвах, состоявших из трех или четырех рак‘атов.
Он велел «человеку, который плохо помолился» поступать так же, сказав ему: «Когда ты усаживаешься в середине молитвы, то успокойся, распластай своё левое бедро и произнеси ташаххуд»[547].
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мой любимейший друг (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мне сидеть на корточках («ик‘а’»), подобно собаке»[548]. В другом хадисе сообщается: «Он запрещал садиться на корточки, подобно шайтану»[549].
«Когда он усаживался для произнесения ташаххуда, то возлагал свою правую ладонь на правое бедро [в другой версии: «...на правое колено»], а левую ладонь — на левое бедро [в другой версии: «...на левое колено, держа её (т.е. ладонь) на нём распростёртой»]»[550], и «он возлагал конец своего правого локтя на правое бедро»[551].
Также «он запретил человеку, который сидел во время молитвы опершись на левую руку, так поступать, сказав: «Поистине, это моление иудеев!»[552]; в другой версии этого хадиса сообщается: «Не садись так, ибо подобным образом усаживаются те, которые подвергаются наказанию!»[553]. В другом хадисе передаётся: «В таком положении сидят те, которые навлекли на себя гнев (Аллаха)»[554].