Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как работать над темой доклада, выступления



1. Подумай сначала над смыслом работы, восстанови то, что ты знаешь по теме, дай ответ, чего недостает (если можешь, составь план работы согласно замыслу).

2. Подбери литературу с помощью каталога, библиотекаря, преподавателя.

3. Выдели среди них основную.

4. Приступай к общему (беглому) знакомству со всей литературой.

5. Уточни после этого план.

6. Отбери материал к каждому пункту плана (работай сразу с несколькими источниками). Выпиши главное.

7. Составь черновик, выдержи логику плана, используя отобранный материал.

8. Сократи работу.

Учись запоминать!

Приступая к работе над информацией, которая должна надолго отложиться в памяти, прикажи себе запомнить. В этом случае усложняется процесс умственной деятельности при чтении.

1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.

2. Текст читай более внимательно.

3. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.

4. Особое внимание уделяй структуре материала.

5. Уясни не только порядок изложения, но и определи, чем вызвана та или иная последовательность.

6. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.

7. Мысленно повтори заглавия уже выделенных частей текста.

8. Произнеси несколько раз новые формулировки, слова, даты.

9.Особо важные места в тексте перечитай.

10. Воспроизведи весь материал по плану.

 

Как составить простой план

План – это перечень основных вопросов, рассматриваемых в изучаемом тексте, излагаемых в форме заголовков. План помогает правильно расположить, систематизировать материал, выделить главное.

1. Внимательно прочитай текст (представь мысленно весь материал).

2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавь части (подбери заголовки, замени глаголы именами существительными).

4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

5. Прочитай текст во второй раз и проверь, все ли главные мысли отражены в плане.

6. Теперь остается проверить, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

 

Как составить сложный план при работе с текстом

1. Для составления плана внимательно прочитайте изучаемый материал про себя, продумайте прочитанное.

2. Разделите его на смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

4. Теперь разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

5. Проверьте, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт и подпункт плана с предыдущим, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

6. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

 

Как составить тезисы

Тезис положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Тезис сжато и последовательно изложенные основные положения печатных источников или устного изложения (подробно не раскрываются).

Этапы работы:

1. Познакомьтесь с содержанием материала, обратите внимание на шрифтовые выделения, это подсказка поможет вам в работе.

2. Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием).

3. Определите главную мысль каждой части.

4. Осмыслите суть выделенного, сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте.

5. Тезисы пронумеруйте – это позволит сохранить логику авторских суждений.

6. Отделите пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними.

Конспектирование

Конспект– это краткое изложение или краткая запись основного содержания текста с выде­лением наиболее значимых и интересных положений. Конспект помогает лучше запомнить основное содержание изучаемого труда.

Конспект- более или менее развернутое, последовательное изложение книги, статьи, лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но исвязки междуузлами темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.

Конспект синтезированная форма записи, так как она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.

Конспектирование процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации.

1. В начале конспекта точно укажите фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

2. Перед конспектированием тщательно изучите конспектируемое произведение, попутно отметьте непонятные места, новые слова, имена, даты.

3. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

4. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

5. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.

6. Изложение текста дается сжато. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

7. В конспекте можно использовать цитаты.

8. При оформлении конспекта используйте подчеркивание, условные знаки, пометки на полях. Восклицательным знаком отметьте основные мысли. Вопросительным знаком – непонятные или вызывающие сомнения положения. Они помогут вам в работе.

Результат конспектирования - запись, позволяющая конспекти-рующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.

Как составить план-конспект

План-конспект– это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите горизонтальный лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).

2. Внимательно прочитайте формулировку темы плана-конспекта.

3. Прочтите весь текст целиком.

4. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них - основную мысль.

5. Сформулируйте кратко главную мысль каждой части в виде заголовка. На основе этого составьте план (слева).

6. К каждой части плана составьте конспект (справа): положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, факты, цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текстисточника, процитируйте его, заключая в кавычки.

7. Сформулируйте и запишите выводы.

8. Проверьте выполненную работу: отражает ли план-конспект содержание темы, помогает ли он усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины данного события или явления, сделать вывод. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.

Не выходите в плане-конспекте за рамки темы, но и не сужайте их!

Правила конспектирования лекции

1. Запишите план лекции. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.

2. В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами, своими словами. Не старайтесь записывать каждое слово лектора, т.к. при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждений.

3. Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.

4. Не пишите на черновиках - это пустая трата времени, оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.

5. В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.

6. Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.

Требования к записям

Выпискиэто необходимый материал, выписанный в тетрадь или на отдельные листы бумаги. При этом необходима ссылка на данные титульной страницы книги с указанием номера страницы, откуда сделана выписка.

1. Запись должна способствовать воспроизведению в памяти основного содержания прочитанного материала.

2. Запись должна быть краткой.

3. Запись должна быть легко обозреваемой.

4. Не забудь указать источник!

Одним словом, записи нужно вести так, чтобы их можно было легко и продуктивно использовать, иначе в них мало смысла.

Работа с цитатой

Цитаты дословные, точно воспроизводящие текст выписки. Обязательно следует соблюдать правила записи прямой речи, а также точно указывать, откуда взята цитата.

Цитата(лат.) – приводить в движение, вызывать.

- Точная, буквальная, дословная выдержка, выписка из какого-либо текста с указанием источника.

- Чужие слова, приводимые в устной или письменной речи.

- Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.

1. Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.

2. Нельзя злоупотреблять цитатами.

3. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.

4. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.

5. Каждая цитата заключается в кавычки.

6. После цитаты указывается источник, т.е. фамилия автора, на­звание книги, место и год издания, номер тома и страницы.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.