2. Прежде чем браться за работу, продумай ее так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок ее выполнения.
3. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не суетиться и не искать нужное среди ненужного.
4. За работу никогда не берись круто, сразу, а входи в нее исподволь. Помни, что наиболее высокая производительность труда наступает через 20-30 минут после начала работы. Более сложную работу целесообразно выполнять именно в это время. Более простую и интересную – в конце. Но если трудно врабатываешься, начни с более интересной.
5. Работать нужно как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива: работа сгоряча, приступами портит и человека, и работу.
6. Сидеть нужно так, чтобы удобно было работать.
7. Во время работы надо обязательно отдыхать. Первый час можно работать без перерыва, затем отдыхать через 40-45 минут напряженной работы.
8. Во время работы не надо кушать, пить чай.
9. Если работа не продвигается - не горячись, лучше сделай перерыв, подумай и снова спокойно вернись к ней.
10. В случае неудачи - не расстраивайся, а начни работу заново так, как будто в первый раз.
11. По окончании работы прибери рабочее место.
Учись быть читателем!
Основа самообразования – чтение.
1. Читая, не спеши! Чем сложнее материал, тем медленнее читай, но без искусственного замедления.
2. Чтобы хорошо усваивать прочитанное, надо понимать отдельные слова и термины. Работай со словарем.
3. Улавливай основную мысль абзаца или отрывка, статьи. Следи за внешними признаками текста: жирным шрифтом, красной строкой, обобщающими словами («итак», «таким образом», «следовательно» и др.).
4. Не прерывай чтение на середине предложения, абзаца, параграфа: оборванные, незаконченные мысли не усваиваются. При затруднении часто полезно дочитать параграф до конца и затем вернуться к непонятому – в свете целого многое становится ясным.
5. Анализируя текст, помни, что могут быть два метода изложения: индуктивный (от фактов к выводам, от частного к общему) и дедуктивный (от положения к доказательству, от общего к частному, от вывода к фактам).
Как читать книгу
1. Чрезвычайно важно правильно выбрать книгу. Выбирай самые нужные книги, а из них ту, которая по силам, с которой надо работать.
2. Лучше читать немного, но основательно.
3. Старайся читать бегло, но внимательно.
4. Читая, останавливайся и отдавай себе отчет о прочитанном. Подумай над основными идеями, описанными событиями, фактами.
5. Если есть непонятные слова - выясни их значение. Не оставляй вопросы неразрешенными: спроси кого-либо или найти ответ в другой книге.
6. По окончании чтения каждой главы, пока прочитанное еще свежо в памяти, сделай записи о том, что показалось особенно важным, об основных достоинствах книги и недостатках (интересные мысли, даты, имена, цифры).
7. Изучение серьезной статьи, исследования и т. д. предполагает составление плана, тезисов, конспектов, отдельных выписок.
Как работать с книгой
Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы.
Старайся читать бегло, но внимательно.
Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.
Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитанной книге, об ее основных достоинствах и недостатках.
Как работать с параграфом учебника
1. Прочитай весь параграф (внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации), составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях.
2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи, цели.
3. Составь развернутый план - он облегчит подготовку домашнего задания.
4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах, и включи в план.
6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии, возьми в библиотеке книгу.
8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него.
9. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.
В параграфе учебника есть мысли главные и второстепенные. Запоминать нужно только главные. Их необходимо выделять в каждом тексте. Быстро овладеть этим умением вам поможет это правило-ориентир.