Введение…………………………………………………………………………………….
1. Учебный алгоритм как средство обучения……………………………………………….
2. - Как правильно организовать учебный труд…..……………………………………...
- Учись быть читателем!...................................................................................................
- Как читать книгу……………………………………………………………………….
- Как работать с книгой…………………………………………………………………
- Как работать с параграфом учебника………………………………………………...
- Как работать над темой доклада, выступления……………………………………...
- Учись запоминать!.........................................................................................................
- Как составить простой план…………………………………………………………..
- Как составить сложный план при работе с текстом…………………………………
- Как составить тезисы…………………………………………………..........................
- Конспектирование……………………………………………………..........................
- Как составить план-конспект…………………………………………........................
- Правила конспектирования лекции…………………………………..........................
- Требования к записям………………………………………………………………….
- Работа с цитатой……………………………………………………………………….
- Как работать с журналом……………………………………………………………...
- Как работать с газетой………………………………………………………………...
- Как комментировать газетные сообщения…………………………………………..
- Как написать отзыв об историко-художественной книге…………………………..
- Организация самоконтроля…………………………………………………………...
- Как рецензировать ответ………………………………………………………………
- Как рецензировать доклад (сообщение)……………………………………………...
- Как составить синхронистическую таблицу………………………………………...
Приемы логического мышления………………………………………………………….
- Как выделить в тексте главное……………………………………………………….
- Последовательность действий при выделении главного…………………………...
- Как сравнивать…………………………………………………………………………
- Действия при доказательстве…………………………………………………………
- Решение познавательных задач………………………………………………………
Алгоритм как предмет усвоения знаний по истории…………………............................
- Требования к рассказу…………………………………………………………………
- Схема изучения исторических явлений………………………………………………
- Оценка исторического события, явления…………………………………………….
- Анализ явления общественной жизни……………………………………………….
- Изучение государственного устройства..…………………………………………….
- Алгоритм характеристики политического строя государства………………………
- Изучение отношений между классами………………………………………………..
- Изучение предпосылок революции…………………………………………………...
- Характеристика революционных (общественных) выступлений…………………..
- Характеристика войн…………………………………………………………………..
- Алгоритм анализа картины……………………………………………………………
- Алгоритм характеристики и оценки исторического деятеля………………………..
- Алгоритмы работы с историческими документами…………………………………
3. Алгоритм как предмет усвоения знаний по обществознанию………………………….
4. - Характеристика общественного строя………………………………………………..
5. - Характеристика цивилизации…………………………………………………………
6. - Алгоритм анализа политических текстов…………………………………………….
7. - Алгоритм анализа политических карикатур………………………………………….
8. - Алгоритм анализа политических событий и явлений……………………………….
9. - Алгоритм комментирования политического высказывания………………………..
Список литературы………………………………………………………………………...
С введением новой концентрической структуры в систему образования перед учителями историй и обществознания особо остро встал вопрос о работе на втором концентре.
С одной стороны, отход от моноучебников и моноидеалогии создал рынок вариативных учебно-методических комплексов. Но до сих пор на втором концентре нет учебника, отвечающего современным требованиям. Поэтому и учителя, и ученики поставлены перед проблемой отбора содержания материала.
С другой стороны, в настоящее время издается большое количество учебных пособий, научных и научно-популярных книг по истории, стремительно растет и число исторических сайтов в Интернете. Учащийся, заинтересовавшийся какой-либо темой, не испытывает дефицита в источниках исторической информации. Иное дело – овладение способами работы с этой информацией.
Таким образом, перед учителями, работающими в 10-11 классах, стоит задача не только помочь старшеклассникам глубоко изучить программный материал, сформировать собственную позицию, которую они могли бы убедительно аргументировать, но и научить работе с информацией.
С 1 сентября 2005 года Министерство образования РФ планирует переход средней школы (II концентр) в режим профильного обучения. Следовательно, проблемы, о которых говорилось ранее, станут еще более значимыми, актуальными и потребуют от учителя творческого подхода к их решению. Думается, что алгоритмизированные «памятки» в какой-то степени помогут решить эти проблемы учителям, работающим со старшеклассниками.
Многие учителя истории и обществознания уже давно используют в своей работе различные памятки для учащихся. По их мнению, памятки являются важнейшим моментом в организации учебной работы. Они позволяют управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Алгоритмы – это инструктивные предписания (правила, инструкции, памятки), определяющие четкую последовательность элементарных для данного субъекта операций по решению учебной задачи и синтезу. Следовательно, в первую очередь они способствуют формированию культуры умственного труда: развивают последовательность, обоснованность суждений, т.е. систематически и целенаправленно формируют, развивают и совершенствуют у школьников общеучебные интеллектуальные умения, определяющие результативность учебной деятельности.
Алгоритмы - это система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи; это своеобразная схема усвоения знаний. Подобные логические схемы устных и письменных ответов, рецензий и т. п. помогают школьникам усваивать исторический материал.
Таким образом, алгоритмы являются в определенной степени эффективным дидактическим средством формирования учебной деятельности учащихся и усвоения знаний.
Автор работы «Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории» Л.В.Попова предлагает следующие этапы работы с алгоритмом:
1. Знакомство с алгоритмом, раскрывающим цель, содержание и порядок учебно-познавательных действий, их усвоение.
2. Процесс обучения способам переноса усвоенного алгоритма, систематическое его применение в иных условиях. Непроизвольное запоминание достигается благодаря многократному использованию определенных алгоритмов в учебном процессе.
3. Самостоятельный перенос усвоенных действий на новые объекты.
Итак, учебные алгоритмы разъясняются учащимся по мере необходимости их применения в процессе изучения программного материала. Многократное обращение к ним способствует тому, что у школьников постепенно вырабатывается устойчивый навык изучения материала на основе усвоенной схемы.
В данном методическом пособии представлены учебные алгоритмы двух видов: алгоритм как средство обучения и алгоритм как предмет усвоения знаний.
Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для учащихся немалую практическую ценность. Это касается особенно тех учеников, которые продолжают свое обучение в вузах. Их адаптация к новым условиям проходит в более благоприятных условиях.
Конечно, нельзя организовать изучение истории только на основе памяток — это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные школьнику предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд учителя и учащихся, положительно повлиять на его результаты.
Вашему вниманию предлагается подборка алгоритмов, извлеченных из различных источников. Некоторые из них несколько видоизменены, скорректированы с учетом результатов практической работы.