Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Частота звуковых колебаний

Звуки распространяются быстро - примерно с такой же скоростью идет продвижение сайтов у некоторых фирм. Распространяющиеся "сгустки" плотности воздуха могут чередоваться друг с другом с различной частотой. Соответственно, и слышимый при этом звук будет иметь различную высоту. Воздушные волны, где зоны повышенной и пониженной плотности располагаются далеко друг от друга (то есть имеют малую частоту колебаний), будут восприниматься как низкие, басовые звуки. И наоборот, если зоны повышенной и пониженной плотности воздуха чередуются друг с другом с высокой частотой, то слышимый звук будет высоким по тембру (рис. 1.3 а.б).

Частоту колебаний в секунду обычно принято обозначать в таких единицах, как герц, или сокращенно - Гц. К примеру, если частота воздушной волны составляет 200 Гц, то это означает, что колебания плотности воздуха происходят 200 раз в секунду. Но в герцах обозначают не только частот)' колебаний воздушной волны, но и частоту любых других по природе колебаний. Так, бытовая электрическая сеть в наших квартирах имеет частоту 50 Гц. Это означает, что поток электронов 50 раз в секунду меняет свое направление на противоположное.

Если частота колебаний очень высокая, то к обозначению "герц" добавляют приставку кило (к), говорящую о том, что числовое значение надо умножить на 1000. Частота 5 кГц означает то, что колебания совершаются 5000 раз в секунду.

Человеческое ухо способно уловить звуки далеко не всех частот. Считается, что звуки частотой ниже 20 Гц и выше 20 кГц мы не слышим (рис. 1.4). Реально диапазон нашего звукового восприятия даже более узкий, гак как с возрастом человек начинает хуже слышать высокие частоты. Но так или иначе, звуковым диапазоном считается именно диапазон 20 Гц - 20 кГц. Если заглянуть в паспортные характеристики на любую современную бытовую аудиоаппаратуру достаточно высокого класса, то мы увидим там именно эти или близкие к этим цифры, говорящие о том, что устройство способно воспроизвести полный звуковой диапазон.

Звуки, лежащие выше 20 кГц, называются ультразвуком. Человеческое ухо их не слышит и не ощущает. Между тем, ультразвук широко используется в современной промышленности и технике. Медицину, химию, строительство, лабораторные исследования и многие другие отрасли народного хозяйства сегодня попросту невозможно представить без использования ультразвука. В природе некоторые животные (например, летучие мыши) используют ультразвуковое излучение для определения расстояния до объекта и ориентирования в пространстве.

Звуки, частота которых лежит ниже 20 Гц, называются инфразвуком, и отдельные музыкальные инструменты, например орган, могут их воспроизводить. Такие низкие частоты хотя и не воспринимаются ухом, но, тем не менее, чувствуются всем организмом и зачастую создают ощущение тревоги и опасности. Однажды американский физик Роберт Вуд, который, как известно, всю свою жизнь оставался большим ребенком и великим шугником, дружески посоветовал театральному постановщику Джильберту Миллеру использовать инфранизкие частоты для создания атмосферы таинственности на спектакле.

"...Это было выполнено с помощью органной "сверхтрубы", длиннее и толще тех, которые применяются в церковных органах... Последовал эффект вроде того, который предшествует землетрясению. Стекло в канделябрах старинного "Lyric" зазвенело, и все окна задребезжали. Все здание начало дрожать, и волна ужаса распространилась на Шефтсбери Авеню. Миллер распорядился, чтобы "такую-сякую" органную трубу немедленно выкинули..."

Тесно связано с частотой (высотой) звука и такое фундаментальное музыкальное понятие, как "строй". При прослушивании человеком волн всего звукового диапазона он обнаруживает феноменальное чувство схожести звуков, частоты которых отличаются друг от друга ровно в два раза. В соответствии с этим была разработана современная система звуковысотных соотношений, в которой каждый звук имел фиксированную высоту. Такая система (известная как равномерно-темперированный строй) появилась в XVII веке и состоит из нескольких октав, каждая из которых разбита внутри себя на 12 равных частей - полутонов, отличающихся друг от друга в 1,0595 раза.

Таким образом, любая нота (к примеру, до) отличается по частоте от одноименной ноты следующей октавы в два раза и воспринимается с ней на слух очень похоже (как говорят, звучит в унисон).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.