Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Значение цвета в мандале. Цвет как стимул имеет несколько уровней, способных вызывать у человека специфические

Цвет как стимул имеет несколько уровней, способных вызывать у человека специфические, дифференцированные реакции. Первый уровень – это объективная сторона (психофизика и психофизиология) цветового воздействия. Второй – семиотический (синтактика и прагматика), т.е. цвет как система цветовых символов (знаков) – специфический язык, свойственный данной культуре. Третий – индивидуально-семантический, своеобразная «цветовая речь», которую можно обнаружить на уровне отдельного индивида.

Каждый цвет имеет как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в котором он используется.

 

ЧЕРНЫЙ. Традиционно ассоциируется с отрицанием жизни - с разрушением. С другой стороны – это психологическая смерть, предшествующая новой жизни. Черный – это темнота чрева и земли, в которую брошено зерно. Любая жизнь зарождается во тьме. Черный цвет нередко используется пациентами с психическими расстройствами и крайне редко здоровыми субъектами. Возможно, такое мнение связано с культурным табу, в частности с избеганием темы смерти и поощрением оптимизма. Но во многих культурах черный цвет не ассоциируется с депрессией и патологией. И эта более здоровая позиция связана с восприятием жизни и смерти как составных частей одного и того же.

В последнее время, к сожалению, черный – это и цвет одежды террористов- смертников. Для правильной интерпретации этого цвета в работах клиента лучше руководствоваться эмоциональными характеристиками субъекта, нежели известными значениями.

Общепринятое отрицательное отношение к черному цвету обусловлено тем, что он ассоциируется с тьмой, которая у многих вызывает страх. Во многих культурах существуют ритуалы, посредством которых люди пытались помочь солнцу взойти; утро было временем всеобщего ликования. Провинциальные люди верят, что ночь имеет тысячу глаз, наполнена жизнью. Она, как и бессознательное, внушает людям страх. Отсутствие света означает утрату веры, а потому обилие черного цвета в изобразительной продукции может являться признаком депрессии.

Черный – это конец, но конец – это и начало чему-то новому. Черный – это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Он поглощает все, ничего не отдавая взамен. Пристрастие к черному в графической деятельности может указывать на рационализм, четкость, краткость, лаконичность, стремление усилить контрастность.

Истоки символики черного необходимо искать в психобиологическом опыте первобытных людей. Черный – это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, и он не может хорошо ориентироваться в окружающем, становиться беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный – отсутствие сознания, сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада. «Черная река – река смерти и забвения - отмечала Е.П. Блаватская, - что у первобытных людей черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый источник, из которого исходит первоначальная (черная, оккультная или бессознательная) мудрость». Поэтому к графическим мандалам, выполненным клиентом в черно-белом варианте, следует относиться внимательно. Возможно, с вами хотят поделиться как раз таким подобным опытом психической реальности.

Умственно отсталые дети часто используют этот цвет (и другие очень темные цвета), так как он является для них наиболее ярким и потому наиболее авторитетным. Отсутствие других цветов в рисунке может свидетельствовать о том, что с остальными цветами их просто не научили работать, т.е. применять в рисунках, и поэтому у детей не возникает потребности с ними работать.

 

 

СЕРЫЙ.Получается при смешении белого и черного цветов, и потому является олицетворением всего промежуточного, серединного, среднего. Серый – это нейтралитет, это не субъект и не объект, он не внешний и не внутренний, не напряжение и не расслабление. Серый – это вообще не территория, на которой можно жить, это только граница. Серый цвет стремится к стабильности и гармонии. Он способен управлять эмоциями и процессами, вышедшими из-под контроля. Людям, предпочитающим серый цвет, свойственно здравомыслие, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы.

В негативном аспекте серый может быть связан с печалью, депрессией, болезнями, аскетизмом и склонностью к критике.

Этот цвет часто присутствует в мандалах употреблявших героин наркоманов, которые получают метадон, и иногда может указывать на наличие чувства вины. Серый цвет также может свидетельствовать об апатии и ощущении усталости от жизни. Обилие серого цвета в рисунке также может указывать на утрату способности испытывать радость и получать удовлетворение от еды и половой близости. Он также может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни.

Если среди серых тонов отдается предпочтение светло-серому, то можно предположить, что человек готов к полному и адекватному реагированию на раздражитель. Психологически это вегетативное состояние можно охарактеризовать как готовность к возбуждению или готовность к переживаниям и контактам.

Темно-серому свойственна повышенная чувствительность. Те, кому присущ этот цвет, испытывают потребность в регрессивном физическом и душевном удовлетворении. Тот же, кто отклоняет темно-серый, страдает от своей чувствительности. Так как ожидаемая гармония нарушена, то он отклоняет так же сердечные и чувственные связи.

Серый, а также два других ахроматических цвета – белый и черный – повышают интенсивность каждого находящегося рядом цвета. Так, например, действие красного рядом с черным, белым или серым значительно интенсивнее, чем его действие рядом с одним из хроматических цветов, например с зеленым или желтым.

Выбор серых тонов отражает способ регуляции тонуса.

СЕРЕБРЯНЫЙ.Воплощение женственности (луна – женское начало). Он успокаивает, уменьшает волнение, помогает устранять споры и восстанавливать душевное равновесие. Серебряный цвет развивает воображение и фантазию, терпимость к мнению окружающих и подталкивает человека к мистическому восприятию мира.

Отрицательные свойства этого цвета могут быть связаны с самообманом и иллюзиями относительно происходящих событий.

БЕЛЫЙ.Издревле считается цветом очищения и божественности. Ассоциируется с облаками, неземным светом, чистотой и святостью. У одних народов он воспринимается как символ жизни и добра, у других – он свидетельствует о переживании траура.

Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как содержит в себе энергию и мощь преобразования. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека, и эффективно используется для оживления любого цвета. Тот, кто отдает предпочтение белому цвету, нуждается в освобождении от неприятных обстоятельств.

Дает ощущение чистоты и святости, но всеподавляющее господство белого может создать состояние чрезмерной стерильности и неприступности.

 

ЗОЛОТОЙ.Символизирует чистоту, богатство, славу. Он распространяет власть любви. Предоставляет доступ, дает ключ от давно и надежно запертой двери.

Золотой символизирует несметные сокровища. «Золотое богатство» - это еще и плоды духовных усилий. Все существующее в мире золото представляет собой кристаллизованный солнечный свет. Золотому открыт доступ к миру познания самого себя.

Золотой – это воплощение мудрости и способности ее передавать. Этот цвет излучает приветливость и жизненную силу. Золотой уверен в неиссякаемости своих ресурсов.

В негативном аспекте золотой отличается недоверчивостью. Отрицательными чертами золотого могут быть боязнь успеха, страх перед поражением, нежелание в чем-либо участвовать.

 

ЖЕЛТЫЙ. Цвет солнца. Ярко желтый цвет указывает на высокий интеллект и сильный характер. В отличие от оранжевого, желтый цвет ассоциируется со здоровым самоутверждением, свободным от дефензивности и противостояния авторитетам. Светло-желтый цвет в мандалах как мужчин, так и женщин в большинстве случаев отражает ясный ум и любознательность. Он нередко также свидетельствует о хороших отношениях с отцом.

Во многих мифах яркое желтое солнце с его всепроникающими лучами ассоциируется с плодородием и золотой спермой бога. Солнце и вода являются важнейшими условиями развития растительной, органической жизни. Этот цвет полон оптимизма и радости, это тонизирующий цвет.

Вместе с тем, желтому соответствуют и негативные значения. В частности в цветовой символике ислама он может восприниматься как символ желудочных заболеваний. В раннем христианстве превалировало положительное символическое значение желтого как цвета Святого Духа, Божественного откровения просветления и т. д. Но позднее желтый приобрел негативный смысл, который нередко приписывается этому цвету и в наши дни (желтый дом, желтая пресса). В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости и т. д.

В символическом плане желтый тяготеет к белому. В своем учении о «Чувственно-нравственном действии цветов» И.В. Гете пишет: чисто желтый – приятен. Однако при его загрязнении, сдвиге в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации. Если у мужчины имеется неразрешенный конфликт с отцом, то при создании своей первой мандалы он может использовать грязно желтый цвет. В ходе психотерапии, проводимой мужчиной, выступающим для пациента в качестве примера хорошего отца, пациент начнет использовать ярко-желтый цвет, указывающий на установление новых, положительных отношений с родительской фигурой, каковой является психотерапевт.

 

ОРАНЖЕВЫЙ.Оранжевый указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться и в чувстве любви, и в чувстве ненависти. И в том и в ином случае красный цвет либидо сочетается с золотым или желтым цветом – цветом отца. Оранжевый цвет также может указывать на высокие амбиции или противостояние авторитетам или отцу. Присутствие в мандале большого количества оранжевого цвета свидетельствует об амбивалентном отношении к мужским фигурам и потребность в самоутверждении. В мандалах женщин оранжевый может указывать на проблемный характер отношений с мужчинами. В некоторых случаях он отражает эмоциональную зависимость от отца, а также завышенную самооценку и выраженную амбициозность.

Оранжевый в сочетании с цветом индиго (темно-синим), особенно когда они присутствуют в мандале в виде изогнутых фигур и используются мужчинами, может быть проявлением Эдипова комплекса. Когда в рисунке женщины оранжевый сочетается с темно-зеленым и черным цветами, это может быть свидетельством проблем сексуальной идентичности.

Если вся мандала раскрашена ярко-оранжевым или желтым цветом, высока вероятность психической инфляции: это, в частности, характерно для маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза.

То, что сказано положительного о желтом, верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому этот цвет, по Гете, больше предпочитают французы, чем англичане и немцы. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей мощной энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно «радуются» этой окраске. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

Чем более желтым становится красный цвет, тем сильнее раздражение переходит в возбуждение. Энергия оптически чистого красного цвета теряет целевую направленность и в оранжевом цвете становится раздражающим, бесцельным и изнурительным состоянием возбуждения. Оранжевые «солнышки» могут свидетельствовать о состоянии скрытой агрессии у детей.

 

КРАСНЫЙ. Этот цвет связан с мужскими проявлениями и физиологией – сексуальной потребностью, кровью, деструктивными тенденциями и способностью отстаивать свои интересы. Все это необходимо для выживания, однако, когда красный цвет присутствует в избытке, это может указывать на гнев и потребность кому-то отомстить. Когда же красный цвет используется вместе с черным, это свидетельствует об агрессивных тенденциях, готовых реализоваться в разрушительных действиях. В то же время, хотя красный цвет ассоциируется с кровью и взрывным темпераментом, он свидетельствует и о способности защищать свои интересы и свое «я», а потому его следует считать признаком психического здоровья. Неизменное отсутствие красного цвета в серии мандал может указывать на пассивность и недостаточную способность добиваться своего.

Когда красный цвет смешивается с черным (такое сочетание можно назвать грязно красным цветом), трудно исключить наличие проблем, связанных с различными запретами, а также заболевания крови. У примитивных народов такой цвет ассоциируется с менструальной кровью, а потому - с кровосмесительными потребностями, ранами и физическими заболеваниями. В отдельных случаях он может отражать опыт прохождения хирургических операций. Психологическое значение этого цвета определяется формой фигуры и ее расположением в мандале.

Красный заключает триаду «основных» цветов первобытных людей (белый, черный). Он хроматический в отличие от белого и черного и из всех трех является наиболее амбивалентным символом. По данным В. Тернера (Символ и ритуал, М.,1983. 275 с.), для Ндембу красный выражает т. н. «красные вещи», которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного определяются «видом» крови:

1) кровь животных;

2) кровь последа (роженицы);

3) кровь всех женщин (менструальная кровь);

4) кровь процедуры обрезания крайней плоти;

5) кровь убийства;

6) кровь колдовства и ведовства, связанная с некрофагией.

Все «красные вещи» разделяются на две категории в зависимости от того, приносят они добро или зло. Но независимо от своей валентности все «красные вещи» обладают силой, так как кровь – сила, без нее человек умирает.

Сила – главное значение красного, и этим объясняется его роль в качестве магического средства (от сглазов и наговоров). Уже у первобытных людей красный считался лечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье.

В сочетании с белым красный составляет т.н. «жизнеутверждающую пару», символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного, и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные значения красного цвета.

Находиться в «красном» состоянии это, по крайней мере, означает быть «ослепленным», т.е. быть сильно фиксированным на определенных, очень значимых для человека идеях, чувствах, упорно стремиться к их реализации, не обращая внимание на какое-либо сопротивление. Красный – действие, которое во что бы то ни стало должно осуществиться, освободившаяся энергия, которую нельзя погасить, раз и навсегда сделанный выбор, лишенный сомнений. В этом – рок «красных» состояний, которые становятся неподвластны человеку и влекут его за собой до тех пор, пока цель не будет достигнута или встречная преграда не окажется сильнее, и тогда последует «взрыв». Принципы красного – «Все или ничего», «Победа или смерть».

КОРИЧНЕВО-КРАСНЫЙ. Если красный – это раздражение и борьба, то коричнево-красный означает спокойствие и перемирие. Коричнево-красный успокаивает, это мир без раздоров. При повышенном предпочтении этого цвета врач констатирует у пациента переутомление и истощение.

СИНЕ-КРАСНЫЙ. В данном сочетании жизненная энергия красного не погашается, а накапливается и тормозится. Импульс контролируется и сдерживается. Отсюда возникает величественное великолепие пурпурного цвета, а в сине-красном – нежная сдержанность и утончение побуждающего импульса.

КРАСНО-СИНИЙ. При красно-синем к синему, который означает глубину, самоуглубление, душевный покой, присоединяется возбуждение красного. Отсюда возникает нарушение душевного покоя. Красно-синий – это внутреннее возбуждение, душевное вдохновение, т е. то, что можно выразить словами: сердечность, задушевность.

КРАСНО-ЖЕЛТЫЙ. Если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный и полученный цвет приближается к оранжевому, то основное значение желтого – раскрытие и установление контактов - повышается в сторону активной интенсивности. Благодаря красному желтый становится полнее и весомее. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание. Здесь нет благоразумной нежности и изощренности.

 

РОЗОВЫЙ.Белизна розового также уничтожает энергичную силу красного. Однако она не тормозит ее. А освобождает от целенаправленной энергии, так как белый цвет означает свободу. Розовый - это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость, и в этом его соблазнительное состояние.

Это цвет примирения, он хорош в критических ситуациях. Избыток розового свидетельствует о потребности в защите, проявлении излишней уступчивости, чрезмерной эмоциональности и даже инфантильности.

Розовый можно с большой уверенностью считать символом тела (конечно, если абстрагироваться от различий в цвете кожи). Большинство людей связывают розовый с телесностью, т.е. с нежностью, чувственностью, уязвимостью. Обилие розового цвета в мандале может указывать на эмоциональную хрупкость и незащищенность, страх обнажения и потребность в защите психотерапевта.

Розовый цвет нередко используется теми, кто переживает соматическое неблагополучие. В период месячных многие женщины используют розовые и красные цвета. Женщины в большей степени придают значение своему физическому состоянию и на подсознательном уровне «понимают», что происходит в их теле. Они могут использовать розовый цвет в период менструаций, даже если они не говорят о своей озабоченности физическим состоянием. Если в мандале присутствует розовый цвет, следует спросить женщину, нет ли у нее месячных, чтобы избежать ошибочного предположения о том, что у нее имеются определенные соматические проблемы.

Если розовый цвет сочетается в мандале с черным и, особенно если на рисунке они расположены рядом, высока вероятность проявления у пациента разрушительных тенденций. В сочетании с розовым черный может ассоциироваться с ведьмой или иным разрушительным женским началом.

 

СИРЕНЕВЫЙ.Или цвет лаванды. Этот цвет нередко используется при изображении таких форм, которые напоминают языки пламени и исходят от неких мифологических существ. Данный цвет, как правило, символизирует единство с божественной матерью и мистические переживания. К положительным аспектам сиреневого цвета следует отнести его связь с ощущением единства с вселенской жизнью. Это цвет может также передавать опыт нового рождения. Сиреневый цвет является результатом соединения голубого цвета – цвета положительного материнства с розовым – цветом сублимированной сексуальности. Сливаясь, они производят сиреневый цвет.

Этот цвет имеет и негативное содержание, поскольку часто встречается в мандалах тех лиц, которые страдают бронхиальной астмой и другими респираторными заболеваниями. Кроме того, он может указывать на асфиксию, имевшую место при рождении. Похожего бледно голубого цвета бывают младенцы, перенесшие асфиксию, и губы страдающих одышкой больных. Таким образом, сиреневый связан с дыханием. Когда он присутствует в мандале пациентов, проходящих LSD-терапию, это может указывать на возникновение у них проблем с дыханием в ходе сессий с использованием LSD-терапии.

 

ФИОЛЕТОВЫЙ. Является одним из наиболее значимых. Он указывает на состояние, которое предшествует дистанциированию от матери, на симбиотическую зависимость от нее. Это состояние ассоциируется с темно-фиолетовым цветом (результат смешивания красного – цвета либидо – и синего цвета, который ассоциируется с амниотической жидкостью). И любовь, и ненависть связаны с эмоциональной привязанностью, а потому присутствие темно-фиолетового цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти. Последнее более вероятно, если речь идет о рисунке взрослого мужчины, либидо которого блокировано в силу его эмоциональной зависимости от матери. С другой стороны, темно-фиолетовый цвет может указывать на фантазии, которыя в арт-терапии обычно играют положительную роль.

В историческом прошлом темно-фиолетовый цвет считался цветом королей. Тот, кто верит в свое благородное происхождение и считает себя особенным, нередко использует этот цвет. Он также может свидетельствовать о кровосмесительной связи в благородной семье. В истории известны случаи, когда мать-королева и ее сын занимали трон совместно. Иногда это могли быть брат и сестра, и в этом случае также можно предполагать наличие кровосмесительных тенденций.

Символическое значение темно-фиолетового может быть раскрыто путем обращения к древним мифам, в особенности тем, в которых описываются ритуалы жертвоприношений. Этот цвет в мифах нередко связывается с принесением в жертву молодого бога.

Цвет духовного познания истины бытия, цвет мистический, трансцендентный. Его таинственность непостижима. Фиолетовый цвет имел значение и обманчивости земной жизни, миража. Фиолетовый занавес на карте Справедливости символизирует ту же границу, за которой начинается невидимый для нас мир божественного.

Последняя цель красного цвета, импульса к переживанию и завоеванию – успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Красный путь - мужской, патриархальный. Синий путь – женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовом. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый цвет. Среди умственно отсталых детей фиолетовый цвет выбирают 80% детей. Цвету, который не отделяет мужского красного от женского синего, часто отдают предпочтение гомосексуалисты. По средним статистическим данным, фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины.

В целом фиолетовый цвет выражает чувственное отождествление, которое часто стоит на ступени инфантильности и оценивается как внушаемость. Так, например, исследования показали, что низшие слои населения отдают предпочтения фиолетовому цвету значительно чаще, чем средние, которые тем самым проявляют свое негативное и критическое отношение к этому цвету.

В Америке и в Средней Европе фиолетовый цвет отвергается в тесте как неприятный, особенно интеллектуально развитыми людьми и людьми искусства. Напротив, из 1000 персов 450 среди двух наиболее любимых цветов отдали предпочтение фиолетовому. Этнологические научные экспедиции, проводившие обследования среди индейцев центральной Бразилии и среди нетронутых культурным влиянием негров Африки, установили, что фиолетовый цвет является там самым любимым. То же самое справедливо и для народов Среднего и Дальнего Востока, где чувственная возбудимость и стремление к эротическому отождествлению, а возможно, и повышенная внушаемость, выражены значительно наглядней. То есть, чем выше и рациональнее культура, тем менее присуща человеку способность к счастливому слиянию, ибо тем чаще он отклоняет фиолетовый цвет.

ГОЛУБОЙ(или небесный). Символизирует воду как источник жизни и бескорыстную любовь матери, возможно, поэтому он на многих рисунках обозначает деву Марию. Этот цвет также ассоциируется с тем местом, где человек чувствует себя защищенным, лелеемым и свободным от каких-либо обязательств. В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе, как к женщине, и идентификацию с материнскими функциями. Если же этот цвет в большом количестве используется мужчиной, это может указывать на некоторую пассивность. Любопытно, что некоторые мужчины используют этот цвет в сочетании с оранжевым. Такая комбинация указывает на наличие конфликта, который, по всей видимости, относится еще к детству, когда мать (светло-голубой) была поставлена на пьедестал, а отец (оранжевый) рассматривался, как ее противоположность. Данное сочетание цветов может свидетельствовать об актуализации эдипального конфликта.

Цвет общения, голубые тона производят впечатления легкости, воздушности чистоты. Этот цвет учит, его называют «цветом истины». Это цвет мира, он тих и спокоен. Он успокаивает душу. Это особенно касается детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости. В Древнем Египте голубой цвет соответствовал истине.

СИНИЙ.Так же, как и фиолетовый, мистический, трансцендентный цвет. Исторически он принадлежал богине Кали, архетипу Великой Матери в его разрушительных проявлениях, символизируя чрево-могилу, идею о том, что все появившееся на свет должно умереть. Этот цвет используется теми людьми, для которых характерен конфликт с матерью. Она воспринимается ими как угроза, как нечто пытающееся их поглотить.

Парадоксальным образом, однако, присутствие в мандале синего цвета указывает на интуитивные способности. Этот цвет, таким образом, имеет и определенные положительные значения. Негативным же аспектом симбиоза с матерью являются паранояльные тенденции или дефензивные проявления. Если в мандале имеется темно-синий цвет, можно сказать ее автору, что у него имеются интуитивные способности, а также способности к эмпатии. Нелишне их также спросить о том, нет ли в их отношениях с матерью каких-либо проблем.

Многие алкоголики обладают повышенной чувствительностью, при этом они часто используют темно-синий цвет в рисунках мандалы. Возможно, это связано с тем, что страдающие аддиктивными расстройствами лица нередко принимают алкоголь и наркотики, чтобы блокировать стимулы, которые являются для них невыносимыми. Они прибегают к алкоголю и наркотикам как к средству контроля над неприятными эмоциями.

Когда темно-синий располагается рядом с красным, можно констатировать наличие конфликта, условно называемого «единоборством с драконом»: «Космический герой вступает в единоборство с драконом, чтобы обрести независимость. Он побеждает дракона, воплощающего собой архетип Великой Матери, тем самым, освобождая себя и свое сознание от ее доминирования» (Нойман, 1970).

Данные два цвета – красный и синий, - указывающие на борьбу за независимость и преодоление симбиотической зависимости, являются в то же время составными частями темно-фиолетового цвета, символизирующего мать в роли царственной особы. Чтобы стать самим собой, человек должен отделиться от матери и ее темных аспектов (ассоциирующихся с драконом). Когда это отделение происходит, он начинает более активно использовать красный, голубой и желтый цвета. Время единоборства с драконом – это интервал от 16 до 20 лет. Если человек не победил в этом единоборстве, темно-фиолетовый цвет сохраняется в его рисунках даже в зрелом возрасте.

Как цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением. Снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. В цветотерапии используется для лечения нервных больных, сверхвозбудимых и буйных. Нередко применяется при бессоннице, беспокойстве.

Очищает душу, вдохновляет на творчество. Злоупотребление синим сигнализирует о состоянии тревоги и подавленности.

 

ЗЕЛЕНЫЙ.Ассоциируется с критическим состоянием, поскольку его положительные и отрицательные значения крайне поляризованы. Этот цвет отражает растительную жизнь. С мифологической же точки зрения он может рассматриваться как единство матери (синий) и отца (желтый) и символизировать здоровый рост и развитие. Он также указывает на способность заботиться о других и о себе, свидетельствует о состоянии зрелости, когда субъект интроецирует материнские и отцовские качества и сам становиться родителем.

Иной смысл присущ ТЕМНО ЗЕЛЕНОМУцвету. Последний ассоциируется с лесом, в котором обитают ведьмы и другие злые существа. БЛЕДНО ЗЕЛЕНЫЙ цвет, например цвет ШАРТРЕЗ, нередко используется больными шизофренией. Этот цвет наводит на мысль об испепеляющем солнце, обеспечивающем воды жизни. Практика показывает, что его наличие в рисунке является индикатором прекращения роста и развития и утраты энергетического потенциала. Хотя в бледных оттенках зеленого присутствует отцовский желтый цвет, он не ассоциируется с поддержкой. ГРЯЗНО ЗЕЛЕНЫЙ цвет можно считать противоположностью розового и, следовательно, носителем противоположных характеристик.

На наличие в рисунке любых оттенков зеленого цвета нужно обращать особое внимание. Любопытно, что психотерапевты и медицинские сестры часто пользуются зеленым и желтыми цветами при рисовании мандал. Возможно, что в данном сочетании желтый выражает силу характера, проявляемую через заботу о других; зеленый же цвет в этом случае выражает способность оказывать другим поддержку. Зеленый, таким образом, свидетельствует о поддержке других, хотя прежде всего, он говорит о способности заботиться о себе самом. Если зеленый цвет присутствует в большом количестве, это может указывать на некоторую ригидность или тенденцию к гиперопеке. Избыточное количество зеленого требует пристального внимания, в особенности, если это характерно для мандал представителей помогающих профессий.

Отсутствие зеленого может указывать на повышенную нервозность, возбудимость, раздражительность. Отвержение зеленого означает освобождение от давления и принуждения, утрату собственной силы к сопротивлению, даже страх перед собственным бессилием. Приверженность к ТЕМНО ЗЕЛЕНЫМ оттенкам может говорить о том, что человек занимает оборонительную позицию к жизни.

Глаз, по выражению Гете, находит в зеленом действительное удовлетворение, душа «отдыхает». Не хочется и нельзя идти дальше.

Означает жизнь, весну, цветение природы, юность, оазис, жизнь, отдых. Зеленый доминировал в христианском искусстве, в исламе означал зеленое знамя пророка. Негативные значения – коварство, искушение, дьявольский соблазн. Например, считалось и считается, что один глаз сатаны зеленого цвета, что возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке завистливости, жадности и ревнивости («У ревности зеленые глаза», Шекспир «Отелло»).

СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙстал контрольным цветом для определения психологического состояния напряжения, которое выражается в напряжении воли для настойчивости и упорства. Это твердость и жесткость, наступательность по отношению ко всем изменениям, постоянство в самосознании, самоутверждении и обладании. Обладание повышает уверенность и особенно самоуверенность. В средние века зеленый цвет покоев был привилегией королей.

Сине-зеленый свидетельствует о предъявление к себе жестких требований, о последовательном следовании принципам, об уединении со своей обидой, но не капитулировании и приспособлении, о высоких требованиях к вегетативной нервной системе, при этом достаточная разрядка отсутствует.

Зеленый цвет как напряжение накапливает возбуждение и в результате создает ощущение гордого превосходства, власти, силы, возможности руководить. Тот, кто ставит зеленый на первое место, желает нравиться, ему необходимо признание.

ЧИСТО ЗЕЛЕНЫЙ консервативен, он концентрированное напряжение и инерция.

ЖЕЛТО-ЗЕЛЕНЫЙ.Свидетельствует о необходимости возбуждения извне. Означает распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с другими и с чем-то новым.

КОРИЧНЕВО-ЗЕЛЕНЫЙ. Свидетельствует о необходимости возбуждения посредством наслаждений. Приобретает дополнительное значение чувственной пассивности. Желание наслаждаться состоянием, благотворно влияющим на чувства и содействующим отдыху.

ЗЕЛЕНО-СИНИЙ приносит оттенок напряженности и самоутверждения и блокирует чувство самоотверженности. С точки зрения взаимоотношений людей это можно охарактеризовать, как гордую манеру держаться. Сумеречный зелено-синий означает притязание на собственную ценность. В ТЕМНОМ ЗЕЛЕНО-СИНЕМ цвете гордость переходит в замкнутость, оригинальничание и самовозвеличивание. Этот цвет выражает стойкий, оборонительный эгоцентризм, который исчезает в СВЕТЛОМ ЗЕЛЕНО-СИНЕМ цвете. Разбелённый зелено-синий является цветом гигиенической стерильности.

 

КОРИЧНЕВЫЙ.Коричневый цвет теряет экспансивный импульс и ударную жизненную силу красного. У него остается только жизненное состояние, и оно пассивно. Выражает жизненные телесно-чувственные ощущения и инстинктивное начало в управление ими. Поэтому любовь, равнодушие или отрицательное отношение к коричневому цвету информирует об отношении к собственному телу. Отклонение коричневого как несимпатичного – это игнорирование жизненного состояния тела. Коричневый - это способность получать чувственное наслаждение, это сексуальность, подпитываемая интеллектом. Он указывает на эмоции непосредственно связанные с организмом человека. Если он болен или ощущает физический дискомфорт, то этот цвет приобретает для него всё большее значение.

Мрачный, тускло-коричневый цвет свидетельствует о переживании конфликтной, кажущейся неразрешимой ситуации. Чтобы заглушить голос рассудка, ищут убежища в примитивных инстинктах (коричневый). В этом смысле наличие коричневого означает регрессию физических потребностей.

Коричневый символизирует надежность и прочность, это консервативный цвет, успокаивающий и сдержанный; умеренность, практичность и трезвый расчет. Личная жизнь предпочитающего коричневый может быть достаточно трудной, так как он склонен воспринимать жизнь как борьбу, выживание. Недаром в средневековой Европе коричневый был цветом несчастья и нищеты.

Позитивные качества коричневого – это цельность, надежность, умеренность, уверенность в себе и здравый смысл. Коричневый может быть признаком большого потенциала, ассоциируясь, в частности, с готовой к посеву почвой. Если коричневый цвет занимает незначительное пространство в центре мандалы, это может свидетельствовать о заниженной самооценке ее автора. Негативные – разочарование, недовольство, депрессия, навязчивые идеи разрушения, навязчивые сексуальные идеи.

Когда речь идет о коричневом, у многих возникают ассоциации с фекалиями. Коричневый может указывать на контакт с фекалиями во время родов и страх загрязнения. Иногда он указывает на наличие мазохистических тенденций.

В современном искусстве и в арт-терапии известен такой феномен как «гавно или шоколад». Дети часто называют коричневую смесь красок, глины или пластилина «гавном», что вызывает шок у взрослых, но надо признаться, что коричневый цвет, действительно, нередко наводит на мысль о фекалиях. Современные художники Джилберт и Джорж последнюю свою работу назвали «Обнаженные дерьмовые картинки». При ее создании они использовали увеличенные фотографии человеческих фекалий, имитируя с их помощью тотемные столбы, крест и скалы. По этому поводу Дональд Сильверст, делая обозрение работ этих художников, пишет: «Дерьмо по-прежнему является запретным плодом искусства», и далее: «сам процесс экскреции, и экскреты человеческого тела прочно ассоциируются с беззащитностью и уязвимостью». Большинство детей, занимавшихся изготовлением коричневой калообразной массы и различными «экспериментами» по ее превращению в нечто иное, перенесли в раннем возрасте тяжелые психические травмы. Качества шоколада, начинающие проявляться в продукции их творчества на завершающих этапах экспериментов с бесформенной калообразной массой, говорили о глубине пережитой ими внутренней трансформации. Сильверст пишет: «кажется, все эти художники обращаются к брутальности «голых фактов». Вспоминается фильм «Побег из Шоушенка», в котором главному герою пришлось во время побега из тюрьмы пройти канализационные трубы, доверху заполненные испражнениями. Но это был единственный путь к свободе и реабилитации в собственных глазах, так символично отобразивший все те переживания, травмы и последовавший за ними духовный прорыв и освобождение, во всех смыслах этого слова.

Тут же возникают ассоциации коричневого цвета с навозом, т.е. тем, что удобряет и питает, подготавливает землю для посева, ну и, конечно же, с шоколадом. Свойства шоколада приносить удовольствие и содействовать проявлению чувственности.

Однако в Средневековье коричневый означал умеренность, практичность и нищету.

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.