Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 19 ИЮНЯ 2012 ГОДА)

 

ЗАКОН

 

ПРЕЗИДЕНТ

ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

Образование является обладающей стратегическим значением и приоритетно развиваемой сферой деятельности, лежащей в основе развития личности, общества, государства.

Целью образования является удовлетворение потребностей личности во всестороннем развитии для реализации всех своих способностей, повышения качества своей жизни и работы, приумножения на этой основе экономического, культурного и духовного наследия для обеспечения социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики.

В задачи обучения и воспитания как составных частей образования в условиях демократического правового государства входит подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками, проникнутых идеями гуманизма, миролюбия, патриотизма, социальной справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов.

Настоящий Закон утверждает общие основы структуры, деятельности и управления системы образования Приднестровской Молдавской Республики и представляет собой правовую базу для других законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики, касающихся вопросов образования.

 

Статья 1. Основные понятия и термины

 

1. Под образованием в настоящем Законе понимается процесс воспитания и обучения человека в интересах самой личности, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства, совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества.

Образование включает все виды и формы организованной, целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой государственными и негосударственными (общественными, частными) организациями образования, объединениями юридических лиц, общественными объединениями, реализующими деятельность в области образования; индивидуальными предпринимателями, осуществляющими индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, а также другими участниками образовательного процесса в целях удовлетворения образовательных потребностей государства, его граждан и общества в целом.

2. Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня, который удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Приднестровской Молдавской Республики.

Образование в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется в соответствии с настоящим Законом, другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики и нормами международного права.

3. Организация образования – организация, осуществляющая образовательный процесс по программам, отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования, и (или) обеспечивающая обучение и воспитание.

4. Государственный образовательный стандарт – совокупность требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, уровень подготовки обучающихся,уровень кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.

Требования государственного образовательного стандарта обязательны для исполнения всеми организациями образования, реализующими основные образовательные программы уровней образования, за исключением организаций образования, имеющих свидетельство о государственной аккредитации на оказание образовательных услуг по образовательным программам данного уровня образования, направления подготовки (специальности), выданное в иностранном государстве.

5. Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных государственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их организаций образования независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; органов управления образованием и подведомственных им организаций; объединений юридических лиц, общественных объединений, реализующих деятельность в области образования; а также граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, и иных участников образовательного процесса.

В системе образования могут создаваться и действовать научно-исследовательские, конструкторские, опытные, учебно-опытные организации, а также клинические базы, ботанические сады, музеи, библиотеки и иные организации, деятельность которых связана с образованием и направлена на его обеспечение.

6. Образовательная политика – совокупность основных направлений деятельности органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, а также общественных объединений по отношению к функционированию и развитию системы образования в целом или её отдельных составляющих.

Образовательная политика складывается из трех основных элементов:

а) аргументированных представлений и фундаментальных идей о целях и содержании образовательной деятельности в едином контексте культурно-исторического процесса;

б) характера действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики об образовании и выдвигаемых законодательных инициатив;

в) общей направленности повседневной организаторской и управленческой деятельности в сфере образования.

7. Государственная политика в области образования – направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения определенных государством стратегических целей и решения задач общегосударственного значения. Она реализуется посредством принятия законов, подзаконных актов, общегосударственных программ, а также путем привлечения общественных объединений и граждан Приднестровской Молдавской Республики для её поддержания имеющимися в их распоряжении средствами.

8. Образовательная стратегия – концепция, заложенная в основу образовательной политики. Стратегия развития образования определяет основные направления развития системы образования как целостного социального института.

9. Автономия организаций образования – самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и уставом учебного заведения.

10. Академическая свобода – свобода педагога излагать учебный предмет по своей методике на уровне не ниже государственного стандарта, в русле учебной программы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

11. Общее образовательное пространство – общность государственной политики в сфере образования; согласованность государственных образовательных стандартов, программ, перечней профессий и специальностей; уровней образования, нормативных сроков обучения, стандартов и требований по подготовке и аттестации кадров, гарантирующих свободу в реализации прав граждан на получение образования.

12. Образовательная программа – документ, определяющий содержательную сторону обучения (содержание образования) в пределах уровня образования.

Образовательные программы могут быть:

а) основными – определяющими содержание обучения в пределах государственного образовательного стандарта.

Содержание основной образовательной программы направлено на освоение учащимися обязательного минимума знаний, умений и навыков, установленного государством;

б) дополнительными – определяющими содержание обучения за пределами, установленными государственным образовательным стандартом.

Содержание дополнительной образовательной программы направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных или получаемых при освоении обучаемыми основных образовательных программ соответствующего уровня образования.

13. Педагогический работник организации образования – лицо, осуществляющее (на основании заключенного трудового договора) образовательный процесс в организации образования, своей деятельностью реализующее одну или несколько образовательных программ, имеющее квалификацию, определяемую нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования,высшее профессиональное или среднее профессиональное образование либо прошедшее в установленном порядке профессиональную подготовку.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 2. Роль образования в Приднестровской

Молдавской Республике

 

1. Приднестровская Молдавская Республика провозглашает образование приоритетной сферой государственных интересов.

2. Главнейшими функциями образования являются:

а) развитие личности;

б) укрепление духовного и интеллектуального потенциала общества, сохранение и развитие национальных и общечеловеческих ценностей, воспитание граждан в духе патриотизма, государственности и гуманизма;

в) обеспечение устойчивого социально-экономического и научно-технического развития государства.

 

Статья 3. Законодательство Приднестровской

Молдавской Республики в области образования

 

1. Законодательство Приднестровской Молдавской Республики в области образования включает:

а) Конституцию Приднестровской Молдавской Республики;

б) настоящий Закон;

в) принимаемые в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики другие законы и иные нормативные правовые акты Приднестровской Молдавской Республики.

2. Действие законодательства Приднестровской Молдавской Республики в области образования распространяется на все организации образования, находящиеся на ее территории, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на участников образовательного процесса.

3. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Приднестровской Молдавской Республики в области образования, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

 

Статья 4. Задачи законодательства Приднестровской

Молдавской Республики в области образования

 

Задачами законодательства Приднестровской Молдавской Республики в области образования являются:

а) обеспечение и защита конституционных прав граждан Приднестровской Молдавской Республики на образование;

б) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образования в Приднестровской Молдавской Республике;

в) определение прав и обязанностей, компетенции и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области;

г) определение принципов государственной политики в области образования.

 

Статья 5. Государственная политика Приднестровской

Молдавской Республики в области образования

 

1. Государственная политика Приднестровской Молдавской Республики в области образования заключается в повышении роли и расширении функций образования как основы демократического государства и его социально-экономического развития.

2. Государственная политика направлена на создание благоприятных условий для:

а) повышения образованности общества;

б) обеспечения потребностей государства в квалифицированных специалистах для различных сфер деятельности;

в) удовлетворения образовательных потребностей граждан;

г) развития международного сотрудничества в области образования.

3. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

а) обеспечение опережающего развития образования как сферы общенациональных стратегических интересов государства;

б) приоритетность образования в инвестиционной политике и стратегии государства;

в) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

г) воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье, личной ответственности за собственное благосостояние;

д) связь с культурными национальными традициями, единство культурного и образовательного пространства;

е) общедоступность образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, адаптивность системы образования к особенностям развития обучающихся;

ж) равенство доступа ко всем уровням образования, формам получения образования, право выбора родителями и обучающимися организации образования с учетом способностей и состояния здоровья обучающихся;

з) направленность образовательных программ на прогресс личности и общества;

и) поощрение учебной деятельности со стороны государства и общества;

к) научный характер государственной системы образования, единство и преемственность образовательных уровней и форм образования;

л) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

м) независимость образования от идеологических установок и решений политических партий, общественных объединений или религиозных доктрин;

н) ориентация на высшие достижения мировых образовательных систем;

о) участие в создании общего информационно-образовательного пространства с Россией и другими странами СНГ;

п) постепенное увеличение доли граждан с высшим профессиональным образованием в совокупной составляющей населения республики.

 

Статья 6. Государственные гарантии и обеспечение

прав граждан в области образования

 

1. Право граждан на образование гарантируется Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и обеспечивается государством путем создания социально-экономических условий для получения образования.

2. Гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего общего, начального и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе, в соответствии со своими способностями, бесплатность одного высшего профессионального образования в государственных (муниципальных) организациях образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

2-1. Работающим гражданам гарантируется возможность получения второго и последующего начального, среднего и высшего профессионального образования в имеющих государственную аккредитацию в Приднестровской Молдавской Республике и на территории других государств организациях образования в соответствии с государственным образовательным стандартом соответствующего уровня.

3. Основное общее образование обязательно.

4. Наличие профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме в организацию профессионального образования.

Ограничения прав граждан на получение образования допускаются только в случаях, предусмотренных законом, в интересах государственной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной защите и помощи, государство частично или полностью несет расходы по их содержанию в период получения образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы и размеры определяются в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения образования, коррекции развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, обладающим выдающимися способностями. По критериям и в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, они имеют право на получение специальных стипендий, в том числе и для обучения за рубежом.

8. Граждане имеют право освоить курс организации образования в форме самообразования, сдать соответствующие экзамены экстерном и получить документ об образовании.

9. Выпускники государственных и имеющих государственную аккредитацию негосударственных организаций образования имеют равные права при приеме в организации образования следующего уровня образования.

10. Граждане других государств и лица без гражданства имеют право на получение образования в организациях образования Приднестровской Молдавской Республики по межправительственным соглашениям, а также по договорам, заключенным организациями образования с иными организациями, зарегистрированными на территории Приднестровской Молдавской Республики, отдельными иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также лицами, заменяющими родителей детям иностранного происхождения.

 

Статья 7. Язык обучения

 

1. Язык обучения в государственных организациях образования Приднестровской Молдавской Республики определяется в соответствии с Законом «О языках в Приднестровской Молдавской Республике».

2. В организациях образования всех организационно-правовых форм и всех форм собственности кроме языка обучения, если он является одним из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики, обучающиеся изучают второй официальный язык Приднестровской Молдавской Республики. Если язык обучения не является одним из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики, то обучающиеся обязаны изучать один из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики.

3. Свобода выбора официального языка обучения обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих организаций образования, классов, групп и созданием необходимых условий для их функционирования.

 

Статья 8. Государственные образовательные стандарты

 

1. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования обучающихся независимо от форм получения образования(форм освоения ими основных образовательных программ).

2. Государственные образовательные стандарты должны обеспечивать преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также единство образовательного пространства Приднестровской Молдавской Республики.

3. В Приднестровской Молдавской Республике устанавливаются государственные образовательные стандарты на каждый уровень образования.

Государственные образовательные стандарты уровней профессионального образования разрабатываются на каждое направление подготовки (специальность) соответствующего уровня.

Составной частью государственного образовательного стандарта уровня образования являются государственные образовательные стандарты дисциплин, входящих в указанный уровень.

Государственные образовательные стандарты послевузовского профессионального образования не устанавливаются.

Перечень дисциплин, входящих в государственный образовательный стандарт, определяется исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

4. Государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

а) структуре основной образовательной программы, в том числе требования к:

1) объему основной образовательной программы;

2) соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

б) условиям реализации основной образовательной программы;

в) результатам освоения основной образовательной программы.

5. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты основного общего образования.

6. Порядок разработки государственных образовательных стандартов определяется нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

7. Государственный образовательный стандарт уровня образования утверждается нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

Государственные образовательные стандарты дисциплин утверждаются в составе государственного образовательного стандарта уровня образования.

Утверждение государственных образовательных стандартов производится не реже одного раза в 10 (десять) лет.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.