Ареопаг, высший совещательный орган, представлявший интересы аристократов и состоявший из пожизненных членов (к тому времени избирались по жребию из числа архонтов – высших городских чиновников, также в то время избираемых по жребию);
собираемое раз в 9 дней Народное собрание (экклесия), в котором имели право участвовать все афинские граждане–мужчины, достигшие 20 лет;
его непрерывно действующий президиум – Совет пятисот (буле), членами которого являлись ежегодно избираемые по жребию граждане не моложе 30 лет;
Суд присяжных (гелиэя), состоящий из 6 тыс. граждан не моложе 30 лет, избираемых по жребию (по 600 от каждой территориальной филы).
Городское управление осуществлялось специальными выборными лицами – магистратами, также избираемыми по жребию. По жребию назначались также 9 высших городских чиновников – архонтов (отбирались из аритократов – представителей высших городских сословий). Голосованием избирались те, от которого требовались особые знания: стратеги, пехотные командиры (таксиархи), начальники конницы (гиппархи), а также софронисты, отвечавшие за воспитание юношей (эфебов) и надзиравшие за нравственностью.
К 465 г. до н.э. в афинской внутренней политике сталкивались противоречивые тенденции. Ареопаг, приведший Афины к военному триумфу у Саламина, уже давно не имел законных прерогатив. Демократической оппозиции Эфиальт и Перикл, имевшие репутацию неподкупных политиков, вождя сторонников олигархии Кимона, когда Кимон отправился с войсками на помощь Спарте, охваченной смутами после страшного землетрясения 463 г., Эфиальту и Периклу удалось провести через афинское Народное собрание радикальную демократическую реформу. Спартанцы, узнавшие о демократическом перевороте в Афинах, отказались принять помощь Кимона, и ему пришлось вернуться в Афины.
Ареопаг был лишен всех политических полномочий, вся политическая власть перешла к демосу. Это была полная политическая эмансипация демоса и установление абсолютной власти закона.
Остракизм Кимона был отменен, и тот вернулся из изгнания, став вождем умеренной олигархической оппозиции. Дальнейшее развитие Афин проходило под знаком борьбы двух проектов, представленных Периклом, с одной стороны, и Кимоном и Фукидидом, с другой; и почти всегда побеждала более рискованная стратегия Перикла. Перикл ставил превыше всего интересы родного полиса и умел передать свою убежденность массе афинских граждан. Во времена военных кризисов он фактически становился правителем. При демократическом правлении происходило стремительное укрепление и разрастание низшего класса, субсидирование которого требовало, в свою очередь, продолжения экономической, военной и колониальной экспансии – демократическая общественная система в Афинах была принципиально нестабильна, и ее бесконтрольный рост был чреват хаосом во внутренней и внешней политике (что и показала египетская катастрофа 454 г.). Стратегия Кимона, выступившего за умеренное олигархическое правление и возврат к клисфеновскому равновесию власти, взывала к полисной морали и общественным традициям афинян. Эта стратегия предполагала установление нового «статус кво» в отношениях со Спартой и Пелопонесской симмахией, ограничение внешней и внутренней агрессии Афин внутри Афинского союза, и частичный возврат к полисному идеалу политической автаркии (независимого, самодостаточного существования).
Перикл провел две государственные реформы. В 454 г. он ввел официальное государственное жалование для членов афинского Суда присяжных (гелиэи), что позволило участвовать в его работе бедным слоям населения, ранее отказывавшимся от назначения из-за необходимости зарабатывать на хлеб и закон о наследовании афинского гражданства лишь теми, у кого оба родителя – афиняне.
Демократическое правительство Афин, получающее имперское жалование, несло на себе, практически, весь груз управления делами империи. Работа правительства была упрощена и усовершенствована, а его участники, получившие большой управленческий опыт, приобрели компетентность во всех вопросах гражданской, военной и колониальной политики. Была отлажена сложная структура планирования, отчетности, ревизии и оценки итогов деятельности всех высших должностных лиц, создана разветвленная сеть муниципального управления на местных уровнях, отработан регламент деятельности всех органов политической власти.
Общественная жизнь Афин в середине V в. до н.э. все больше напоминала жизнь имперской метрополии, резко выделяющейся на фоне провинциальных окраин. После середины V в. благосостояние Афин и афинских граждан далеко превосходило уровень всех современных им государств греческого мира и соперничало с богатством великих цивилизационных центров бронзового века – Кносса и Микен. В это время густонаселенная аттическая Греция далеко вышла за пределы классической модели полисных отношений, когда все граждане знакомы между собой.
Это было частью плана Перикла – только превратив Афины в культурный центр всего греческого мира, можно было оправдать их претензии на региональную гегемонию в глазах строптивых союзников. Перикл по праву называл Афины «школой всей Греции» – он собрал здесь лучшие умы и таланты,
Успехи афинской дипломатии середины века – заключение выгодного грекам Каллиева мира с Персией (нач. 448 г. до н.э.), «тридцатилетний мир» со Спартой на новых условиях (нач. 445 г. до н.э.), – а также увеличение числа союзников и создание новых колоний дали Афинам почти пятнадцать лет мира, на протяжении которых они могли строить и укреплять свою империю. Но гегемонистская политика Афин отталкивала союзников – теперь они всеми силами стремились уклониться от помощи Афинам и при любом удобном случае переметнуться на другую сторону.
27.
В середине I тысячелетия до н. э. всё более заметную роль в истории Восточного Средиземноморья начинает играть Эллада (Греция). К этому времени греки, несмотря на сохранение племенных делений и особенностей в языке и жизненном укладе, представляли собой сложившуюся народность. Далеко зашедший процесс имущественного расслоения, роста частной собственности и формирования классов подточил старую, родовую организацию. Её место занимает государство, специфической формой которого для древней Греции был полис — античный город-государство.
Полис представлял собой гражданскую общину, принадлежность к которой давала отдельным её членам право собственности на основное средство производства того времени — землю. Однако далеко не всё население, жившее на территории того или иного полиса, входило в состав общины и пользовалось гражданскими правами. Рабы были лишены всяких прав; кроме того, в каждом полисе существовали различные категории лично свободного, но неполноправного населения, например переселенцы из других полисов, чужестранцы. Рабы и неполноправные обычно представляли собой большую часть населения полиса, а граждане — привилегированное меньшинство. Но это меньшинство, имея полноту политической власти, использовало её для эксплуатации и угнетения рабов и других категорий зависимого или неполноправного населения. В некоторых полисах пользовались политическим преобладанием лишь верхние слои граждан (аристократический полис), в других — более широкий круг граждан (демократический полис). Но и те и другие полисы были рабовладельческими.