Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Речевая функция, речевые расстройства



 

Речь является одной из поздних (филогенетически новых) 4) ункций больших полушарий. Речь является только человече­ской функцией; цитоархитектонические поля, имеющие наиболь­шее отношение к речевой функции, существуют только у че­ловека.

Человеческое мышление всегда является словесным. Сло­весное мышление и речь относятся ко второй сигнальной системе, свойственной лишь человеку.

Вторая сигнальная система и речь имеют громадное значе­ние в истории развития человеческих отношений и общества, равно как и в индивидуальном развитии человека. С другой стороны, появление второй сигнальной системы и речи обусло­влены самим ходом исторического процесса развития человека и его общественных отношений.

«Сначала труд, а затем рядом с ним и членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием — ко­торых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который при всем сходстве в основной структуре пре­восходит первый величиной и совершенством» — говорит Ф. Энгельс. И далее: «… люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе орган».

Ясно, что параллельно с этим в коре головного мозга фор­мировалась сложная функция сочетания движений, производя­щих речевые звуки, слоги, слова и т.д. Путем длительного опыта, «проторения», с определенными представлениями связы­вались навыки построения определенных рядов звуков — дви­гательный речевой стереотип. Часть кинестетического (двига­тельного) анализатора специализировалась для осуществления этой функции. Понятно, что она сформировалась вблизи от проекционной области для движений губ, языка, гортани — в заднем отделе нижней лобной извилины (область Брока), в одном полушарии (у правшей в левом).

Неразрывно с этим шел и процесс различения, узнавания условных звуковых рядов — сигналов — по их звучанию и по­рядку расположения — гнозия речи. В системе слухового анали­затора формировалась специализированная область анализа и синтеза речевых звуков — в заднем отделе верхней височной из­вилины (область Вернике).

Следовательно, моторный компонент речи (экспрессивной) является специальным видом праксии; сенсорный — специальным видом слуховой гнозии. Обе речевые функции тесно взаим­но связаны.

Функция речи чрезвычайно сложна. Будучи проявлением высшей нервной деятельности и составной частью человеческого мышления, она, понятно, не может быть узко локализованной в коре головного мозга. Клинический опыт показывает, во-пер­вых, что разнообразие характера речевых расстройств очень велико; во-вторых, определение расположения очага поражения на основании только одних речевых расстройств достаточно за­труднительно и нередко ошибочно.

В осуществлении сложнейших речевых функций участвуют не отдельные изолированные корковые области, а сложные функциональные системы, охватывающие обширные террито­рии коры. Это положение вовсе не отрицает того факта, что разные отделы коры отнюдь не равнозначны в отношении рече­вых функций. Клинический опыт учит, что поражения разных участков коры вызывают качественно отличные нарушения речи. Поэтому мы различаем отдельные области, поражение кото­рых вызывает те или иные, той или иной степени, расстройства речи[33]. Но это не значит, что такие области и в норме являются «речевыми центрами», управляющими определенными речевыми функциями.

Область Вернике расположена в височной доле, в заднем отделе верхней височной извилины. Через посредство этой зоны происходит в коре анализ и синтез звуковой речи, сопоставле­ние элементов ее с теми или иными представлениями, пред­метами, понятиями (узнавание устной речи).

Понимание речи развивается у ребенка ранее других рече­вых функций, поэтому поражение области Вернике влечет за собой наиболее тяжкий ущерб, расстраивая функцию других, сопряженных с ней в деятельности отделов коры. Утрата спо­собности понимания человеческой речи, возникающая при пора­жении области Вернике, называется сенсорной афазией (сло­весной агнозией).

Область Брока находится в лобной доле, в заднем отделе нижней лобной извилины. Человек строит свою речь на основе сложившегося у него опыта, произнося слоги в такой последо­вательности и в таком сочетании, чтобы создать слово; слова — чтобы сложить фразу, выражающую нужную мысль. Приобре­таемая опытом в течение детства (по принципу выработки условных рефлексов) моторная функция речи связана с указан­ной территорией Брока. Говоря, человек контролирует собствен­ную речь через посредство специализированной части слухового анализатора — области Вернике. Функции области Брока отно­сятся, естественно, к праксическим. Реализация необходимых для речи движений языка, губ, голосовых связок происходит через посредство расположенной рядом с зоной Брока области передней центральной извилины, нижнего ее отдела, где начи­наются двигательные проекционные пути к мускулатуре, уча­ствующей в формировании звуковой речи. При поражении об­ласти Брока возникает так называемая моторная афазия (сло­весная апраксия).

Изолированно функция чтения, или лексии, нарушается при локализации очага в теменной доле, в угловой извилине, — gyms angularis. Через посредство этой области происходит узнавание (гнозия) букв, являющихся условными символами звуков, а в определенном сочетании их — слов и фраз. Лексия является одним из видов зрительной гнозии. Расстройство по­нимания письменной речи (алексия) возникает при очагах на стыке височной доли (словесная гнозия) и затылочной доли (зрительная гнозия).

Функция письма или графин изолированно нарушается при поражении заднего отдела средней (второй) лобной извилины, рядом с проекционной областью поворота глаз и головы и дви­жений руки в левом полушарии у правшей. Такое расположе­ние понятно, поскольку процесс письма сопряжен с движением глаз по строчкам и осуществляется правой рукой. Графия яв­ляется одним из видов сложной праксии; письменная речь за­ключается в начертании условных, соответствующих звукам значков (букв), составляющих в определенных сочетаниях слова и фразы. Утрата способности письма называется аграфией.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.