Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Установление групповой принадлежности и ее значение в расследовании преступлений



Наряду с установлением тождества объектов широкое распространение в криминалистической идентификации получило установление групповой принадлежности объекта, т.е. его принадлежности к некоторому множеству однородных объектов. При этом под однородными понимают объекты, которые при всех их различиях обладают одним и тем же набором признаков группового свойства (например, ножи одного целевого назначения, одной формы, размеров и т. п.). Это группа существует на уровне рода, вида.

Установление групповой принадлежности является непременным и первоначальным этапом всякого индивидуального отождествления. В то же время между установлением групповой принадлежности и идентификацией единичного конкретного объекта имеются различия, которые располагаются в области доказательственного значения фактов, относящихся к материалам дела. Так в первом вопросе лекции говорилось, что в результате идентификации единичного конкретного объекта устанавливается однозначная связь этого объекта с событием преступления (например: след обуви изъятый при осмотре места происшествия оставлен ботинком для правой ноги, изъятой у подозреваемого гр-на И.). При установлении же групповой принадлежности устанавливается определенный круг объектов (не единичный, а некоторое количество, обладающее сходными признаками), которые могут относиться к событию преступления. При этом исходят из того, что преступник, оставляет некоторую совокупность следов, часть из которых используется для его непосредственного отождествления, а другая часть дает основания для предположения о наличии его связи с совершенным преступлением.

Для разъяснения сказанного приведем пример. На месте происшествия изъяты следы рук, след подметочной части обуви, установлены очевидцы, которые видели подозрительного мужчину, выходившего из квартиры, в которой совершена кража. У задержанного мужчины изъятая обувь, которая относится к полуботинкам 42-го размера, со схожим рисунком подошвы, золотые вещи, которые сходны с похищенными из квартиры. Далее, в процессе расследования потерпевшая опознает золотые вещи, как похищенные, указывая, что на золотой цепочке в определенном месте имеется повреждение в виде разрыва; очевидцы подтверждают, что видели именно этого гражданина, выходящим из квартиры потерпевшей в день кражи; заключение дактилоскопической экспертизы свидетельствует, о том, что следы рук изъятые при осмотре квартиры, оставлены подозреваемым гр-ном И.; а в результате производства трасологической экспертизы был получен вывод в вероятной форме о возможном оставлении следа ботинками изъятыми у гр. И., так как в следе отобразилось не достаточное количество индивидуализирующих признаков обуви.

Мы видим, что здесь не исключается возможность того, что данный след обуви мог быть оставлен и другой аналогичной обувью 42-го размера, имеющей такой же рисунок протектора, но в данном случае совокупность собранных доказательств свидетельствует о том, что след обуви вероятно оставлен обувью, принадлежащей подозреваемому гр. И.

В процессе исследования нередко приходят к отрицательному выводу, когда наряду с совпадающими признаками выявляются существенные отличающие один объект от другого признаки (например: раневой канал на теле потерпевшего и повреждения на его одежде относятся к колюще-режущим, но ширина клинка ножа, изъятого у подозреваемого значительно больше линейных размеров повреждения). В этом случае делается вывод о невозможности причинения телесных повреждений потерпевшему данным ножом, что свидетельствует о значительных различиях между исследуемыми и экспериментальными следами, а в конечном итоге об отсутствии тождества между следом и клинком ножа.

К установлению групповой принадлежности прибегают при невозможности идентифицировать исследуемый объект, если:

– на объекте наряду с имеющимися общими признаками отмечается отсутствие индивидуальных признаков эксплуатации;

– признаки идентифицируемого объекта отобразились недостаточно полно;

– отсутствуют или существуют недостаточно разработанные методики отождествления объектов (жидкие, сыпучие, газообразные вещества);

– объект претерпел значительные изменения - наряду с имеющимися общими признаками, изменились или утрачены полностью первоначальные индивидуальные признаки, но при этом появились (образовались) новые;

– имеется отождествляющий объект-след, но отсутствует отождествляемый;

– когда отнесение объекта к определенной группе имеет значение для юридической квалификации преступления (например, за определенные действия (хранение, ношение, продажа и т.д.) с огнестрельным, холодным, газовым оружием, боеприпасами и т.д. без специального разрешения предусмотрена уголовная ответственность по ст. ст. 222-226 УК РФ).

При установлении групповой принадлежности различают устанавливаемые и устанавливающие объекты и образцы. Устанавливающий – это объект, в котором отобразились признаки устанавливаемого объекта. Устанавливаемый – это объект, групповую принадлежность которого требуется установить. Устанавливающими объектами являются материально-фиксированные отображения, мысленные образы, описания признаков объектов. В качестве образцов используются материальные объекты, чья групповая принадлежность уже известна. При сравнении могут использоваться справочные материалы, содержащие описания признаков, характерных для определенных групп объектов.

Подводя итог по второму вопросу необходимо отметить, что мы рассмотрели понятие установления групповой принадлежности, в каких случаях она проводится, а также классификация объектов участвующих в этом процессе.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.