Назначение задания: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик при диктанте).
Организация работы.
Каждый ребенок получает лист с рисунками животных и схемами их названий:
Работа состоит из двух частей:
1) обучающей; 2) основной.
Количество кружков в схемах соответствует количеству букв в слове. Схемы расположены вразбивку по отношению к рисункам. Дети должны установить соответствие между названием животного и схемой, соединив их линией.
Инструкция к 1-й части задания:
«Сегодня вы попробуете "читать” слова, но написаны они не буквами, а кружками».
Далее разбирается образец. На доске две схемы:
Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.
Учитель. Кто нарисован на этом рисунке?
Д. Волк.
У. Какой набор кружков подходит к этому слову?
Читаем вместе первую схему:
Она не подходит. Читаем вторую схему:
Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок.
Так же проводится «чтение» слова сом.
Инструкция ко 2-й части задания:
«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию. Соедините схему и рисунок. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться, как это вышло на нашем образце». (Задание повторяется дважды.)
Оценка задания
4-й уровень: правильно соединены с рисунками все 5 схем;
3-й уровень: правильно соединены с рисунками 3–4 схемы;
2-й уровень: правильно соединены с рисунками 1–2 схемы;
1-й уровень: все схемы соединены с рисунками неправильно. 8. «Упорядочивание» (методика И.И. Аргинской)
Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать.
Организация работы.
Каждый ребенок получает лист, на котором нарисованы 7 кругов с разным количеством точек: от одной до семи. Круги расположены в беспорядке. На листе должно быть место для выполнения задания ребенком.
Инструкция:
«Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других – много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки».
Оценка задания
4-й уровень: задание полностью выполнено верно – круги нарисованы в порядке убывания количества точек или в порядке их возрастания; 3-й уровень:в выстроенной последовательности кругов допущены 1–2 ошибки;
2-й уровень: в расположении кругов допущены 3–4 ошибки;
1-й уровень: допущено более 5 ошибок.
Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)
Назначение задания: выявление представлений о геометрических фигурах и счете.
Организация работы.
Предъявляются семь разных предметов. Детям выдаются лист бумаги и карандаш. Задание состоит из 5 частей.
Инструкция:
1) нарисуйте на листе столько же кругов, сколько на доске предметов;
2) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;
3) нарисуйте треугольников на 2 меньше, чем кругов;
4) обведите линией шесть квадратов;
5) закрасьте пятый круг.
Оценка задания:
4-й уровень: 5 заданий выполнены верно;
3-й уровень: 3–4 задания выполнены верно; 2-й уровень:1–2 задания выполнены верно;
1-й уровень: ни одно задание не выполнено.
Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой)
Назначение методики: установить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность.
Инструкция. Оценка развития устной речи устанавливается учителем на основании наблюдений за речью учащихся на уроках и вне уроков.
Оценка внешней характеристики устной речи
4-й уровень: в норме 5 показателей:
1) говорит охотно;
2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации;