Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технологии стартовой диагностики



Индивидуально Фронтально
Беседа «Домик»
«Нелепицы» Тест Керна - Йерасика
«Четвёртый лишний» «Шифровка»
«Последовательные картинки» Зрительное восприятие
«Визуальные аналогии»  
«10 картинок»  
«Запоминание 10 слов»  
Мотивация  
Социометрия  
«Найди отличия»  

 

Диагностика проводится в два этапа:

I этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что имеется возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе в отсутствие родителей.

II этап – индивидуальное обследование. Во время индивидуального обследования учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Обязательным и очень сложным для учителя условием проведения педагогической диагностики является отказ учителя в это время от позиции обучающего и временный переход на позицию человека, наблюдающего за работой детей. Ведь задача учителя в момент проведения групповой диагностики – получить достоверные данные о том, что и как ребенок может сделать сам.

 

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы и критерии оценки выполнения заданий.

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

 

Текст задания. «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).

 

Оценка выполнения задания: 0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия; 1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо; 2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена; 3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.   Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

 

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

 

Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания: 0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции; 1 балл – выполнено верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета; 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания; 3 балла – все пункты задания выполнены верно. Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

 

Задание 3

Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

 

Текст задания. «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

 

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

 

2. В легковой машине ехало 4 человека. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить)».

 

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

3 балла – обе задачи выполнены верно.

 

Задание 4

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

 

Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

 

Оценка выполнения задания: 0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник); 3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).    

 

Если ребенок ошибся в выполнении этого задания во фронтальном обследовании, можно задать ему вопросы по выполненному им заданию: «Как ты узнал, что кругов (треугольников) больше?»

 

Если объяснение дано верно, возможно ошибка была случайной, учитель может изменить оценивание, поставив 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: «Чего больше?». Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, он получает 1 балл, который вносится в бланк обследования вместо предыдущей оценки.

Задание 5

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».

 

Оценка выполнения задания: 0 баллов – задание не принято, линия не проведена; 1 балл – линия проведена неверно; 3 балла – линия проведена правильно.    

 

Если ребенок ошибся в выполнении этого задания во фронтальном обследовании, необходимо выяснить, почему это произошло. Задается вопрос: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если объяснения дается по внешним признакам («Чтобы на каждом рисунке было по 5» или «Птицы и белки живут на деревьях») – значит, ребенок ещё не может провести классификацию, опираясь на существенные признаки.

Задание 6

 

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

 

Текст задания. «Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».

 

Оценка выполнения: 0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания; 1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]); 2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет; 3 балла – правильное выполнение задания

 

 

Задание 7

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

 

Текст задания. «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».

 

 

 

     

 

Оценка выполнения: 0 баллов – полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек»; 2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово волк); 3 балла – правильное выполнение задания.  

После проведения групповой работы учитель получит данные о развитии каждого ребёнка.

– пространственного восприятия (задание 2);

– зрительного восприятия (задание 1);

– представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3);

– умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);

– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5);

– фонематического слуха и восприятия (задание 6);

– предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 6, 7);

– мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2).

– умение концентрировать и удерживать внимание (задание 2)

Данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.). Кроме того, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Автором диагностики рекомендовано учителю на следующий день провести индивидуальную встречу с каждым учеником для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.

Анализ результатов

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.

Результатом фронтального обследования детей является заполнение бланка обследования

В отличие от групповой диагностики задания для индивидуальной диагностики включают в себя специальные виды помощи ребенку и некоторые приемы обучения. Это дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», то есть то, что ребенок может сделать с помощью взрослого.

В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком и его родителем, а так же в наблюдении за ним.

Если учитель работает без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.

Заранее нужно разложить на партах для каждого ребёнка необходимые для обследования листы с заданиями и по набору карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой. Предложить детям сесть за парты по одному.

Перед каждым заданием необходимо дать объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований. Задание читается громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняться от текста.

Работа начинается кратким объяснением:

«Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, отложите его и спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».

К чтению следующего задания следует переходить только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончат выполнение предыдущего. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При переходе к чтению следующего задания дети предупреждаются об этом словами: «Слушайте следующее задание». Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15–20 минут. Во время работы нужно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, нельзя высказывать своё недовольство неправильными действиями детей, указывать на ошибки, выносить оценочные суждения, а нужно почаще говорить слова: «Очень хорошо»; «Вы молодцы»; «Я вижу, у вас все замечательно получается».

Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий необходимо сразу же фиксировать на листе с заданиями и в бланке обследования.

При наличии у ребенка ошибок в выполнении заданий группового обследования следует обратиться к этим заданиям еще раз, чтобы выяснить причины происхождения ошибок. Заранее необходимо предупредить родителей о предстоящем индивидуальном собеседовании, чтобы они не связывали неудачи ребенка с особенностями групповой работы. Ни в коем случае нельзя говорить детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их. Наоборот, нужно успокоить ребят, сказав, что они хорошо справились с работой. До проведения индивидуального собеседования необходимо проанализировать результаты группового обследования ребенка, ознакомиться с его медицинской картой.

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10–15 минут.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.