16. Стимульный материал в психологических тестах делится на такие предъявления (два правильных ответа):
а) вербальные;
б) открытые;
в) невербальные;
г) закрытые.
17. Узнайте, какие из перечисленных тестов относятся к тем, у ко торых стимулы — вербальные стандартизованные; ответы — закры тые типа "Выбор" (три правильных ответа):
а) 16-факторный личностный тест Р. Кеттела;
б) методика "ценностные ориентации" М. Рокича;
в) корректурная таблица Бурдона;
г) прогрессивные матрицы Равена;
д) ШТУР (школьный тест умственного развития).
18. Узнайте, какие из приведенных тестов относятся к типу «сти мулы — невербальные статические; ответы — закрытые типа "вы бор"» (два правильных ответа):
а) корректурная таблица Бурдона;
б) методика на определение времени простой реакции;
в) прогрессивные матрицы Равена;
г) наблюдение;
д) психодиагностический тренинг.
19. Класс методик, где стимулы — вербальные стандартизован ные, невербальные; ответы — закрытые типа "Оценивание признака по заданной шкале", — это (два правильных ответа):
а) беседа, интервью;
б) определение свойств нервной системы по Е. Ильину;
в) методика Дембо — Рубинштейн ("градусник");
г) фрустрационный тест Розенцвейга;
д) семантический дифференциал Ч. Осгуда.
20. Стимулы — вербальные и невербальные, индивидуально ори ентированные; ответы — закрытые типа "Оценивание значения при знака" используются в тестах (два правильных ответа):
а) на исследование памяти в методике Джекобса;
б) репертуарных решеток Д. Келли;
в) порогов кожных ощущений с помощью эстезиометра;
г) экспертных оценок, например успеваемости либо профес сионально значимых свойств в профессиографии (опросник О. Липпмана).
21. Определите методику, в которой используются стимулы — вербальные стандартизованные, ответы — открытые типа "Допол нение" (два правильных ответа):
а) личностный тест Айзенка;
б) незаконченные предложения;
в) ассоциативный эксперимент;
г) фрустрационный тест Розенцвейга;
д) ШТУР (школьный тест умственного развития).
22. Определите методику, в которой используются стимулы — невербальные, вербальные; ответы — открытые типов "Дополнение" и "Свободное конструирование" (три правильных ответа):
а) контент-анализ;
б) время реакции;
в) тест Розенцвейга;
г) рисунок семьи;
д) рисунок "дом — дерево — человек".
23. Определите методику, в которой заложен принцип "стиму лы — невербальные динамические; ответы — реагирование через органы управления":
а) метод УСК (уровня субъективного контроля) Роттера;
б) шкала тревожности Спилбергера — Ханина;
в) методика САН (самооценка, активность, настроение);
г) сенсомоторная реакция выбора;
д) диагностика свойств нервной системы по методике Ильина.
24. Определите методику, где основной принцип конструирова ния — "стимулы — вербальные (невербальные) индивидуально ори ентированные; ответы — открытые":
а) двигательные реакции;
б) диагностическая беседа, интервью;
в) контент-анализ;
г) психодиагностический тренинг;
д) уровень притязаний Ф. Хоппе.
25. В основу исследования времени реакций человека положена такая логика конструирования тестов:
б) стимулы — невербальные, динамические; ответы — реагиро вание через органы управления;
в) стимулы — невербальные; ответы — типа "Свободное конст руирование".
26. Тестовые опросники находятся в такой системе измерения пси ходиагностических данных:
а) L-данные;
б) g-данные;
в) Г-данные.
27. Приступая к психодиагностическому исследованию психолог должен (исключить лишнее, оставить правильное — назвать три ис ключаемых индекса):
а) убедиться в том, что испытуемый пришел на обследование по собственной воле (добровольно участвует в тестировании);
б) представлять себе проблему испытуемого и возможные пути поиска ее решений;
в) знать методики, процедуры их выполнения, способы обработ ки материалов;
г) подружиться с испытуемым, чтобы избежать артефактов (ис кажений) психометрии;
д) позаботиться о конфиденциальности диагностической инфор мации;
е) вселить в испытуемого надежду на решение его личных про блем.
28. Артефакты, порождаемые условиями обследования, относят ся к таким переменным:
а) личности испытуемого;
б) личности экспериментатора;
в) ситуативным.
29. Наиболее значимыми из ситуативных переменных, негативно влияющих на результаты психодиагностики, являются (исключить нейтральные и не имеющие отношения, т. е. не вносящие ситуатив ных искажений, — два правильных ответа):
а) слухи и ожидаемые последствия диагнозов (психологических заключений);
б) осведомленность, предыдущий опыт участия испытуемых в по добных психодиагностических обследованиях;
в) ожидания других лиц (родственников, учителей, иных заинте ресованных людей) в психодиагностической помощи для па циента-испытуемого);
г) незапланированное соучастие других в диагностических про цедурах обследования, в том числе выраженное постороннее любопытство;
д) чрезмерно высокий уровень мотивации испытуемого на про цедуру и результаты психологического обследования.
30. Инструкция в психодиагностическом обследовании:
а) всегда жестко регламентирует однозначность выполнения тес тового задания, как и поведения пациента в процедурах испы тания;
б) определяется целями исследования и допускает свободу дей ствий испытуемого.
31. Проверка гипотезы (диагностического замысла, предположе ния) осуществляется в психодиагностическом эксперименте:
а) ориентирующем, "пилотажном";
б) критическом;
в) методическом.
32. Во избежание погрешностей психологической диагностики к тестовым заданиям предъявляются такие требования (три правиль ных ответа):
а) логической комбинированности, преемственности;
б) непрогнозируемости и неочевидности в решениях тест-зада ний;
в) индифферентности результатов и оценок;
г) исключения подыгрыванию ожиданий экспериментатора и (либо) испытуемого;
д) подтверждения гипотезы исследователя.
33. Искажения, т. е. изображения разных форм, специфических со стояний или их симптомов человеком, которому они не свойствен ны, называются (отметить неправильное название, дистрактор):
а) депривация;
б) аггравация;
в) симуляция;
г) дисимуляция.
34. Искажения ответов в сторону социальной желательности на зываются:
а) депривация;
б) аггравация;
в) симуляция;
г) дисимуляция.
35. В психодиагностической практике прибегают к тактическим приемам: маскировке истинной цели исследования, неожиданной по становке вопросов, нечеткости целей тестирования, отвлечению от главного, а также к использованию статусных форм психики, психо физиологических и статусных индикаторов психики, другим прин ципам. Это делается для того, чтобы:
а) скрыть от испытуемого истинное познание его психики;
б) придать психологическому обследованию черты загадочности;
в) обеспечить объективность психодиагностических измерений.
36. Когда в стимульном материале теста используются ошибки восприятия, установочная готовность действовать, оценивать и по ступать определенным образом, актуализация личностных смыслов, конструктивных доминант, избирательность, замещение ценностей и переживаний, то речь идет:
а) о тестах на восприятие и диагностику познавательных про цессов;
б) о тестах на определение способностей;
в) о проективных тестах;
г) о тестах на определение умений и навыков.
37. Эффект предубежденности экспериментатора в психодиагно стике означает следующее:
а) психолог (диагност) абсолютно уверен в правоте своих выво дов и не допускает никаких возражений;
б) психолог относится с пристрастием, некоторым ожиданием, определенной настроенностью, симпатией или антипатией к испытуемому либо к результатам обследования;
в) психолог постоянно дает оценки, читает мораль, занимается нравоучением, наставляет, поучает — "учит жить".
38. В психодиагностике применяют два вида статистических ис следований: сплошное и выборочное. При выборочном исследова нии полученный результат предполагает некоторую неточность — ошибку репрезентативности. С увеличением количества наблюдений допущенная ошибка неточности:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) не изменяется.
39. Относительно малая часть выборки характеризует совокуп ность изучаемых явлений психики посредством статистических по казателей:
а) величины среднеарифметического значения (X);
б) меры изменчивости признака (а2, V, т); _
в) центральной тенденции измеряемого признака (X) с ее вариа тивной характеристикой (а2, V, т).
40. Интерпретация материалов обследования в психодиагности ке — это:
а) истолкование, объяснение, перевод на понятный язык обнару женных закономерностей и свойств в структуре изучаемых яв лений психики;
б) создание схем, готовых для коррекции образцов, в некотором роде рецептов воздействия на изучаемые психические явления.
41. Проблема оценки и оценивания в психодиагностике рассмат ривается так:
а) как результат выражения количества измеряемого явления пси хики;
б) как процесс оценивания, своеобразная квалиметрия, осмысле ние и толкование свойств, содержания и качества психических проявлений изучаемого;
в) как размещение изученного факта в дихотомической шкале "хорошо — плохо".
42. Принцип деятельностного подхода к интерпретации психоди агностических данных предполагает применение ряда положений (три правильных ответа):
а) выбор ракурса (диспозиции) для описания явления психики на подобие описания горы с разных точек наблюдения;
б) понимание системы конкретных связей и отношений изучае мых психических явлений применительно к той ситуации и об стоятельствам, в которых они "овеществляются";
в) определение значения, места и роли изучаемого явления пси хики в аспекте психической саморегуляции деятельности, от ношений и связей индивида в его жизненной среде;
г) определение психической структуры изучаемого явления пси хики во взаимодействии, динамике и компенсациях с ориента цией на прогноз изменений и развития;
д) линейное сопоставление установленного факта с оценочным основанием как теоретической моделью психики.
43. Проблема норм и нормативов измеряемых явлений в психо диагностике:
а) сводится к определению среднестатистической нормы посред ством вычисления среднего арифметического значения в по- пуляционных выборках;
б) использует ориентир на социально-психологический норма тив, исходящий от конкретных требований культурно-истори ческого уровня развития общества;
в) никак не обозначается, и нормами (нормативами) как таковы ми в современной психодиагностике пренебрегают.
44. Вероятностное прогнозирование в психологической диагнос тике осуществляется посредством:
а) интуиции и озарения, опыта и внутреннего "чутья" диагноста;
б) точных математических расчетов;
в) практически исключается из психологических исследований.