Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ ОПРОС К ЭКЗАМЕНУ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ



1. Предметом психодиагностики является:

а) набор различных диагностических методов;

б) измерение динамики психических процессов под влиянием
жизненных ситуаций;

в) исследование личности в системе интериндивидуальных, инт-
раиндивидуальных связей и субъект-объектных отношений;

г) тестирование интеллектуального развития людей.

2. Первую в мире лабораторию психологических исследований
основал:

а) Фрэнсис Гальтон;

б) Вильгельм Вундт;

в) Альфред Бине;

г) Григорий Россолимо.

3. Так называемые процедурные технологии психодиагностики
свойственны:

а) психогенетическому подходу в психологии;

б) психологии качественного анализа;

в) бихевиористической психологии;

г) всем теоретическим течениям в психологии.

4. Тестология в качестве готового психодиагностического инст­
рументария — есть порождение:

а) теории деятельности в психологии (С. Рубинштейн, А. Леон­
тьев);

б) гештальтпсихологии (М. Вертхеймер, К. Коффка, Ф. Хайдер);

в) бихевиоризма (Э. Торндайк, Д. Уотсон);

г) ассоциативной психологии (Дж. Беркли, Д. Юм, Т. Браун,
Г. Эббингауз).

5. В современных представлениях понятие "тест" означает:

а) специально созданный набор вопросов, предназначенных для
выявления личностных свойств и особенностей психических
процессов;

б) единственно возможный метод изучения психики;

в) системная модель экспертизы психических явлений;

г) стандартизованная система вопросов и задач, имеющих опре­
деленную шкалу значений.


6. К профессиональным психодиагностическим тестам предъяв­
ляются требования на соответствие как минимум трем критериям
(три правильных ответа):

а) проверяемости;

б) воспроизводимости;

в) достоверности;

г) точности;

д) валидности;

е) надежности;

ж) ортоскопичности.

7. Понятие "конструктная валидность" теста предполагает его со­
ответствие:

а) впечатлению очевидности того, что измеряется;

б) полноте, точности и широте психодиагностической проекции;

в) признанной в науке теоретической концепции;

г) подтверждению диагностического материала другими мето­
дами.

8. Валидизация тестов связана с их проверкой:

а) на удобство в использовании (меньше времени на выполнение
теста, простые ключи для обработки, сжатая интерпретация);

б) на соответствие предмету диагностики;

в) на повторяемость результатов при всех тестированиях;

г) на допустимые интервалы точности, т. е. минимальный интер­
вал погрешностей;

д) на интерес к тестовому заданию, процедуре обследования.

9. Надежность тестов проверяется путем (три правильных ответа):

а) повторного применения теста на одной и той же выборке;

б) набора одного (однородного) статистического материала на
разных выборках;

в) использования разных тестовых методик;

г) применения двух эквивалентных форм теста;

д) "расщепления" теста на две части;

е) рассредоточения тестовых шкал.

10. Надежность теста — это:

а) однозначность изучаемых свойств и качеств психики;

б) устойчивость процедуры относительно объектов исследова­
ния, обеспечение стабильности измерений;

в) истинность тестовой информации.


11. Достоверность тестов — это:

а) допустимая степень точности измерений;

б) убедительность результатов для подтверждения гипотезы пси­
ходиагностики;

в) безошибочность измерений.

12. Ошибка измерений при проверке теста на достоверность оп­
ределяется:

а) мерой рассеивания средних значений в допустимом диапазо­
не, т. е. величиной среднеквадратического отклонения (диспер­
сией); _

б) среднеарифметическим значением (X);

в) коэффициентом вариации (v).

13. Психодиагностические методы Б. Ананьев разделяет на такое
количество категорий:

а)3; 6)4; в) 5; г) 8.

14. Согласно Б. Ананьеву, за основу тестовой категоризации взят
такой принцип:

а) логической преемственности и взаимной дополняемости тес­
товых методик;

б) предметной направленности, исходящей из цели исследования;

в) завершенности цикла психологического исследования.

15. В психодиагностическом обследовании реализуется такой
принцип:

а) специальное воздействие (стимул) —> фиксируемая реакция

б) стимул —> реакция —> анализ-интерпретация (S —> I <— R);

в) реакция —> интерпретация —> коррекция (R —> / —> К).

16. Стимульный материал в психологических тестах делится на
такие предъявления (два правильных ответа):

а) вербальные;

б) открытые;

в) невербальные;

г) закрытые.

17. Узнайте, какие из перечисленных тестов относятся к тем, у ко­
торых стимулы — вербальные стандартизованные; ответы — закры­
тые типа "Выбор" (три правильных ответа):

а) 16-факторный личностный тест Р. Кеттела;

б) методика "ценностные ориентации" М. Рокича;

в) корректурная таблица Бурдона;


г) прогрессивные матрицы Равена;

д) ШТУР (школьный тест умственного развития).

18. Узнайте, какие из приведенных тестов относятся к типу «сти­
мулы — невербальные статические; ответы — закрытые типа "вы­
бор"» (два правильных ответа):

а) корректурная таблица Бурдона;

б) методика на определение времени простой реакции;

в) прогрессивные матрицы Равена;

г) наблюдение;

д) психодиагностический тренинг.

19. Класс методик, где стимулы — вербальные стандартизован­
ные, невербальные; ответы — закрытые типа "Оценивание признака
по заданной шкале", — это (два правильных ответа):

а) беседа, интервью;

б) определение свойств нервной системы по Е. Ильину;

в) методика Дембо — Рубинштейн ("градусник");

г) фрустрационный тест Розенцвейга;

д) семантический дифференциал Ч. Осгуда.

20. Стимулы — вербальные и невербальные, индивидуально ори­
ентированные; ответы — закрытые типа "Оценивание значения при­
знака" используются в тестах (два правильных ответа):

а) на исследование памяти в методике Джекобса;

б) репертуарных решеток Д. Келли;

в) порогов кожных ощущений с помощью эстезиометра;

г) экспертных оценок, например успеваемости либо профес­
сионально значимых свойств в профессиографии (опросник
О. Липпмана).

21. Определите методику, в которой используются стимулы —
вербальные стандартизованные, ответы — открытые типа "Допол­
нение" (два правильных ответа):

а) личностный тест Айзенка;

б) незаконченные предложения;

в) ассоциативный эксперимент;

г) фрустрационный тест Розенцвейга;

д) ШТУР (школьный тест умственного развития).

22. Определите методику, в которой используются стимулы —
невербальные, вербальные; ответы — открытые типов "Дополнение"
и "Свободное конструирование" (три правильных ответа):

а) контент-анализ;


б) время реакции;

в) тест Розенцвейга;

г) рисунок семьи;

д) рисунок "дом — дерево — человек".

23. Определите методику, в которой заложен принцип "стиму­
лы — невербальные динамические; ответы — реагирование через
органы управления":

а) метод УСК (уровня субъективного контроля) Роттера;

б) шкала тревожности Спилбергера — Ханина;

в) методика САН (самооценка, активность, настроение);

г) сенсомоторная реакция выбора;

д) диагностика свойств нервной системы по методике Ильина.

24. Определите методику, где основной принцип конструирова­
ния — "стимулы — вербальные (невербальные) индивидуально ори­
ентированные; ответы — открытые":

а) двигательные реакции;

б) диагностическая беседа, интервью;

в) контент-анализ;

г) психодиагностический тренинг;

д) уровень притязаний Ф. Хоппе.

25. В основу исследования времени реакций человека положена
такая логика конструирования тестов:

а) стимулы — невербальные, индивидуально ориентированные;
ответы — открытые;

б) стимулы — невербальные, динамические; ответы — реагиро­
вание через органы управления;

в) стимулы — невербальные; ответы — типа "Свободное конст­
руирование".

26. Тестовые опросники находятся в такой системе измерения пси­
ходиагностических данных:

а) L-данные;

б) g-данные;

в) Г-данные.

27. Приступая к психодиагностическому исследованию психолог
должен (исключить лишнее, оставить правильное — назвать три ис­
ключаемых индекса):

а) убедиться в том, что испытуемый пришел на обследование по
собственной воле (добровольно участвует в тестировании);

б) представлять себе проблему испытуемого и возможные пути
поиска ее решений;


в) знать методики, процедуры их выполнения, способы обработ­
ки материалов;

г) подружиться с испытуемым, чтобы избежать артефактов (ис­
кажений) психометрии;

д) позаботиться о конфиденциальности диагностической инфор­
мации;

е) вселить в испытуемого надежду на решение его личных про­
блем.

28. Артефакты, порождаемые условиями обследования, относят­
ся к таким переменным:

а) личности испытуемого;

б) личности экспериментатора;

в) ситуативным.

29. Наиболее значимыми из ситуативных переменных, негативно
влияющих на результаты психодиагностики, являются (исключить
нейтральные и не имеющие отношения, т. е. не вносящие ситуатив­
ных искажений, — два правильных ответа):

а) слухи и ожидаемые последствия диагнозов (психологических
заключений);

б) осведомленность, предыдущий опыт участия испытуемых в по­
добных психодиагностических обследованиях;

в) ожидания других лиц (родственников, учителей, иных заинте­
ресованных людей) в психодиагностической помощи для па­
циента-испытуемого);

г) незапланированное соучастие других в диагностических про­
цедурах обследования, в том числе выраженное постороннее
любопытство;

д) чрезмерно высокий уровень мотивации испытуемого на про­
цедуру и результаты психологического обследования.

30. Инструкция в психодиагностическом обследовании:

а) всегда жестко регламентирует однозначность выполнения тес­
тового задания, как и поведения пациента в процедурах испы­
тания;

б) определяется целями исследования и допускает свободу дей­
ствий испытуемого.

31. Проверка гипотезы (диагностического замысла, предположе­
ния) осуществляется в психодиагностическом эксперименте:

а) ориентирующем, "пилотажном";

б) критическом;


в) методическом.

32. Во избежание погрешностей психологической диагностики к
тестовым заданиям предъявляются такие требования (три правиль­
ных ответа):

а) логической комбинированности, преемственности;

б) непрогнозируемости и неочевидности в решениях тест-зада­
ний;

в) индифферентности результатов и оценок;

г) исключения подыгрыванию ожиданий экспериментатора и
(либо) испытуемого;

д) подтверждения гипотезы исследователя.

33. Искажения, т. е. изображения разных форм, специфических со­
стояний или их симптомов человеком, которому они не свойствен­
ны, называются (отметить неправильное название, дистрактор):

а) депривация;

б) аггравация;

в) симуляция;

г) дисимуляция.

34. Искажения ответов в сторону социальной желательности на­
зываются:

а) депривация;

б) аггравация;

в) симуляция;

г) дисимуляция.

35. В психодиагностической практике прибегают к тактическим
приемам: маскировке истинной цели исследования, неожиданной по­
становке вопросов, нечеткости целей тестирования, отвлечению от
главного, а также к использованию статусных форм психики, психо­
физиологических и статусных индикаторов психики, другим прин­
ципам. Это делается для того, чтобы:

а) скрыть от испытуемого истинное познание его психики;

б) придать психологическому обследованию черты загадочности;

в) обеспечить объективность психодиагностических измерений.

36. Когда в стимульном материале теста используются ошибки
восприятия, установочная готовность действовать, оценивать и по­
ступать определенным образом, актуализация личностных смыслов,
конструктивных доминант, избирательность, замещение ценностей
и переживаний, то речь идет:


а) о тестах на восприятие и диагностику познавательных про­
цессов;

б) о тестах на определение способностей;

в) о проективных тестах;

г) о тестах на определение умений и навыков.

37. Эффект предубежденности экспериментатора в психодиагно­
стике означает следующее:

а) психолог (диагност) абсолютно уверен в правоте своих выво­
дов и не допускает никаких возражений;

б) психолог относится с пристрастием, некоторым ожиданием,
определенной настроенностью, симпатией или антипатией к
испытуемому либо к результатам обследования;

в) психолог постоянно дает оценки, читает мораль, занимается
нравоучением, наставляет, поучает — "учит жить".

38. В психодиагностике применяют два вида статистических ис­
следований: сплошное и выборочное. При выборочном исследова­
нии полученный результат предполагает некоторую неточность —
ошибку репрезентативности. С увеличением количества наблюдений
допущенная ошибка неточности:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется.

39. Относительно малая часть выборки характеризует совокуп­
ность изучаемых явлений психики посредством статистических по­
казателей:

а) величины среднеарифметического значения (X);

б) меры изменчивости признака (а2, V, т); _

в) центральной тенденции измеряемого признака (X) с ее вариа­
тивной характеристикой (а2, V, т).

40. Интерпретация материалов обследования в психодиагности­
ке — это:

а) истолкование, объяснение, перевод на понятный язык обнару­
женных закономерностей и свойств в структуре изучаемых яв­
лений психики;

б) создание схем, готовых для коррекции образцов, в некотором
роде рецептов воздействия на изучаемые психические явления.

41. Проблема оценки и оценивания в психодиагностике рассмат­
ривается так:


а) как результат выражения количества измеряемого явления пси­
хики;

б) как процесс оценивания, своеобразная квалиметрия, осмысле­
ние и толкование свойств, содержания и качества психических
проявлений изучаемого;

в) как размещение изученного факта в дихотомической шкале
"хорошо — плохо".

42. Принцип деятельностного подхода к интерпретации психоди­
агностических данных предполагает применение ряда положений
(три правильных ответа):

а) выбор ракурса (диспозиции) для описания явления психики на­
подобие описания горы с разных точек наблюдения;

б) понимание системы конкретных связей и отношений изучае­
мых психических явлений применительно к той ситуации и об­
стоятельствам, в которых они "овеществляются";

в) определение значения, места и роли изучаемого явления пси­
хики в аспекте психической саморегуляции деятельности, от­
ношений и связей индивида в его жизненной среде;

г) определение психической структуры изучаемого явления пси­
хики во взаимодействии, динамике и компенсациях с ориента­
цией на прогноз изменений и развития;

д) линейное сопоставление установленного факта с оценочным
основанием как теоретической моделью психики.

43. Проблема норм и нормативов измеряемых явлений в психо­
диагностике:

а) сводится к определению среднестатистической нормы посред­
ством вычисления среднего арифметического значения в по-
пуляционных выборках;

б) использует ориентир на социально-психологический норма­
тив, исходящий от конкретных требований культурно-истори­
ческого уровня развития общества;

в) никак не обозначается, и нормами (нормативами) как таковы­
ми в современной психодиагностике пренебрегают.

44. Вероятностное прогнозирование в психологической диагнос­
тике осуществляется посредством:

а) интуиции и озарения, опыта и внутреннего "чутья" диагноста;

б) точных математических расчетов;

в) практически исключается из психологических исследований.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.