Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ



Скребец В. А.

С45 Психологическая диагностика: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. —К.: МАУП, 2001. — 152 с: ил. — Библиогр.: с. 146-150.

ISBN 966-608-122-9

В учебном пособии рассматриваются актуальные проблемы современной психодиагностики, ее теоретические положения, касающиеся общей теории те-стологии, содержательной характеристики психологических методов исследо­вания, принципов их структурно-логического строения и условий применения при диагностическом обследовании.

Для студентов психолого-педагогического, социологического, управлен­ческого профиля подготовки, аспирантов и слушателей курсов переподготов­ки и повышения квалификации в сфере образования и воспитания, менедж­мента, управления персоналом, а также специалистов-практиков.

ББК 88я7

© В.А. Скребец, 1999

© В. А. Скребец, 2001, с изменениями

© Межрегиональная Академия

ISBN 966-608-122-9управления персоналом (МАУП), 2001


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие..................................................................................................................... 5

Глава 1. Основы современной психодиагностики

1.1.Предмет психодиагностики, ее связь с другими науками.................... 7

1.2. Возникновение и этапы развития психодиагностики......................... 10

1.3. Понятие о профессиональных и любительских тестах

в психодиагностике...................................................................................... 18

Глава 2. Общая теория тестовой психодиагностики

2.1. Тестология и психодиагностическая практика.................................... 22

2.2. Характеристика теории тестологии........................................................ 24

2.3. Основные требования, предъявляемые к тестам.................................. 26

 

2.3.1. Валидность тестов............................................................................... 27

2.3.2. Надежность тестов.............................................................................. 36

2.3.3. Достоверность тестов и допустимая ошибка измерения ......... 45

 

2.4. Адаптация иностранных, иноязычных тестов...................................... 48

2.5. Нормы и требования к опубликованиям
психодиагностического инструментария.............................................. 50

Глава 3. Содержательная характеристика психодиагностических методов

3.1. Категоризация психодиагностических методов

по Б. Г. Ананьеву........................................................................................... 55

3.2. Виды тестовых заданий и характеристика ответов........................... 56

3.2.1. Стимулы — вербальные стандартизованные.

Ответы — закрытые типа "Выбор"................................................. 63

3.2.2. Стимулы — невербальные статические.

Ответы — закрытые типа "Выбор"................................................. 66

3.2.3. Стимулы — вербальные стандартизованные,
невербальные. Ответы — закрытые типа "Оценивание
значения признака по заданной шкале"........................................ 69

3.2.4. Стимулы — вербальные и невербальные, индивидуально
ориентированные. Ответы — закрытые типа "Оценивание
значения признака"............................................................................. 71

3.2.5. Стимулы — вербальные стандартизованные.

Ответы — открытые типа "Дополнения"...................................... 72

3.2.6. Стимулы — невербальные, вербальные.
Ответы — открытые типа "Дополнения"

и "Свободное конструирование"..................................................... 73

3.2.7. Стимулы — невербальные динамические.

Ответы — реагирование через органы управления.................. 74


3.2.8. Стимулы — вербальные (невербальные) индивидуально

ориентированные. Ответы — открытые....................................... 75

Глава 4. Организация и проведение психодиагностического обследования

4.1. Переменные (факторы), влияющие на результаты

психологического тестирования............................................................... 76

4.1.1. Ситуативная переменная психодиагностического
обследования........................................................................................ 76

4.1.2. Переменная цели обследования ..................................................... 80

4.1.3. Переменная тестового психодиагностического задания......... 83

4.1.4. Переменная личности испытуемого............................................... 96

4.1.5. Переменная личности психолога в обследовании..................... 99

Глава 5. Статистическая обработка первичных материалов психодиагностических исследований

5.1. Обработка результатов психодиагностического

исследования................................................................................................ 103

5.1.1. Определение оптимального количества наблюдений

в выборочных психодиагностических исследованиях........... 106

5.1.2. Сопоставление показателей двух статистических выборок. 107

5.1.3. Оптимальное количество наблюдаемых случаев,
необходимое для сравнения двух показателей
относительной доли.......................................................................... 108

5.2. Вариационный анализ психодиагностического

исследования................................................................................................ ПО

5.2.1. Средняя арифметическая величина............................................. 111

5.2.2. Меры изменчивости. Дисперсия и среднеквадратическое
отклонение. Ошибка среднего значения..................................... 113

Глава 6. Интерпретация материалов психодиагностических обследований

6.1. Интерпретация и проблема оценивания в психодиагностике ...... 117

6.2. Проблема полимодальности и многомерности психики

в психодиагностической практике ........................................................ 122

6.3. Проблема норм и нормативов измеряемых явлений психики........ 125

6.4. Вероятностное прогнозирование и психологический диагноз ..... 130

Программированный опрос к экзамену по психодиагностике.............. 136

Список использованной и рекомендуемой литературы.......................................... 146


ПРЕДИСЛОВИЕ

В наше время писать о психологической диагностике (психодиаг­ностике) непросто. Во-первых, в этой области уже существует обшир­ная, разная по содержанию и профессиональному уровню литерату­ра, а во-вторых, — это дисциплина, которая не претендует на собственную научно-теоретическую парадигму. Как следствие, в пси­ходиагностике много хаотичного и неопределенного. Однако без изу­чения психодиагностики в специальном образовании не может быть психолога. В эту сферу стремятся проникнуть "смежники" и любите­ли, поэтому здесь нужно наводить порядок, хотя это не означает, что на психодиагностику следует наложить табу: "только для психоло­гов". От того, что в практической психологии будут работать врачи и педагоги, инженеры и маркетологи, менеджеры и экономисты, пси­хология только выиграет, но лишь в том случае, если они будут ра­ботать компетентно, психологически грамотно.

Автор настоящего пособия более 20 лет проработал в разных об­ластях психологической практики — в клинике и спорте, в юриди­ческой психологии и психологии труда, в социальной психологии и психологии предпринимательства, в сфере образования и управле­ния. На основании своего опыта подготовки практических психоло­гов и взаимодействия с ними во время консультаций и диагности­ческих процедур автор четко представляет, какие звенья психодиаг­ностического знания упущены, где образуются слабые звенья, в чем требуется системная поддержка.

Охватить все проблемы и пробелы основ психодиагностики в не­большом по объему учебном пособии, разумеется, невозможно, но автор попытался осветить главное, в частности теорию. В пособии приведены понятия о профессиональных и любительских тестах, о теории в тестологии, о категоризации психодиагностических мето­дик. Достаточно подробно описаны требования, предъявляемые к психологическим тестам: валидность, достоверность и надежность. Обсуждены конструктивные особенности, измерительные системы психометрии, а также переменные, влияющие на материалы психо­логического тестирования, в том числе исходящие от них артефакты и приемы снижения их воздействия на конечные результаты диагно­стики. По мнению автора, это анатомия и морфология психодиагно-


стики, без знания которых нельзя приступать к работе над каким бы то ни было психодиагностическим тестом. Если существуют общие правила игры, их нужно придерживаться всем, кто вступает в игру. Так и в психодиагностике — есть общие правила и требования, ко­торые следует соблюдать.

Особое место в психодиагностике занимает конечный результат, который зависит от того, насколько диагност владеет методами мате­матической обработки полученных данных. Общеизвестно, что аппа­рат математической статистики способствует повышению объектив­ности измерений, поскольку формулируемые суждения и выводы, ос­нованные на расчетах, становятся менее зависимыми от личности исследователя. Однако далеко не все психологи, даже те, кто прошел курсы переподготовки или иные неуниверситетские формы кратко­срочной профессиональной подготовки, владеют этими методами и пользуются ими в достаточной мере.

Автор счел необходимым представить начинающим психологам если не фундаментальные знания по вероятностной математической статистике, то хотя бы элементарные ее понятия и примеры в образ­цах расчетов. Рассмотрены также вопросы интерпретации материа­лов психодиагностических исследований и проблема оценивания в психодиагностике.

За помощь в подготовке учебного пособия к изданию автор бла­годарен методистам лаборатории психологических исследований Черниговского областного института повышения квалификации и переподготовки работников просвещения И. А. Вошкиной (зав. ла­бораторией), О. В. Марченко, Л. А. Лядовской, Е. И. Петрусевич. Автор глубоко признателен декану факультета переподготовки, кан­дидату психологических наук В. Я. Подороге и директору указан­ного института, кандидату философских наук В. И. Скрипке за со­действие и поддержку в работе над пособием, за конструктивные советы.

Настоящее пособие будет полезным не только для студентов ву­зов, где преподается психология, но и для всех, кому по роду дея­тельности приходится работать с людьми.


[ ГЛАВА 1 ) ОСНОВЫ

СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

1.1. ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Развитие психологической науки в нашей стране и за рубежом со­провождается значительным повышением интереса к проблемам пси­ходиагностики. Цельсовременной психодиагностики— фиксировать в упорядоченном виде различия между людьми и группами людей. Ее задачей в наиболее общем виде является установление индивиду­альной степени выраженности психических свойств и их интраинди-видуальных взаимосвязей.

Предмет психодиагностикинередко ограничивают набором раз­личных диагностических методов, посредством которых выявляется психическое своеобразие человека. Иногда к психодиагностике от­носят еще и статистические измерения динамики изменения психи­ческого статуса под влиянием тех или иных обстоятельств. При этом упускают из виду, что характер полученной информации и интер­претация ее в психодиагностическом измерении в значительной сте­пени зависят от общей теории личности, которую использует пред­мет психодиагностики.

Психическое в предмете психодиагностики обнаруживается в раз­личных формах и проявлениях, однако диагностически релевантным оно становится лишь будучи включенным в систему конкретных от­ношений:

интраиндивидуальных связей, когда диагностические данные
отражают взаимосвязь и взаимоотношения психических
свойств человека как целостной функциональной системы, це­
лостной личности;

интериндивидуальных вариаций, когда диагностические данные
служат основанием для установления различий между людьми;

субъект-объектных отношений, когда диагностические данные
о личности приобретают диагностическую ценность, если они


несут информацию об отношении человека к условиям своего существования, требованиям окружающей среды.

Системы отношений, как и правила включения в них диагности­ческих данных, могут быть и другими, что зависит от исходных науч­но-теоретических позиций. Этим объясняется многообразие методов диагностирования, а также затруднения, которые испытывают психо­логи-практики при выборе инструментария психодиагностики. Та­кая ситуация объясняется не только отсутствием общепринятой клас­сификации личности, но и тем, что психодиагностика складывалась эмпирически, т. е. опытным, а не теоретическим путем. Разумеется, при этом следует учитывать, что влияние психодиагностики на раз­витие теории столь же велико, как и потребности в ее теоретических обоснованиях.

Психодиагностика занимает промежуточное положение среди наук, изучающих психические явления. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а от­носительно используемых методов является основой, объединяющей все области их практического применения.

При исследовании индивидуальных особенностей личности пси­ходиагностика исходит из общих положений психологической науки о сущности и закономерностях психического развития. Анализируя индивидуально-психологические факторы, психодиагностика тем са­мым обобщает систему основных знаний общей и дифференциаль­ной психологии. Вместе с тем практические области психологии — психология труда, инженерная, социальная, педагогическая, юриди­ческая, спортивная и другие — при разработке и применении психо­диагностических методов находят в предмете психодиагностики общие теоретико-методологические основания. Использование их позволяет создать базис для понимания и оценок личности в системе социальных, экономических, правовых, спортивных и других отно­шений.

Понятие "психодиагностика" ввел в 1921 г. Г. Роршах [78]. Но как специальную дисциплину в психологии психодиагностику стали выделять еще в начале XX в. Измерение индивидуальных особенно­стей человека стало возможным благодаря возникновению в психо­логии объективных предпосылок.

Различают четыре наиболее важных источника возникновения и развития психодиагностики: экспериментальная психология, диффе­ренциальная психология, прикладная психология и тестология.


В специальной литературе под психодиагностикой подразумевает­ся особая форма познавательного процесса распознавания в отличие от познания в научном плане, не сводимого к узнаванию в обыденном представлении. Психодиагностическое распознавание является от­дельной и специфической сферой человеческой деятельности, кото­рая предполагает специальное обучение. Своеобразие диагностичес­кого распознавания заключается в том, что познавательный процесс в этом случае осуществляется в направлении выделения единичного из общего. Но главная особенность состоит именно в предмете диагнос­тики, который является своеобразным выражением и конкретизацией общенаучного понятия "состояние". В психодиагностике понятие "со­стояние" применимо и к психическим процессам, и к психическим свойствам личности, и к собственно психическим состояниям. Пред­метом же психодиагностики становится распознавание конкретного психического явления, пребывающего в динамичном состоянии, с ло­кализацией его по качеству и времени, равно как и по отношению. Локализация, состояние, качество, скорость, интенсивность, отноше­ние, развитие — все это индикация психодиагностики, ее предмет.

Некоторые исследователи [37; 67; 71] специфику психодиагности­ки усматривают в том, что она является научно-практической дея­тельностью. Как практическая деятельность психодиагностика осу­ществляется в целях преобразования реального состояния субъекта, как научная — стремится к строгому описанию изучаемого явления психики.

Существует еще точка зрения [56; 57; 60], заключающаяся в том, что психодиагностика является не наукой, а искусством, в основе ко­торого лежат интуиция, чутье, догадка, озарение. Широко распрост­ранено также мнение о том, что психодиагностика — одновременно и наука, и искусство, т. е. в некотором роде она является "сплавом" того и другого. Обобщение понятия "психодиагностика" позволяет выделить в нем следующие существенные элементы:

1. Психодиагностика как один из видов деятельности практичес­
кого психолога представляет собой процесс распознавания психичес­
ких особенностей человека в целях разрешения его проблем.

2. Психодиагностика как распознавание — специфический вид
познавательной деятельности, отличающийся от метрического изме­
рения и строго научного исследования.

3. Психодиагностическая деятельность имеет о бщие черты с дру­
гими видами диагностики, но вместе с тем отличается спецификой


проникновения в особую категорию явлений, которой является психи­ка человека.

4. Психодиагностику можно отнести как к науке, так и к искус­
ству на том основании, что диагноз в ней базируется как на методах
научного познания действительности, логическом следовании из точ­
но установленных фактов, так и на опыте, интуиции, догадке, озаре­
нии практического психолога.

5. Психодиагностика как научная дисциплина является разделом
практической психологии, который в оценке и понимании возника­
ющих проблем использует психологические знания, закономерности
формирования и развития психики.

6. Психодиагностический процесс в научной его организации ис­
пользует субъект обследования, психодиагностические методики,
взаимодействие диагноста и испытуемого (обследуемого в психоди­
агностике принято называть испытуемым), психологический диаг­
ноз.

Выделенные элементы психодиагностики определяют содержание подготовки и непосредственное психологическое обследование с по­следующей рубрикацией для накопления диагностической информа­ции в специальном протоколе исследования.

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Предыстория тестов уходит в глубь веков. Она связана с испыта­ниями и выявлением различных способностей, знаний, умений и на­выков. Известно, что еще в середине II тыс. до н. э. в Древнем Вави­лоне проводились испытания выпускников школ, где готовились пис­цы. Профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации благодаря обширным по тем временам знаниям. Он обязан был знать четыре основных арифмети­ческих действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, владеть ис­кусством пения, игры на музыкальных инструментах.

В Древнем Египте только тот обучался искусству жреца, кто был способен выдержать испытания по определенной системе. Вначале кандидат в жрецы проходил собеседование: выяснялись его биогра­фические данные, уровень образованности, способность вести бесе-


ду, оценивалась внешность. Затем проверялось умение трудиться, слушать и молчать. Проводились также испытания водой и страхом (преодоление страха во время пребывания в мрачных подземельях в полном одиночестве).

Эту суровую систему испытаний успешно преодолел в свое время известный ученый древности Пифагор. Вернувшись впоследствии в Грецию, он основал свою школу, в которую допускал только тех, кто успешно проходил серию разработанных им испытаний. Пифагор подчеркивал роль интеллектуальных способностей, утверждая, что "не из каждого дерева можно выточить Гермеса". Поэтому в его си­стеме отбора центральное место отводилось диагностике интеллек­та. При успешном решении сравнительно сложной математической задачи вопрос о приеме в школу решался сразу. Но особое значение Пифагор придавал поведению новичка в критической ситуации: на­сколько хладнокровно и достойно он вел себя в ней, осмысленно ли отвечал на вопросы. Не менее значимы для Пифагора были походка и смех. Он утверждал, что манера смеяться является важным показа­телем характера человека.

В Древнем Китае еще за 2200 лет до н. э. использовали определен­ную систему проверки лиц, желавших стать государственными слу­жащими, т. е. чиновниками.

Индийский царь Девсарм, желая испытать мудрость иранцев, при­слал им шахматы, предполагая, что они вряд ли разгадают суть этой игры. Однако иранцы поняли правила игры в шахматы и в свою оче­редь изобрели нарды.

Древним свидетельством тестового испытания могут служить также "Материалы, излагающие основы религиозного учения чань-буддизма". Учителя чань-буддизма использовали вопросы-парадок­сы, загадки, ситуации психологического стресса.

Различные конкурсы и экзамены устраивались и в средневековом Вьетнаме. Только за два года — с 1470 по 1472 — там прошли пере­аттестацию все военные и гражданские чиновники, что позволило одновременно реорганизовать весь государственный аппарат. В ре­зультате Вьетнам снова стал сильным феодальным государством.

У многих народов (эскимосов, хантов, нанайцев, казахов и др.) процедура овладения шаманством обретала смысл психодиагно­стического испытания. Следовательно, испытание индивидуальных способностей и возможностей людей в конкретных целях можно рассматривать как одну из форм общественной жизни многих на-


родов мира со времен древних цивилизации до нашего времени. Тестовое испытание, как и психодиагностика, не является порожде­нием современности.

С течением времени обыденное представление об испытании и научное понимание теста все более дистанцируются. Всякий тест включает в себя испытание, предполагает его, хотя и не сводится толь­ко к нему. В современном представлении тест — это метод исследо­вания, который должен соответствовать определенным научным тре­бованиям. По мере развития научного знания требования к тестам и соответственно тесты претерпевали изменения. Собственно содержа­тельная история тестов началась примерно 100 лет тому назад в пери­од расцвета капиталистического производства, его технического пе­реоснащения, изменения общественного сознания, взлета и кризиса ес­тествознания.

К концу XIX в. потребности цивилизации в изучении человечес­ких способностей были сформулированы в виде научного исследо­вания особенностей индивидуальных различий. Такая постановка вопроса и дала мощный импульс к появлению первых тестов.

В 1879 г. Вильгельм Вундт организовал в Лейпциге первую в мире экспериментально-психологическую лабораторию, где вместе с уче­никами начал экспериментально исследовать психические процессы.

Английский антрополог Фрэнсис Галътон, один из основателей биометрии, дифференциальной психологии и метода тестов, в течение 1884—1885 гг. провел серию испытаний: посетители его лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли за небольшую плату проверить свои фи­зические данные (силу, быстроту реакций), функциональные возмож­ности и психические свойства (по 17 показателям). После обследования 9337 человек Ф. Гальтон отмечал, что практика вдумчивого и мето­дичного тестирования — не фантазия, а реальность, которая нуждает­ся в развитии и эксперименте. В поддержку эксперимента в психоло­гии несколько позже высказывался известный американский психолог Дж. Кеттел. Он утверждал, что психология станет действительной и точной наукой только тогда, когда в ее основе будут эксперимент и измерения. Именно благодаря Дж. Кеттелу (после опубликования в 1890 г. его статьи) слово "тест" в его специальном значении вошло в научный обиход.

С момента первых публикаций Ф. Гальтона идея тестового мето­да в психологии привлекала внимание ученых разных стран, однако


научный статус тестов не был определен и возможности измерения в психологии подвергались сомнениям.

Между тем общественная практика настоятельно выдвигала одну за другой проблемы, которые не решались существующей тогда пси­хологией из-за отсутствия соответствующей психометрии.

В начале XX в. французский врач и психолог Альфред Бине, вы­полняя социальный заказ национального муниципалитета образова­ния, вместе со своими сотрудниками разработал серию кратких пси­хологических задач-тестов, которые в последующем стали известны как тест IQ, определяющий коэффициент интеллектуального разви­тия. С помощью этого теста можно было выявлять детей с задержка­ми в интеллектуальном развитии и переводить их из обычных школ в специальные. Применение теста IQ оказалось достаточно продук­тивным во Франции, затем его стали использовать в европейских странах, Соединенных Штатах Америки. Заслуга А. Бине состоит не в создании казалось бы исключительно надежного теста (как впослед­ствии выяснилось, этот тест уязвим), а в том, что он впервые стал работать над тестами, которые исследовали высшие психические функции человека — память, воображение, логическое мышление.

Весьма важно, что тесты А. Бине были сгруппированы не толь­ко по направленности изучаемых явлений интеллекта, но и по воз­растным параметрам. Кроме того, А. Бине ввел понятие "умствен­ный возраст", выявил расхождение между возрастом хронологичес­ким (фактически прожитые годы) и умственным. Это была уже специальная работа над инструментарием психодиагностики.

В то же время в первом десятилетии XX в. появилась оригинальная психодиагностическая разработка профессора Московского универ­ситета Г. И. Россолимо. Он составил и применил методику изучения трех групп психических процессов: внимания, воли и восприятия в ас­социативных проявлениях. В методике Г. И. Россолимо вербальный эксперимент в ответах испытуемых имел минимальное значение, т. е. выполнение тестов выражалось действиями. Позднее такой принцип психодиагностики использовал Д. Векслер (США).

Развитие и использование психодиагностики в России имеет свою историю. Следует заметить, что украинская психология, как и пси­ходиагностика, в советский период развивалась совместно с россий­ской. Условно в этом процессе можно выделить три этапа:

• 20-30-е годы — психогенетическая диагностика: педология и психотехника;


• 50-60-е годы — психодиагностика качественного анализа;

• начиная с середины 80-х годов — тестовая психодиагностика
бихевиористического заимствования.

На первом этапе в педагогике и психотехнике широко распростра­нялись тестовые методики психодиагностики. В этой связи особенно развивалась педология как интегральная наука о ребенке. Ее пред­метом стало изучение жизни детей, определение роли наследствен­ности в психическом развитии, выяснение законов физического и ду­ховного становления личности, а также изучение патологических проявлений детской психики. Наряду с этим проводились психотех­нические исследования психофизиологических механизмов, лежащих в основе психомоторных навыков. Как первое, так и второе направ­ление психодиагностики были ориентированы на прагматические цели обслуживания научно-технического прогресса. Малочисленные профессиональные силы, слепое копирование западной тестологии без достаточной наработки собственного опыта, идеологический прессинг со стороны государства, информационная закрытость и методологи­ческая неопределенность с неизбежностью завели в тупик талантливо начатые поиски П. П. Блонского, Г. И. Россолимо, Н. А. Бернштейна, С. Я. Гиллерштейна, П. И. Шпильрейна и др.

Методологическая новизна и оригинальность отличала психо­генетические исследования Л. С. Выготского, который последова­тельно ушел в качественный анализ понимания особенностей психи­ческого развития личности ребенка. Вокруг Л. С. Выготского обра­зовалась школа единомышленников и сотрудников, которые в течение довоенного десятилетия искали нишу и собственные подходы в раз­витии идей своего учителя относительно качественного анализа пси­хики. В это время концептуально определился деятельностный под­ход в советской психологии (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), было наработано много оригинальных "деятельностных" методик психо­диагностики. Психику начали изучать не интроспективно и не с по­мощью тестовых испытаний (в классическом понимании теста), ее стали искать вовне, в деятельностных проявлениях. Однако в отли­чие от бихевиористического изучения психики в целостности стимул-детерминированного поведения деятельностный подход предполагал детерминацию психического соответствующим действием. Операция как составная психического действия была принята за основу пси­ходиагностики, качественного анализа. Здесь психодиагностика обрела почти виртуозную изобретательность. Это означает, что под


каждое свойство, тип, форму теоретически описанного в общей пси­хологии психического явления, например логической памяти или ус­тойчивости внимания, было разработано специальное психодиагно­стическое задание, по результатам выполнения которого анализиро­вались соответствующие особенности индивидуальных проявлений изучаемого свойства психики.

К 50-м годам такой подход вполне сформировался. В психоди­агностике на первый план выступил качественный анализ исследо­вания прежде всего умственного развития. В частности, А. А. Люб­линская исследовала особенности развития речи и ее функций, под руководством А. Р. Лурии изучалась роль речи в регуляции деятель­ности, А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец исследовали роль деятель­ности в развитии основных психических процессов (произвольнос­ти, восприятия, внимания, интеллекта), под руководством Д. Б. Эль-конина изучалось развитие речи и определялась роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. На базе при­веденных теоретических изысканий были созданы психодиагности­ческие технологии и методики, составлены программы обучения, воспитания, развития и коррекции. Это были уже процедурные тех­нологии, а не отдельные тесты.

Разрабатываемый принцип качественного анализа умственного развития оказался продуктивным, в частности, в теории поэтапного формирования умственных действий 77. Я. Гальперина. Вместе с тем психодиагностике такого типа присуща узкая прикладная направлен­ность, обусловленная необходимостью уметь распознавать и класси­фицировать те или иные психические явления.

Специфически распознавательная функция психодиагностики фиксируется и в сущности ее определений. Б. Г. Ананьев (1968), на­пример, рассматривал психодиагностику как направление психоло­гических исследований, преследующих цель определить уровни раз­вития психофизиологических функций, процессов и свойств личнос­ти, образующих сложные синдромы поведения, распознать состояние человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фруст-раторов и сложных ситуаций, определить потенциалы человеческо­го развития (работоспособность, трудоспособность, одаренность, специальные способности и т. д.).

К. К. Платонов (1974) полагал, что психодиагностика является наукой об определении свойств и особенностей психических явлений. Один из ведущих специалистов в области психодиагностики К. М. Гу-


ревич (1974) утверждал, что это наука о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам. В. В. СтолиниА. Г. Шмелев (1984) рассматривали психо­диагностику как науку о постановке психологического диагноза. Под диагнозом имелось в виду заключение психолога о состоянии и свой­ствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик человека.

Между тем психодиагностическое исследование существенно от­личается от экспериментального. Задача первого — получить зна­ния о конкретном носителе психического (конкретном индивиде или группе индивидов), второго — проверить теоретическую гипотезу во взаимосвязи наблюдаемых явлений и влияющих на них переменных. В силу этого психодиагностика подчиняется особым методическим принципам, содержит особые методические схемы, отличается как от эксперимента, так и от психофизического измерения.

Несмотря на многозначность и вариабельность определения пси­ходиагностики, центральным ее понятием всегда является психоло­гический диагноз. Психологический диагноз (от греч. diagnosis — рас­познавание, определение) представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущ­ности индивидуально-психологических особенностей личности с це­лью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего разви­тия и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследова­ния. В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:

1) симптоматический,построенный на основе математической
обработки данных исследования, что, собственно, может вы­
полнять любая ЭВМ, снабженная определенной программой;

2) этиологический,учитывающий не только наличие определен­
ных особенностей (симптомов), но и причины их возникнове­
ния;

3) типологический,заключающийся в определении места и зна­
чения полученных данных в целостной динамической структу­
ре личности испытуемого.

Психологический диагноз в психодиагностике качественного ана­лиза устанавливается на основании материалов, полученных в ре­зультате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психи­ческого развития испытуемого. При изучении и диагностике психи-


ческого развития в большинстве случаев ориентируются на факторы среды, позволяющие констатировать деструктивные изменения.

В отдельных случаях, как, например, у 77. Я. Гальперина (1969), в диагностике психического, в частности умственного, развития ис­пользуется метод поэтапного формирования умственных действий. Такой принцип разработки диагностического метода позволяет не только оценивать уровень психического развития человека, но и вскрывать причины тех или иных недостатков этого развития. Ме­тоды обучающего эксперимента открывают пути для осуществления психопрофилактической и индивидуально-психокоррекционной ра­боты.

Несмотря на все достоинства направления психодиагностики, ос­нованного на качественном анализе, становление его сопряжено с серьезными трудностями. Для его дальнейшего развития требуется немалая творческая изобретательность каждого практического пси­холога в разработке диагностических заданий, схем обследования и технологий, базирующихся на постоянно развивающейся, углубля­ющейся и обновляющейся теории. Сила этого направления психо­диагностики — в мощных теоретико-методологических концепциях, исходящих из теории психологической науки. С уходом с арены "ста­рой гвардии классиков" советской психологии и в связи с общим кри­зисом материалистической парадигмы гуманитарно-философской науки конца XX в. в теории общей психологии начиная с 80-х годов стал ощутим явный дефицит новых плодотворных идей. Именно с этого времени наблюдаются своеобразные компенсации и "подпит­ки" отечественной психодиагностики "готовым" западным инстру­ментарием — тестами бихевиористической(преимущественно амери­канской) психологической школы.Впервые это было отмечено в со­держании научных исследований, когда в диссертационных работах по психологии стали широко применяться зарубежные тесты. Отече­ственные ученые (в отличие от коллег-соотечественников 30-х годов) научились валидизировать тесты и применять их в качестве свое­образных моделей, сквозь призму которых можно осуществлять со­держательно-психологический анализ получаемой с их же помощью диагностической информации. Это упрощает процесс разработки оригинальных методов-заданий диагностики, но вместе с тем снижа­ет глубину анализа, создает ситуацию зависимости исследователя-диагноста от наличия "готового" теста. Однако с "выходом" отече­ственной психологии в массовую практику вынужденное использо-


вание тестовой психодиагностики становится едва ли не единствен­ной в нынешних условиях компенсаторной возможностью решать нахлынувшую лавину психологических проблем. В этом случае цели оправдывают средства. И в этом заключается своеобразие развития современной психодиагностики не только в Украине, но и во всех государствах бывшего Советского Союза, а также в странах Восточ­ной Европы, развивавшихся в блоке Варшавского Договора.

Вероятно, в XXI в. психодиагностика будет развиваться в сто­рону раскрытия глубин духовной сущности человека, его нравствен­ной сферы, смысложизненного потенциала личности, а не просто человека как "вещевого мешка", наполненного психическими фун­кциями, свойствами, процессами, состояниями. Проникновение психодиагностики в сферу духовности обещает в новом столетии крупнейшие открытия, сравнимые с открытиями технологий рас­щепления ядра в физике в XX в.

1.3. ПОНЯТИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ТЕСТАХ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Психология относится к тем областям человеческого знания, ко­торые привлекают к себе внимание многих. В быту и повседневной практике мы постоянно сталкиваемся с "проблемами человека". И нет на земле человека, не имеющего психологических проблем. Поэтому обращение к психологии становится занятием не только ин­тересным и любопытным, но и довольно популярным, иногда даже модным. Чаще всего обращаются к тестам.

Этому также есть объяснение. В психологии используются поня­тия, привычные в обиходе: память, воображение, внимание... Кто не знает этих терминов? Разумеется, каждый понимает и истолковыва­ет их по-своему. Это создает видимость простоты и доступности пси­хологической науки, особенно ее практического раздела — психоди­агностики. Многие начинают заниматься психологией как любите­ли и, не освоив глубин психологической теории, часто становятся дилетантами, активно утверждающими себя в качестве профессио­налов. Пожалуй, в этом не было бы беды (имеют же люди хобби, на­пример, в нумизматике, филателии и др.), если бы подобные люби-


тели не вторгались в функциональную ткань психики (своей или дру­гих людей). Ведь от такого вмешательства больше вреда, чем пользы. До настоящего времени психологическая практика остается незащи­щенной правовыми нормами, как, например, медицина, и допускает возможность некомпетентных действий. А между тем некомпетент­ное хирургическое (т. е. скальпелем) вмешательство в отдельных слу­чаях может быть менее вредным для человека, чем непрофессиональ­ное психологическое (т. е. словом) вмешательство в его душу.

Исходя из реальной оценки положения дел и упреждая некомпе­тентную инициативу в своей профессиональной области, психоло­гия вынуждена прибегать к защите, и прежде всего в методиках пси­ходиагностики. Поэтому и существуют две категории тестов: про­фессиональные и любительские.

Термин "тест"(от англ. test — проба, испытание) обозначает ме­тод диагностики, использующий стандартизованную систему вопро­сов и задач, имеющих определенную шкалу значений. Применяются тесты для эталонного измерения индивидуальных отличий между людьми. Тест, созданный для измерения одного свойства психики, называется гомогенным,а для измерения совокупности различных проявлений психики, связанных общими чертами или свойствами, — гетерогенным.Как первый, так и второй тест можно встретить и в от­крытых (любительских), и в закрытых (профессиональных) мето­диках.

Любительские тестысоздаются для массовой аудитории и широ­ко публикуются. Как и профессиональные, они снабжаются опреде­ленным инструментарием: инструкцией, стимульным материалом (заданием), алгоритмом обработки и расшифровки (интерпретации). Однако ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления сущности явлений в поведении, общении, какой-то спе­циальной деятельности и не раскрывают глубинных основ психики, ее организации и закономерностей. Эти тесты отражают наиболее общие, наблюдаемые опытным путем явления, поэтому просты и доступны в обращении. Вместе с тем они выявляют наиболее общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие. Опираясь только на материалы любительских тестов, нельзя выйти на глубинную кор-рекционную работу, хотя они и дают повод испытуемому задумать­ся, обратить внимание на что-то типичное в его поведении, образе жизни, характере и пр. Поскольку любительские тесты не имеют не­обходимых показателей валидности и надежности, их применение в


профессиональной практике требует дополнений и уточнений со сто­роны научных экспертных методов диагностики.

Следует отметить, что профессиональная психодиагностика исхо­дит из двух ситуаций обращения к психологу: ситуации клиента и ситуации экспертизы.

В первом случае — ситуация клиента — человек обращается к тестам либо ради интереса, либо нуждаясь в помощи психолога. Он по своей воле и желанию идет на сотрудничество, старается выпол­нить инструкции как можно более точно, не имея сознательных на­мерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. В си­туации клиента к диагностическому инструменту можно предъявлять менее жесткие требования относительно его защищенности от иска­жений.

Во втором случае — ситуация экспертизы — человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать "экзамен", а для это­го вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть в максимально выгодном свете. Профессиональная психодиагностика всегда связана с экспертизой.

Экспертные методы психодиагностики основаны на теории, про­фессиональном опыте, интуиции диагноста. Эти методы оказывают­ся незаменимыми тогда, когда нет шаблона, образца, отсутствуют стандартизированные условия в проявлении изучаемых явлений. Они эффективны по отношению к психическим явлениям, плохо поддаю­щимся внешнему наблюдению (субъективные переживания, личност­ные смыслы), к чрезвычайно изменчивым явлениям психики, для ко­торых трудно создать фиксированную операциональную модель.

Но если профессиональные методики применяет диагност-психо­лог соответствующей квалификации, то они являются объективным средством индикации субъективного содержания индивидуальной психики людей. Следует помнить, что глубокий экспертный анализ — необходимый этап, предшествующий разработке всякой стандарти­зованной процедуры диагностики. По мере стандартизации психо­диагностической процедуры обследования профессиональные ме­тодики подвергаются также верификации. Следовательно, предмет профессиональной психодиагностики с неизбежностью предпола­гает теоретические основания метода (концепт и методический при­ем), способ разработки эмпирического (опытным путем) обоснова­ния, исследовательские данные по репрезентативности, надежности, валидности шкалы тестовых измерений.


В научных сообщениях, которые доступны широкому читателю, полное содержание профессиональных, или закрытых, методик (77-методик), как правило, не обсуждается, а также не раскрываются полный текст заданий, ключи, тестовые нормы, детальные инструк­ции, анализ, интерпретации. Эта информация дается лишь косвенно с использованием ссылок на рекомендуемую специалистам инструк­тивную и методическую литературу. Если в печати приводятся люби­тельские, или открытые, методики {О-методики), то они исчерпыва­юще описываются, что позволяет непрофессионалам не наносить ущерба конкретным людям или психодиагностическому инструмен­тарию.

Таким образом, рассматриваемые методики психодиагностики можно разграничить.

 

П-методики О-методики
Применение в значительной мере зависит от влияния экспериментатора-диагноста, его опыта и знаний, поскольку устроены они менее формализовано, нежели О-методики Точность измерения не превышает погрешности в 5 % и основывается на внутренних закономерностях психичес­ких явлений Как правило, снабжаются специальной защитой на случай неискренности испытуемого и непроизвольных искажений результатов Закрыты для широкого пользователя, не приводятся в готовом виде (полный алгоритм работы с ними), поскольку для расшифровки и понимания резуль­татов предполагается специальное знание научной теории психологии Возникают из П-методик в процессе их совершенствования и значительной стандартизации процедуры обследования Дают результат с вероятностной точностью и описывают внешние проявления психики Рассчитаны на допущение сознательных искажений со стороны испытуемых Предполагают широкое использование, поскольку имеют строго установлен­ный порядок применения, доступный ключ, упрощенную интерпретацию

[ ГЛАВА 2 1 ОБЩАЯ ТЕОРИЯ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.