Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Расположение изображений на чертежах

Чертеж предмета должен давать полное представление о форме изображаемого предмета, его устройстве, размерах, материале, из которого изготовлен предмет, а также содержать сведения о способах его изготовления. Вместе с тем чертеж предмета должен быть лаконичным и содержать минимальное количество изображений и текста, достаточных для свободного чтения чертежа, изготовления по нему детали и ее контроля.

Для лучшего понимания и чтения чертежи должны составляться по общим правилам. Все требования к оформлению чертежей, а также условные обозначения, содержащиеся на чертежах, должны быть единообразными. Поэтому при составлении чертежей необходимо руководствоваться основными положениями и правилами ГОСТов «Единой системы конструкторской документации».

Все изображения на чертежах в зависимости от их содержания разделяются на виды, разрезы, сечения (ГОСТ 2.305— 68**).

Изображения предметов на чертежах образуются с помощью прямоугольного проецирования предмета на плоскости проекций. При этом предполагается, что предмет расположен между наблюдателем и соответствующей плоскостью проекций.

Предмет должен располагаться относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней наиболее полно отображало форму и размеры предмета при наилучшем использовании поля чертежа.

За основные плоскости проекций принимают шесть граней куба (рис.1,а). Предмет мысленно помещают внутри этого куба (заднюю его грань 1 принимают за фронтальную плоскость проекций) и строят проекции предмета на каждой грани. Если после этого развернуть грани куба до совмещения с фронтальной плоскостью 1, как показано на рис.1,б,то получим изображения предмета на шести плоскостях проекций.

На каждой плоскости проекций получается изображение обращенной к наблюдателю видимой части предмета; такое изображение называется видом. В зависимости от направления проецирования установлены следующие названия видов, получаемых на основных плоскостях проекций (рис.1,а, б): на плоскости 1 — вид спереди (главный вид); 2 — вид сверху; 3 — вид слева; 4 — вид справа; 5 — вид снизу; 6 — видсзади,он может быть расположен слева от плоскости 4.

Названия видов на чертежах, выполненных в проекционной связи, не указывают. Чтобы уменьшить количество видов, допускается на них показывать невидимые части поверхностей предметов штриховыми линиями. Виды предмета должны быть увязаны между собой (рис.1,б): вид сверху располагается под видом спереди, а виды слева и справа — на одном уровне с видом спереди (справа от него при взгляде на предмет слева и слева от него при взгляде на предмет справа).

 

Рис.1 Расположение изображений на чертежах: а— схема развертки плоскостей проекций, б — расположение видов предмета на чертеже

 

При выполнении чертежа предмета количество видов должно быть наименьшим и в то же время достаточным для получения полного представления о предмете. Например, для изображения на чертеже плоской детали — пластины (рис.2) можно ограничиться одним главным видом с указанием толщины детали на полке линии-выноски рядом с буквой s.

 

Рис.2 Чертеж пластины, выполненный в одной проекции

 

Часто два вида вполне определяют форму и размеры предмета. Если какая-либо часть предмета не может быть показана на этих видах без искажения ее формы и размеров, то применяют профильную проекцию (вид слева) или другой вид.

Для того чтобы правильно разместить изображения предмета и его частей на рабочем поле чертежа, необходимо:

1.выбрав масштаб чертежа, определить для каждого вида его основные габаритные размеры: для вида сверху — наибольшие длину и ширину предмета, для вида спереди — наибольшие длину и высоту и т.д.;

2.полученные размеры перевести на выбранный масштаб чертежа;

3.каждое изображение выразить в виде прямоугольника по установленным в масштабе габаритным размерам;

4.для определения формата чертежа полученные размеры прямоугольников расположить с возможной равномерной плотностью и с учетом необходимых мест для выносных и размерных линий и поясняющих надписей;

5.после схематической компоновки чертежа приступают к детальному изображению видов предмета внутри этих прямоугольников.

Правила расположения видов.Для полного выявления формы предметов в черчении применяют различные изображения: виды, сечения, разрезы.

Вид— это изображение обращенной видимой части поверхности предмета к наблюдателю. Для уменьшения количества изображений допускается на видах показывать необходимые невидимые части поверхности предмета при помощи штриховых линий. В отличие от проекций на видах применяют некоторые условности и упрощения.

Изображение, полученное на фронтальной плоскости проекций, называется видом спереди.Это изображение принимается на чертеже за главное. Поэтому такой вид еще называют главным.При выполнении чертежа предмет надо так располагать относительно фронтальной плоскости проекций, чтобы главный вид давал наиболее полное представление о форме и размерах предмета.

Изображение на горизонтальной плоскости проекций называется видом сверху.

Изображение на профильной плоскости проекций называется видом слева.

Наряду с видами спереди, сверху и слева для изображения предмета могут применяться виды справа, снизу, сзади (все они называются основными). Однако количество видов на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для полного выявления формы и размеров предмета. Для уменьшения количества видов на них допускается показывать при необходимости невидимые части поверхности предмета штриховыми линиями. С этой же целью применяются различные условные обозначения, знаки и надписи, установленные стандартом.

На рис.3 даны три вида детали, наглядное изображение которой показано на рис.4. Главным видом является вид спереди. Под ним расположен вид сверху, справа от главного вида и на одной высоте — вид слева. Вырез в детали прямоугольной формы оказался на виде сверху невидимым, поэтому он показан штриховой линией.

Рис.3 Три вида детали Рис.4 Наглядное изображение детали

 

 

Компоновка чертежа

Компоновка чертежа (или композиция чертежа) выражается в гармоничном сочетании отдельных элементов изображения в выбранном масштабе с заданным форматом бумаги. Компоновкой чертежа также называется размещение изображений, размеров и надписей на поле чертежа (т.е. внутри рамки).

Начинающие чертежники строят чертеж, как правило, без учета площади листа бумаги. В итоге чертеж либо не помещается в отведенном ему поле, либо занимает только его часть.

Поскольку мы воспринимаем изображение не само по себе, не изолированно, а вместе с листом, на котором оно расположено, то между величинами изображения и листа должна существовать определенная пропорциональная зависимость, или, как говорят художники, композиционное равновесие.

Простейший способ достижения равновесия в чертеже — это равномерное распределение проекций (но не за счет нарушения проекционной связи). Из рис.5 легко понять суть этого требования.

Рис.5 Компоновка проекций на чертеже

Но здесь могут быть и неожиданности. На рис.6 проекция валика размещена строго посередине листа. Несмотря на это, изображение кажется сдвинутым вниз.

Рис.6 Деталь на чертеже кажется смещенной

Это объясняется особенностью восприятия изображений нашим глазом: горизонтальные линии нам представляются длиннее вертикальных, верхняя половина предмета — больше нижней. Поэтому изображение валика следовало бы расположить несколько выше середины листа. По той же причине верхние части некоторых типографических знаков делают меньше нижних, но мы их видим равными (рис.7). Поверните рисунок и вы убедитесь в этом.

Рис.7 Компоновка типографических знаков

Это относится и к ряду букв и цифр чертежного шрифта. Взгляните на рис.8. Кажется, будто небольшой черный круг расположен в глубине квадрата, большой круг выдвинут на первый план и только третий круг лежит в плоскости квадрата. Этот пример поможет вам определить соотношение толщины и размеров линий, цифр, надписей и других элементов чертежа при его выполнении, т. е. выдержать равновесие между черным и белым.

Рис.8 Компоновка круга в квадрате

На рис.9 легко увидеть, какая компоновка чертежа выполнена композиционно правильно. Стрелки левого и правого чертежей несоизмеримы с проекциями: первые — велики, вторые — слишком малы, цифры — также. Кроме того, слева они «прижаты» к своим проекциям, справа, напротив, «оторваны» от них. Правильно исполнен средний чертеж. В нем зрительно все уравновешено и создаются благоприятные условия для глаза при его движении по изображению.

Рис.9 Компоновка размерных линий на чертеже

Контрольные вопросы для проверки знаний

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.