Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ



«СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ».

 

Обучающие:

- освоение базового программного материала «техники речи» в соответствии свозрастными и индивидуальными возможностями каждого участника;

- выработать умение пользоваться правильным литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;

- обучить элементарным навыкам владения дыханием и голосом, в дальнейшем всем речевым аппаратом и умению его рационально использовать;

- научить самостоятельно работать над исправлением индивидуальных недостатков дыхания, артикуляции и дикции;

Развивающие:

- развить речевой слух, внимание и память;

- развить речевые и творческие способности;

- развить художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного.

Воспитательные:

- увлечь участников коллектива красотой звучащего русского слова;

- воспитать этические нормы поведения, способность работать в коллективе и подчиняться общим правилам;

- воспитать умение критически оценить как свою работу, так и работу своих товарищей.

Программа разработана таким образом, чтобы тесно увязать обучение в театральном коллективе сценической речи с теми этапами развития голоса, каждый из которых создаѐт свои исходные для этого условия. Только учѐт этих условий позволит развиться голосу естественным и гармоничным путѐм.Ключевым для развития голоса является его мутация. Это позволяет разделить

эволюцию голоса на три периода:

- предмутационный ( до12 лет);

- мутационный (до16 лет);

- послемутационный (до 18 лет).

Для каждого из этих периодов характерны особые черты, которые непосредственно влияют на содержание данной программы и методику еѐ реализации.

 

Предмутационный период.

Голоса мальчиков и девочек в этом возрасте, в общем, однородны. Диапазон голоса значительно меньше, чем у взрослых.

Деление на первые и вторые голоса условно. Речь детей в этом возрасте отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном. К одиннадцати годам в голосах детей, особенно мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углублѐнным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. В

этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу.

 

Мутационный (переходный) период.

Он связан с быстрым ростом гортани и совпадает с периодом полового созревания детей. Продолжительность мутационного периода может быть различна: от нескольких месяцев до нескольких лет. У девочек мутация наступает примерно на год раньше, чем у мальчиков. Изменение голоса сказывается в первую очередь на разговорной речи. У мальчика, говорящего фальцетным голосом, начинают появляться низкие грудные звуки. За время перелома голос у мальчиков понижается на целую октаву и даже больше, превращаясь из детского дисканта или альта в голос мужчины - тенор, баритон или бас. В этом периоде голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким. Часто голос становится хриплым, приобретает неприятный резкий тембр. Период мутации протекает у девочек более гладко, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции.

Задача руководителя - своевременно услышать мутацию и при первых еѐ признаках принять меры предосторожности: в этот период исключаются упражнения с форсированием звука, твердой атакой и расширением диапазона. Правильно организованная нагрузка на занятиях техникой речи способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Очень важно, чтобы педагог чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

 

Послемутационный период (юношеский возраст).

Особенность этого периода - нежные, неокрепшие связки. Важно соблюдать правильный речевой режим, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Процесс воспитания голоса должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики. В соответствие с особенностями указанныых периодов развития детского голоса обучение учащихся ведѐтся в трех возрастных группах и обеспечивает насыщенность занятий в течение шести лет обучения.

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

в Народном театре миниатюр «Зеркало».

 

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (два года обучения).

Доминантными в программе являются творческое развитие, коррекция и воспитание детей, образование и техника выполнения упражнений.

 

Содержание занятий:

Дыхание и голос.

1. Беседа о содержании и задачах предмета «Сценическая речь». Элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене дыхательного и голосового аппарата.

2. Выявление типа дыхания у учащихся. Упражнения, снимающие мышечные напряжения. Воспитание правильной осанки. Воспитание навыков смешанно-диафрагмального типа дыхания. Освоение дифференцированного вдоха и выдоха. Активация тонуса мягкого неба у учеников (новичков).

3. Краткие сведения о механизме голосообразования и некоторых особенностях звука: направлении (фокусе), резонировании, высоте (диапазоне), силе.

4. Упражнения на координацию речевого дыхания и звука в среднем регистре. Выработка ровности, плавности и длительности выдоха со звуком.

5. Упражнения, развивающие слух учащихся.

6. Упражнения, тренирующие длительность выдоха и навык взятия дополнительного дыхания.

 

Тренировка речевого дыхания начинается без звука. По мере усвоения упражнений по развитию дыхания вводится звук: сначала фрикативные согласные, потом гласные, слоги, слова, фразы.

Упражнения вначале выполняются в игровых ситуациях, постепенно заменяясь специальными дыхательными и голосовыми на повышение и понижение голоса по строчкам и по словам в распевной и речевой интонациях.

Строчка текста должна постепенно увеличиваться от трех до пяти слов. Дыхание берется перед каждой строкой. Следует помнить о необходимости бережного отношения к голосу и не злоупотреблять силой и высотой звучания.

 

Дикция.

- Понятие о предмете. Общие сведения об устройстве и функционировании речевого аппарата.

- Гласные звуки и их классификация по месту и способу образования. Тренировка гласных звуков в различных словах, учебных текстах.

- Согласные звуки. Классификация согласных звуков в сочетании с гласными в словах, фразах, текстах.

- Продолжается работа над исправлением дикционных недостатков речи у учеников, занимавшихся на первой стадии обучения.

- Выявляются речевые недостатки у учащихся, не занимавшихся ранее, и начинается работа над их исправлением.

Тренировку артикуляционного аппарата полезно начинать с комплекса упражнений, освобождающих от мышечных зажимов верхнюю часть корпуса, руки, шею, челюсть, лицо, губы, язык.

Тренировка ведется в двух темпах (медленном и среднем), на материале пословиц, загадок и специально подобранных текстов.

При работе над дикцией необходимо постоянно следить за правильным использованием дыхания, свободным звучанием голоса, естественной артикуляцией.

 

Орфоэпия.

- Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Краткие сведения о языке, его функциях. Ударение в слове.

- Произнесение гласных звуков «о», «а» в ударном слоге.

- Произнесение гласных звуков «о», «а», в предударном слоге; в начале слова; в слогах после ударного гласного; в слогах, удаленных от ударного гласного на 2- 3 слога.

- Произнесение безударных гласных «я» и «е».

- Звук «и» после твердой согласной, предлога или при слитном произношении данного и предыдущего слов.

- Произнесение гласного «е» в сочетаниях «яе» и «ае».

- Произнесение согласных звуков «ч, щ».

- Произнесение согласных звуков «ж, ш,ц».

- Произнесение звонких согласных в конце слова.

- Произнесение сочетания согласных «сч» и «зч».

- Произнесение звонких согласных перед глухими.

- Произнесение глухих согласных перед звонкими.

Все правила орфоэпии усваиваются сначала на примерах специально подобранных слов, затем слова для тренировки выписываются из текстов для развития дикции, голоса, логики, а также из ролей, подготавливающихся на занятиях по предметам «Сценическое действие» и «Основы театральной игры». Чем больше будет запас верно произносимых слов у ученика, тем быстрее исправится его речь.

Работа над правильностью произношения должна проходить под наблюдением преподавателя.

Помимо работы над литературным материалом, необходимо постоянно исправлять, имеющиеся в бытовой речи, ошибки в произношении.

 

Работа над текстом.

Беседа о выразительных возможностях звучащей речи. Правила логического чтения текста: речевой такт, логические паузы, знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире,

вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки).

Логические ударения в речевом такте, логическое ударение в смысловом отрезке, главное и второстепенное ударения.

Выделение логическим ударением противоположных понятий.

Выделение логическими ударениями однородных членов предложения.

Логические ударения во фразах со сравнительными оборотами.

Закон выделения нового понятия. Логическое ударение в предложениях содержащих вопрос.

Чтение простейших нераспространенных предложений.

Наработка умения грамотно читать с листа.

Проведение чтений и разборов текстов, подготовленных самостоятельно.

Логические правила осваиваются, вначале, с помощью упражнений и специально подобранных предложений, затем на литературном материале для тренировки дыхания, голоса, дикции, орфоэпии.

Тренируется умение последовательно и логично рассказывать эпизоды из прочитанных книг или из своей жизни. Рассказанное обсуждается, отмечаются его достоинства и недостатки.

Продолжается работа над текстами (наизусть), воспитывающими речевую и голосовую выразительность.

Лучшие работы выносятся на открытые уроки и концерты.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ (два года обучения).

 

Занятия с детьми мутационного (переходного) периода.

Доминантными являются творческая реализация и техническое совершенствование учащихся с учетом дозировки нагрузки и специфики физиологии и психологии подростков.

 

Содержание занятий:

Дыхание и голос.

Учащиеся под руководством преподавателя продолжают работу по развитию координации дыхания и голоса в пределах среднего регистра.

Продолжается систематический тренинг на материале пройденных упражнений. Увеличивается число упражнений, развивающих ровность, плавность, длительность выдоха, навык повышения и понижения голоса по строчкам с одновременным использованием смены темпа (одна строчка произносится медленно, две другие в быстром темпе). Длина строчки при этом может увеличиваться до шести слов. Дыхание берется перед каждой строкой. Тренируется тональная связь с партнером (в упражнении участвуют два человека: один спрашивает, другой отвечает).

Осваиваются упражнения на развитие силы звука.

Продолжается систематическая тренировка пройденного материала.

Расширяется круг упражнений. Увеличивается время занятий на уроках и самостоятельно, дома.

Наряду с упражнениями, подбираются небольшие литературные тексты, произнесение которых требует использования различных выразительных средств голоса: смены ритма или высоты звучания, силы звука, смены темпа, динамики.

Тексты подвергаются логическому анализу, тщательной дикционной и орфоэпической обработке.

Активно тренируются навыки правильно и быстро брать дополнительное дыхание. Для этого вводятся специально подобранные тексты. Они подвергаются логическому анализу с выделением основной мысли, отрабатываются дикционно и орфоэпически, потом выучиваются наизусть.Так же, как и на первом году обучения, рекомендуется постоянно использовать в упражнениях игровые элементы.

К концу второго этапа обучения, помимо тренировки голосового аппарата под наблюдением педагога, рекомендуется систематическая самостоятельная работа дома.

Необходимо закрепить умение пользоваться средним регистром.

 

Дикция.

Продолжаются занятия по исправлению индивидуальных недостатков речи и тренировка речевого аппарата на примерах усложненных дикционных сочетаний и текстов.

Тренировочные тексты увеличиваются в объеме.

Четкостью и ясностью произношения учащиеся овладевают на материале пословиц, скороговорок и специально подобранных текстов с труднопроизносимыми сочетаниями звуков в трех темпах: медленном, среднем, быстром.

Работу над дикцией необходимо координировать путем совершенствования орфоэпии, дыхания и голоса, знаний логических правил.

Орфоэпия.

- Краткие сведения о языке, его функциях.

- Речь бытовая, литературная, сценическая.

- Продолжение занятий по закреплению пройденных правил орфоэпии и изучению новых с группой учеников, допускающих нарушения норм русского языка.

- Произнесение сочетаний согласных «сш» и «зш».

- Произнесение сочетаний согласных «сж» и «зж»на стыке приставки и корня, предлога и слова.

- Произнесение сочетаний согласных «зж» и «жж» в корне слова.

- Произнесение сочетаний согласных «тч» и «дц».

- Прознесение сочетаний согласных «стн», «здн», «стл».

- Произнесение слов «кабы», «коль», «коли», «хоть», «чай», «мол», «стало быть», «дескать».

Орфоэпические правила отрабатываются в той же последовательности, что и на первом этапе обучения: в словах, тренировочных текстах по дикции, голосу, логике. Делаются орфоэпические разборы текстов. Проводятся орфоэпические диктанты с последующим разбором ошибок.

Работа над текстом.

- Продолжается практическая и теоретическая работа над закреплением пройденных логических правил. Изучаются новые.

- Логическое ударение прилагательных.

- Выделение логическим ударением определений, выраженных родительным падежом существительных.

- Логическое ударение в предложениях с обобщающими словами.

- Закон выделения логическим ударением повторяющихся слов.

- Вводные слова и вводные предложения. Обращение. Место обращения в предложении и его различное прочтение.

Развивается навык чтения с листа. Это осуществляется в такой последовательности: упражнения и фразы, тексты тренировочных упражнений, специально подобранные тексты. Подготавливаются небольшие прозаические тексты для чтения наизусть. Во избежание механического запоминания текста и для развития фантазии и видения следует использовать прием пересказа содержания отрывка своими словами. При этом развивается способность добиваться определенной реакции от слушателей.

В процессе анализа текста, состоящего из простых нераспространенных и распространенных предложений, учащийся под руководством преподавателя определяет содержащееся в нем событие, проверяет правильность найденных логических центров, расставляет паузы. При этом уделяется внимание определенной интонации, присущей тому или другому знаку препинания.

Приобретается навык живого контакта со слушателями.

 

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (два года обучения).

Занятия с обучающимися юношеского возраста (до-18 лет).

Доминантными являются творческая реализация и техническое совершенствование учащихся.

 

Содержание занятий:

Дыхание и голос.

- Продолжается систематическая тренировка артикуляционного аппарата на пройденном материале.

- Расширяется круг упражнений и тренировочных текстов на развитие и укрепление среднего регистра голоса. Занятия ведутся на репетициях, так и самостоятельно, дома.

 

Дикция.

- Закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки правильной, чистой и ясной речи.

- Увеличивается количество упражнений и текстов на использование различных темпов речи.

 

Орфоэпия.

- Продолжается обработка новых слов. Анализируются тексты, взятые для тренировки дикции, голоса, орфоэпии.

- Разбираются и отрабатываются новые литературные тексты, подготавливающиеся для чтения со сцены.

- Закрепляются нормы современного литературного произношения в бытовой речи.

 

Работа над текстом.

В течение 4 года обучения на материале прозаических произведений участники коллектива должны закрепить навык применения логических правил. Они должны научиться находить верную форму общения со зрителем на основе знания характера литературного произведения, воздействовать, словом на своего слушателя.

Они знакомятся с особенностями стихотворной формы, ритмической организации стихов В.Маяковского. Определяются отличительные особенности прозаического и стихотворного текстов.

Ведется практическая работа над стихотворными произведениями. Вырабатывается умение донести до слушателя идейный замысел автора, не нарушая сложной поэтической формы.

Для закрепления и поверки приобретенных знаний и умений необходимы участия в концертах.

Программа составлена из расчета общей нагрузки – 36 часов в год для каждого уровня обучения.

 

Рекомендуемая литература к учебной программе

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.